Книги за год 2024. Март

Dec 02, 2024 00:09



  1. The Woman in White (Wilkie Collins) ★★★★
    Классический английский роман XIX века. Интриги, заговоры, злодеи с одной стороны - и честные, принципиальные люди с другой.
    Юная, богатая и прелестная аристократка готовится выйти замуж за солидного господина своего круга, с одобрения папеньки. Всё бы хорошо, но у её сводной сестры и по совместительству лучшей подруги возникают сомнения насчёт характера жениха. “Не нравится он мне, скользкий какой-то тип”, - говорит подруга, но когда мы слушали подруг, да и вообще уговор есть уговор, так что девушка всё-таки выходит замуж за того солидного господина. И тут-то и начинаются заговоры, интриги и злодейства. Юная аристократка оказывается в местах и обстоятельствах, к которым жизнь её совсем не готовила. Хорошо, что сестра, а также влюблённый бедный учитель рисования готовы сложить головы, лишь бы вызволить невинное создание из опасной ловушки. Добавьте сюда капельку мистики и пространные, восхитительно красноречивые и многословные описания (если нужно сказать, например, “Я растерялся” или “Она промолчала”, будьте уверены: наши герои так завернут констатацию этих нехитрых фактов, что она займёт полторы-две страницы) - если вас это не пугает, если вы умеете наслаждаться прозой Гюго и сестёр Бронте, тогда “Женщина в белом” станет для вас таким же удовольствием, как для меня.
    Крайне предпочтительно читать в оригинале - язык в этой книге, пожалуй, самое ценное.



  2. Протагонист (Ася Володина) ★★★
    Что-то ещё одна книга, о которой я почти ничего не смогла вспомнить спустя год. Перечитав аннотацию, конечно, вспомнила, но тоже как-то негусто, хотя зачин был многообещающим.
    В общежитии элитной академии для одарённых студентов случается трагедия: один из самых талантливых учеников погибает, выбросившись из окна. Дальше следуют монологи основных действующих лиц: учительницы, упомянутой в предсмертной записке; бывшей девушки; соседа по комнате; матери и других. Каждый рассказывает свою историю, истории нехитрые, жизненные и узнаваемые, как мозоль.
    Ну да, каждый человек - герой собственного романа, и об этом следует помнить всегда. Поучительно, но… меня вот как-то не задело.

  3. Да здравствует фикус! (Джордж Оруэлл) ★★★★★
    А вот эту книгу забыть невозможно. Вообще, я много думала о том, что делает книгу “классикой”, независимо от того, в каком веке она написана. Естественно, ни к какому полезному выводу я не пришла (а то бы пригласила вас на вручение Нобелевской премии), но выделила для себя ощущение, которое все такие книги во мне вызывают, - ощущение смутное и непонятное, как у меня водится, но всё-таки явное. Как будто книга кричит в твоей голове. Всё время, пока ты её читаешь. Даже если она шепчет, даже если молчит, она всё-таки кричит. Хотя, может, крик - не лучшая ассоциация. Это просто такой ясный, громкий, золотой звук, который я слышу, пока читаю, и который обрывается, когда книга дочитана, оставляя после себя - навсегда - такое же звонкое золотое воспоминание.
    Ладно, понаписала тут непонятного, надо сказать и о самой книге. Джорджа Оруэлла все знают как автора романов “1984” и “Скотный двор”. “Фикус” - гораздо менее известное его произведение. Герой - очень бедный, но очень гордый, очень горький поэт. Более всего на свете ему ненавистно мещанство, которое для него воплощено в извечном фикусе, стоящем на подоконниках уютных мещанских квартир. Переводя на язык знакомой нам повседневности, я бы вспомнила телевизор, кружевную салфетку на нём, занавески-бусинки и ковёр на стене.
    Наш поэт настолько яростно ненавидит образ жизни, воплощённый в этих предметах, что готов с радостью сдохнуть в ближайшей канаве, лишь бы не добрался до него проклятый фикус.
    Есть теория: то, чего ты больше всего боишься, непременно догонит тебя и стукнет по голове.
    Дальше рассказывать не буду, потому что, оказывается, мораль того, что в итоге произошло с героем, все трактуют по-разному. Прямо кардинально по-разному, в этом-то и интерес.

  4. Крутой маршрут (Евгения Гинзбург) ★★★★★
    Наряду с “Детьми Арбата” и “Архипелагом ГУЛАГ”, эта книга - одно из самых живых, кристально ясных и безжалостных свидетельств нашей недавней истории.
    Евгения Гинзбург подробно и последовательно описывает, как в 30-х годах она - образованная, благополучная и вполне лояльная режиму москвичка из интеллигентной семьи - в одночасье оказывается сначала в одиночной камере, под пытками, а после - в лагерях на Колыме. И как она провела там 20 немыслимых лет, полных голода, холода, смертельного ужаса, порой отчаяния, встречая самых разных людей - свирепых, жестоких, святых, безобразных и бесконечно прекрасных…
    Как вообще возможно выжить в таких обстоятельствах, не имея ни малейшей надежды на спасение, ни ниточки, связывающей тебя с родными, ни даже уверенности в том, что твои дети и муж в безопасности, а не гниют сейчас в соседнем же застенке?
    Невероятная сила духа, просто невероятная. Читается на одном дыхании, как самый захватывающий приключенческий роман. Вне всякого сомнения одна из лучших книг, что я читала в жизни.

  5. Тоннель (Яна Вагнер) ★★★★★
    Ай да автор, ай да сукин сын (знаю, знаю, дочь)! Получился даже более захватывающий роман, чем “Вонгозеро”. Представьте себе поистине чеховских персонажей, оказавшихся в кафкианских обстоятельствах.
    Обычная вечерняя московская пробка: вымотанные взрослые, капризничающие дети, раздражающие всех дачники, среднеазиатские мигранты на ржавой колымаге, золотая молодёжь на роскошном кабриолете, ментовозка с ментами и задержанным, правительственный лимузин, большой чёрный джип с православным попом и многие, многие другие, все едут по своим делам. И тут вдруг оказывается, что никто больше никуда не едет: сработала система обнаружения ядерной угрозы, тоннель заблокирован глухими заслонками; что произошло, осталась ли жизнь снаружи - неизвестно. Несколько сотен автомобилей и их обитателей оказываются заперты в тесном пространстве. Что делать - понятно: надо организоваться, поделить провизию и попытаться выжить всем вместе. Что происходит на самом деле - тоже понятно, но очень грустно и смешно.
    Смешно до слёз, зло и весело, как панк-рок.
    Ну и давайте я уж скажу: предыдущий свой роман (о пандемии смертельного гриппа) Яна Вагнер написала _до того_, как слово “коронавирус” стало известно каждому жителю планеты. Многие читатели за это наделяли её едва ли не пророческим талантом. И ждали: что такого она дальше пророческого напишет? И вот, написала. Ждём?

  6. После бури (Фредрик Бакман) ★★★
    Море пафоса и патетики, и при этом сюжета практически нет.
    Вообще, Бакман - один из моих любимых писателей; я прочитала все его книги, и все они хороши, кроме двух (другая - «Что мой сын должен знать об устройстве этого мира»).
    Если кто-то собирается читать «После бури», потому что прочёл и полюбил две предыдущие, - не рассчитывайте, что узнаете что-то новое о персонажах. Они всю книгу только плачут и хохочут (обычно одновременно), шепчут и рявкают (тоже часто в одном предложении), а также всю дорогу бьют друг друга по плечу и клянутся в вечной любви и дружбе (и ненависти, конечно).
    Всё это никуда не ведёт и ничем не заканчивается. Тусклый текст, тусклый перевод. Не совсем безнадёжно плохие, но и далеко не блестящие, они вполне стоят друг друга.
    Дочитывать не хотелось при всей моей читательской терпеливости, но я дочитала, чтобы ответственно заявить: никому это советовать не стану, разве что вы заперты в одиночной камере и вам вообще нечего делать. Тогда имеет смысл, а иначе - почитайте лучше любую другую книгу Бакмана (за исключением уже упомянутой про сына - та такое же барахло, извините, если кому она вдруг понравилась, хотя я таких не могу представить).
Previous post Next post
Up