Общая апологетика

Sep 29, 2010 16:44

Общаясь на форумах та и в жизни с атеистами заметил, что почти все задают одни и те же вопросы. Вопросы в большинстве своем касаются не Писания, а меня: на сколько хорошо я знаю Библию. Могу ли я обьяснить почему небо названо твердью, как сходит огонь с неба, где есть зайцы, которые жуют жвачку и т.д. И я понимаю, что ответив на эти вопросы зачастую появляються новые связаные с ними и их еще больше и еще самое печальное то, что мой ответ восновном не приближает их к Богу. И возникает вопрос нужно ли отвечать на такие вот вопросы, тратить время вообще на такие вот пустые разговоры?

Прочитал сегодня хорошую статью, как по мне, делюсь с вами))



1. Безразличие

Слишком многих христиан, похоже, совсем не заботит тот факт, что в нашей культуре стало обычным делом высмеивать христианство как устаревшее, неразумное и узкое учение. Они нередко жалуются, что их “обижает” такое отношение (как и всех нас время от времени что-то “обижает”), но не слишком стремятся положить конец этим обвинениям, показав с различных точек зрения разумность христианства. Однако Писание заповедует всем христианам быть готовыми дать неверующим отчет в своем уповании с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15). Мы должны подражать апостолу Павлу, который “возмутился духом” при виде идолопоклонства, процветавшего в Афинах. Эта ревность о Божией истине заставила Павла обратиться с горячей речью к философам, собравшимся, чтобы обсудить новые идеи (Деяния 17). То же самое должно произойти и с нами.

2. Пренебрежение разумом

Некоторые христиане полагают, что вера не должна сопровождаться фактами и логическими доводами. Для других смысл веры заключается в том, чтобы стоять на своем вопреки всем фактам. Чем более нерациональна наша вера, тем лучше, тем “духовнее” они себя чувствуют. Хотя Бог и обращает в безумие “мудрость мира сего” (поскольку это ложная мудрость), Его откровение не лишено разумности, а значит и слепо верить в откровение не следует. Бог не требует от нас отречься от способности к критическому мышлению, чтобы поверить в то, что Он нам открывает. Устами пророка Исайи Бог возвещает Израилю: “Придите и рассудим” (Ис. 1:18). Иисус заповедал нам любить Бога всем разумением своим (Мф. 22:37). Когда христиане избирают путь пренебрежения разумом, они становятся лишь еще одной из многочисленных религий и встают в один ряд с Небесными Вратами, Обществом Плоской Земли и другими интеллектуально ослабленными группами. После того, как члены Небесных Врат покончили с собой, несколько популярных американских журналов: Esquire, Newsweek и US News and World Report - заявили, что убеждения людей, покончивших с собой в соответствии с догмами фантастической религии Маршалла Эпплуайта, не более странны, чем христианство, последователи которого также верят в разные нелепости. Как ни печально, но поведение некоторых христиан даёт хороший повод для подобных обвинений в слабоумии.

3. Невежество

Многим христианам попросту невдомек, какими невероятными интеллектуальными ресурсами мы располагаем, чтобы встать на защиту “веры, однажды преданной святым” (Иуда 3). Происходит это потому, что многие большие церкви и внецерковные организации практически игнорируют апологетику. Одно крупное студенческое христианское служение, имеющее прекрасную историю и во всех прочих отношениях замечательный выбор литературы, не предлагает студентам никаких материалов, способных помочь им противостать неверию, исходящему от светской профессуры. Лишь изредка проповеди евангелических пасторов касаются свидетельств в пользу существования Бога, воскресения Иисуса, справедливости вечного ада, всевышности Христа или логических проблем в нехристианских мировоззрениях. Самые популярные христианские книги, за редким исключением, посвящены беспочвенным рассуждениям на апокалиптические темы, подробностям жизни христианских знаменитостей и методологическим изысканиям. Многое можно сказать о движении по тому, какие книги оно читает... и какие не читает.

4. Трусость

В нашей пропитанной духом плюрализма культуре давно стал нормой принцип “живи сам и дай жить другому”, и евангелическое движение постепенно отступает под давлением общества. Слишком многие христиане сегодня больше заботятся о “вежливости”, чем о верности единственному Евангелию, записанному в их Библиях. И очень немногие евангелические христиане готовы свидетельствовать о своей вере и отстаивать ее, когда им бросают вызов окружающие. Слишком велико искушение сделать веру частным делом, спрятать ее глубоко внутри и полностью отделить ее от повседневной жизни. Да, мы христиане (в глубине души), но нам трудно объяснить другим, во что и почему мы верим. Это трусость и предательство по отношению к нашей вере. Вдумайтесь в богодухновенный призыв апостола Павла к молитве и действию: “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому” (Кол. 4:2-6). Мы можем бояться неприязни окружающих, но Иисус называет гонимых за имя Его “блаженными”: “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас” (Мф. 5:11-12).

Апостол Петр вторит словам своего Господа: “Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы. Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется” (1 Пет. 4:14).

С другой стороны, когда Святой Дух благословляет наши усилия, люди откликнутся на них с интересом и даже спасительной верой (Рим. 1:16)!

5. Надменность и пустые умствования

В другом конце спектра ошибок лежит надменность апологета-всезнайки, которого больше занимают собственные способности, чем необходимость подвизаться за веру, как этого хочет Бог. Губительнее всего на апологетике сказывается грех гордости за свой интеллект - его следует избегать любой ценой. Истина, которую мы защищаем, - это благой дар, а не достижение нашего интеллекта. Мы развиваем свои апологетические навыки для того, чтобы глубже познавать истину, приводить людей ко Христу и прославлять Бога. Мы должны говорить истину с любовью (Еф. 4:15). Истина без любви - надменность, любовь без истины - пустая сентиментальность.

6. Поверхностные доводы и “дешевые” приемы

Некоторые христиане, с восторгом отдающиеся апологетике, вполне удовлетворяются поверхностными ответами на в действительности трудные вопросы. Наша культура стимулирует быстрые ответы на любые вопросы, и методология является ключевым моментом. Некоторые христиане попросту заучивают штампованные ответы на самые распространенные вопросы и сорят ими направо и налево, не обладая должным знанием предмета и нимало не заботясь о дальнейшей участи того, кто задал им этот вопрос. Девизом Фрэнсиса Шеффера было давать “честные ответы на честные вопросы”.

Во-первых, мы должны услышать суть заданного вопроса или выдвинутого возражения. Мы должны понять, что движет человеком, отстаивающим свое право не следовать за Христом. Каждый человек непохож на других, какими бы распространенными ни были его возражения. Не сводите человека до уровня клише.

Во-вторых, честно отвечайте на то, что услышали. Не отвечайте на вопрос, который вам не задавали! Подобное отношение едва ли произведет впечатление на думающего собеседника. Если вы не можете сразу же дать обоснованный ответ, не пытайтесь скрыть свое невежество. Честно признаться в своем несовершенстве лучше, чем давать низкопробные ответы. Скажите своему собеседнику, что он задал хороший вопрос, и что вам нужно подумать над ответом. Христианство - абсолютная истина; но это не значит, что каждый отдельный христианин способен ответить на любое возражение против христианства. Избегайте апологетических приемов - стремитесь больше знать и больше общаться с неверующими.

От редактора. Возможно, тон этой статьи показался вам слишком резким, и вы готовы выкинуть все прочитанное из головы. Но то, о чем пишет Дуглас Грутайс, в полной мере применимо и к нашей стране - проблемы, о которых он говорит, нельзя назвать чисто “американскими”. Сколько из нас именно по этим причинам не хотят взять на себя трудную и почетную задачу: “подвизаться за веру, раз и навсегда преданную святым”! Но это поручение дано нам, и никто другой за нас его выполнить не сможет. Давайте же молить Господа о том, чтобы Он научил нас, как остановить лавину лжеучений, захлестнувшую нашу страну, и помочь тем, кто уже пошатнулся под ее гибельным натиском.

Douglas Groothuis © 1998

Статья была опубликована в “Вестнике” № 2.

Апологетика, Христианство

Previous post Next post
Up