В холодильнике лежала сморщенная в три погибели сосиска.
В центре Сухуми много старых домов. В каждом старом доме много комнат. И каждая комната старого дома в Сухуми имеет шкаф, в котором спрятан скелет. Скелеты в шкафах обладают различными свойствами натуры, различным ростом, полом и характером. Периодически у них меняется настроение, но все они свято хранят то, что должны хранить - старые тайны старого дома в старом центре города Сухуми.
На дворе стоял сентябрь. Дождь только-только затих и я, пробираясь на цыпочках через лужи, впервые встретилась с ним - со старым центром Сухуми. Как обычно в этих случаях, пишется - асфальт был вымыт и блестел на солнце. Воздух был свежий влажный и густой и по этому обладал отличнейшей запахопроводностью.и сейчас носился, как курица с цыпленком, с запахом свежеиспеченного хлеба. Я купила булку и с великой радостью предалась чревоугодству. Мимо прошла рыжая собака с разлапистым хвостом.
Но счастье было не долгим. В одном из старых шкафов одного из старых домов в Сухуме, скелет почуял меня и задрожал всем телом в эпилептическом припадке сладострастного желания.
Над Сухумом снова сгустились тучи, подул ветер, затрепетала листва на деревьях, затрепетала и я. И, извините за тавтологию, снова полил ливень. Ливень был сильнее и мокрее предыдущего. Огромные продолговатые переходящие одна в другую капли неслись с большой высоты и обрушивались вниз.
Скелет дрожал и вдохновенно барабанил костяшками пальцев по дверце.
Куда деться от этого всепроницающего ливня? Куда укрыться? В интернет кафе, на ступеньках которого жались вытянутые школьники? Нет-нет! Вот она - вот арка. Арка - отличное место для обмана. Для обмана стихии. Хотя, смотрите, вот и дверь, и она открыта. Подъезд старого Сухумского дома, что может быть интересней? Пойдемте-пойдемте, там и переждем. Широкая лестница, высокие потолки, зеленые стены. Ноги сами несут меня на верх, на верх, все выше и выше, я не знаю, не знаю почему, но я хочу туда, хочу на верх, пойдемте, пойдемте со мной!
Вот и все. Можно перевести дух, мы у самой крыши, дальше идти уже не куда. Три двери и одно окно. Какой отсюда прекрасный вид. Море, отсюда видно море.
Здесь гуляют сквозняки. Одна дверь потихоньку приоткрылась, призакрылась и приоткрылась снова. Так заманчиво приоткрывается и закрывается, приоткрывается, как крышка ларца с сокровищами. Смотрю, как загипнотизированная. Открытая дверь в Сухумском старом доме, но, конечно, я не смогла удержаться. Пять шагов по прямой, холодный металл ручки, детские голоса за соседней дверью.
Скелет улыбнулся, попытался расслабиться, на сколько это можно в темном ограниченном пространстве. Он все уже сделал, теперь сила женского любопытства сделает за него все остальное и, может быть, кто знает, вдохнув в кого-то другого свою тайну, как-бы метафизически примкнув к устам, как в детстве, он примыкал, что бы в невинном поцелуе передать конфетку, понравившейся девочке, сейчас он сможет передать свою тайну, вдохнув ее своими тленными устами, но это сугубо в метафизическом плане, впечатлительные вы мои.
Теперь скелет просто наблюдал.
Я зашла внутрь. Комната была небольшая, угловая с четырьмя окнами. «Жить в центре Сухуми под самой крышей в угловой светлой комнате»: эта мысль прокралась ко мне, готовая стать мечтой. Комната была в запустении, но в запустении живом. То ли кто-то недавно ее покинул, и затевал ремонт, о чем свидетельствует стопка досок у окна, то ли ее просто покинули, и она сама собой превратилась в склад. Ковер был скручен и стоял в углу. По набору мелочей безошибочно можно было определить, что жил здесь молодой человек или девушка или вместе, в возрасте 23-33 лет. Части мебели не хватает, точнее из мебели только стул, холодильник и небольшой, вроде журнального, столик. На полу и столике: лак для ногтей фиолетовый и коричневый с блестками, изрядно подсохшие, шапка с растущими на ней листиками марихуаны, старый тетрис, кассеты ДДТ, записные книжки и фотоальбомы - все в пыли. Холодильник небольшой и очень старый. Холодильник расписан красками: красное яблоко, почти во всю дверцу, внутри яблока глаз и веточка с листиком (уже на своих местах). На стене у двери фантасмогоричная репродукция картины Шишкина в резной золоченой раме. Эту картину вы знаете из учебника внеклассного чтения (кажется): дорога, уходящая в поле огромной, налитой золотой пшеницы и сосны. Картина хорошо характеризующая (здесь набирайте в легкие воздуха), что, если чего-то быть не может, а вы очень хотите, то это будет и вы будете знать, как это должно быть, что это должно быть именно так, и сможете установить в состояние равновесия податливые весы гармонии, но самое замечательное, что сможете убедить в реальности не реального других, и другие в это поверят, и будут любоваться и будут говорить, что русскостью пахнет от вашей фантасмогории (теперь можете выдохнуть и перечитать еще раз).
Так, на чем мы остановились? Ах, да, справа от двери весит картина Шишкина. Под ногами паркет, рядом старый стул с высокой спинкой: стул полностью деревянный, у моей бабушки есть такой же. Беру черную записную книжку, сдуваю с нее пыль, листаю. Похоже на какие-то краткие записи лекций или ежедневник: английский, немецкий, психология, история. Рядом - еще одна записная книжка. За оборотом которой, манит небольшой листок бумаги, сложенный в несколько раз (скелет смотрит пристально и внимательно, было бы у него дыхание, он непременно бы его затаил) рука тянется..на клетчатом листе с двух сторон на английском языке гелиевой красной ручкой написано:
Красное письмо (вольный перевод):
"Я закончила свою жизнь в ожидании тебя и начала новую, выбросив прошлые воспоминания. Что у нас есть? Просто уединение с любимым человеком. Твоя девушка, с которой ты живешь, выглядит несчастной, потому что ты просто сходишь с ума... то же самое и у меня... Мы могли бы быть счастливы, мы можем быть счастливы, если б ты только выслушал меня. Ты мне очень нужен, но ты отворачиваешься от меня. Когда ты видишь меня - не хочешь даже сказать "Привет"... Что ты хочешь? Показать, что не желаешь меня видеть, что я ничего для тебя не значу? Я все равно не поверю тебе, я знаю, что ты не можешь забыть меня, и какой яркой парой мы были.. Знал ли ты это? Мы похожи, мы близнецы по разуму, мы не сможем быть счастливы ни с кем, кроме как друг с другом. Поймешь ли ты это? Хотя я и не хочу ничего менять, я, как и ты, верю в свою судьбу. Он любит меня и нравится мне, хотя и часто раздражает меня. Мне нравится быть с ним ночью - он не может почувствовать моих слез"
У меня екает сердце, и начинают дрожать руки.
Запахло тайнами и страстями. Тогда я взяла снова 1-ую записную книжку и заглянула за оборот: там тоже лежала записочка, не такая яркая и не такая заметная.
Синее письмо (вольный перевод):
"Моя карта памяти полна воспоминаниями о тебе и о твоей любви ко мне. Прошу у тебя прощения за то, что у меня нет к тебе такого светлого и красивого чувства, которое есть ко мне у тебя. Ты нужен мне. Можешь не верить, но это действительно так. Только одна вещь - я не могу устоять перед твоими волосами и любящими глазами. Прости меня.
P.S. Мы не виделись 2,5 года"
Дождь перестал, но я этого не заметила. Я была вытянута любопытством в длинную жесткую струну. Выглянуло солнце и стало кататься по крышной жестянки. За стенкой смеялся ребенок. Окно было открыто.
Мой взгляд упал на два старых фотоальбома. На обложке одного из них, через арку был виден Эрмитаж, ну вы знаете, это известное фото и вид тоже известный. Я стерла пыль ладонью и села на пол по-турецки. Сердце все никак не прекращало свою какофонию, если можно, конечно, так сказать об одном единственном сердце.
Скелет заложил ногу на ногу и закурил.
Фотографии были старые, сразу послевоенные, желтые, но хорошо сохранившиеся. Мечтательно-глядящая вверх женщина и смачно, во весь рот, зевающий мальчик.
Далее, на меня чуть высокомерно смотрели две женщины и чудо-лев с дореволюционной фотографии. Мраморный камин, торшер с фруктами, смело нарисованные джунгли на обоях. Женщины похожи, может быть мать и дочь?
Три девушки школьницы или ученицы? Запоминается та, что в центре: в белой блузе и длинной волнистой косой. Справа совсем молоденькая девочка: аккуратное каре, придерживаемое ободком, кружевной воротничок.
И следующая, уже подкрашенная, более современная. Не та ли это женщина, что мечтательно смотрит вверх на 1-ой фотографии и что с вьющейся косой на предыдущей?
Радуга перекинулась над крепостью, где-то над морем еще грохотало, там видна была глубокая синева, самая глубокая и самая синева, которую только можно себе вообразить.
Валя уже купила дыню в овощном киоске на углу. Я села на подоконник.
Вот пошли фотографии времен Великой Отечественной Войны.
3-й сбор офицеров-разведчиков частей и соединений Генерал-лейтенанта авиации Утина 17-20-02 48 г.
в р-не Нарвы: командир полка, летчики, 1944г.:
Прирожденный генерал-лейтенант Утин родился очень серьезным и молчаливым младенцем. Он не издал ни звука, пока не подобрал нужное слово, слово, достойное произнесения. И этим словом стало «Небо». Маленький Утин думал, что слово «Небо» лучше всего выражает его жизненное кредо. Но подрастя немного, маленький генерал-лейтенант Утин понял, что ошибался. К тому времени его мир разросся - он вылез из кроватки и начал ходить в школу. Тогда, прирожденный генерал-лейтенант Утин сказал второе слово. И слово это было - «Самолет». Еще у Утина с рождения между лопатками отпечаталось родимое пятнышко в виде двух небольших крыльев. Позже, когда Утин подрос, на нем родилось второе родимое пятнышко, уже на затылке, там, где, череп крепиться к позвоночнику. Пятнышко походило на пятиконечную звезду, над которой, благоговейно вздыхали девушки-комсомолки. Когда прирожденный генерал-лейтенант Утин закончил школу, он сказал слово «Летчик» и родители отправили его в Борисоглебское летное училище. Летом 41-го года родимое пятнышко на затылке прирожденного генерал-лейтенанта Утина, налилось кровью, Утин сказал «Война», сел в самолет и направился в небо. Там, молодой Утин начал совершать подвиги. Подвиги он совершал каждый день: и под Сталинградом и на Днепре и при взятии Берлина. Однажды, советское правительство заметило это и наградило г-л Утина орденом Ленина.
В одной из статей написано «Утин погиб во цвете лет». Как погиб Утин, я не знаю, знаю только, что человек этот был с большой буквы и с маленьким родимым пятнышком между двух лопаток, с пятнышком, по форме, удивительно напоминающем два крыла.
Надпись на обороте: «Шевченко В.Г. 20.08.1943 г, фото Дмитриева». Судя по всему, Шевченко В.Г. и есть хозяин этого альбома.
Дальше становилось все интереснее и интереснее.
Чукотский п-ов, аэропорт Уэлькаль, июль 1946 г.:
г. Марков на р. Анадырь 28.4. 1946 г.:
Вход в "гостиницу" Анадырь 1.5.46 г.:
Китовые ребра. Чукотка-Чаплин июль 1946 г. :
И еще один вопрос: женщина это или мужчина?
«…К июню 1941 года в СССР было мало современных боевых самолетов и значительная их часть - 1200 машин была уничтожена немецкой авиацией в первые же дни войны. Поэтому советское правительство обратилось за помощью к США и Великобритании, как союзникам в борьбе с фашизмом. Переговоры шли долго и трудно. При первых поставках американского вооружения в конце 1941 года через Северную Атлантику выяснилась ненадежность этого маршрута. К лету 1942 года в небе полностью господствовали немецкие летчики. Самолеты союзников поступали на фронты в основном по южному пути, так называемому «Персидскому коридору». Это был более-менее безопасный путь, но корабли доставляли груз в течение двух месяцев- через Тихий и Индийский океаны, по Аравийскому морю, Персидскому заливу в порт Басра в Ираке, потом по железной дороге в Иран и после сборки - в СССР по воздуху.В июле 1941 года Государственный Комитет обороны принимает решение о строительстве воздушной трассы особого назначения Красноярск - Уэлькаль, впоследствии - трасса Аляска - Сибирь. Строительные работы в основном велись вручную, лопатами и кирками, гравий для взлетно-посадочных полос вывозили на лошадях , трамбовали колотушками. Тем не менее первую очередь Красноярской воздушной трассы построили за десять месяцев. В отчете приемочной комиссии записано, что к началу октября 1942 года на трассе введено 10 аэродромов: ранее действующие Красноярск и Якутск и 8 новых. Базовые - Киренск, Сеймчан и Уэлькалб, промежуточные и запасные - Алдан, Олекминск, Оймякон, Берелех и Марково. А также строятся запасные аэродромы с грунтовыми ВВП - Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Анадырь. Некоторые из них только зимнего действия.
1-я Красноярской авиационная дивизия трассы Аляска-Сибирь состояла из пяти перегоночных и одного транспортного полков. Был принят эстафетный способ перегонки самолетов, каждый полк работал только на своем участке: первый участок от Фербенкса до Уэлькаля протяженностью 1493 километра, второй от Уэлькаля до Сеймчана - 1450 километров, третий участок Сеймчан - Якутск 1167 километров через полюс холода, от Якутска до Киренска - 1330 и пятый участок от Киренска до Красноярска - "всего" 960 километров. По АлСибу перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные самолеты Си-47 и некоторые другие.
За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й перегоночной дивизии в трудных условиях севера, рискуя жизнью, перегнали по АлСибу 8094 американских самолета. Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков. Потери за время перегонки составили 81 самолет, чуть больше 1 процента, при этом погибли 115 перегонщиков.
В конце августа 1945 года Соединенные Штаты прекратили поставку самолетов в СССР и началось постепенное расформирование трассы. В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска-Сибирь прекратила свою деятельность. Тем не менее, хорошо оборудованная и разветвленная, она насчитывала 30 аэропортов и аэродромов в Восточной Сибири и на северо-востоке страны…»
Информация взята с сайта
http://muzei-school2.by.ru/history.html Скелет прислушался, осторожно открыл дверцу холодильника, высунул, то, что должно было быть носом, зевнул и …исчез. Затем, скелет материлизовался в виде засохшей, сморщенной сосиске, забытой на третьей полке сверху.
p.s. Немного поразмыслить по теме:
http://forum.chukotken.ru/index.php?showtopic=7731 История окружает нас всюду, нужно просто по чаще задавать себе вопросы и тогда, открываются, такие подробности, от которых дух захватывает. Правда в этой истории осталось гораздо больше вопросов, чем ответов.
Давайте не будем забывать, просто не будем и все.