Государство упустило возможность установить контроль над объединенным «Ростелекомом», уверена Счетная палата, а дальнейшие действия по реформе «Связьинвеста» не согласованы с профильными ведомствами. Альтернативный вариант реформы обеспечил бы оперативный контроль над телекоммуникационным холдингом, уверены аудиторы.
Государство могло сохранить прямой контроль над «Ростелекомом», если бы реорганизация «Связьинвеста» шла по другой модели, следует из отчета Счетной палаты по результатам проверки реформы телекоммуникационного холдинга. Полный отчет аудитора СП Михаила Бесхмельницына представил депутат Госдумы Илья Пономарев.
Декларируемая цель реформы - консолидация денежных потоков и повышение конкурентоспособности телекоммуникационного госхолдинга.
Распределение акций
«Связьинвест» обладает 43,37% обыкновенных акций объединенного «Ростелекома», Внешэкономбанку принадлежит 2,43% обычных акций, Агентство по страхованию вкладов - 7,43% акций. Еще 2,7% обыкновенных...
Первый этап реформы «Связьинвеста» проводился до 1 апреля 2011 года методом присоединения его «дочек» - межрегиональных компаний связи (МРК) и компании «Дагсвязьинформ» к «Ростелекому». Обыкновенные и привилегированные акции МРК конвертировались в простые акции «Ростелекома».
Но Росимущество, основной акционер «Связьинвеста», не подготовило «подабающей юридической и экономической оценки предложенного механизма конвертации акций, указывает Счетная палата. Из-за этого госхолдинг «Связьинвест», контролировавший и «Ростелеком», и МРК, получил в объединенной компании долю в 43,37%.
Альтернативные расчеты Счетной палаты показали, что если бы обыкновенные акции МРК и «Дагсвязьинформа» конвертировались в простые акции «Ростелекома», а «префы» обозначенных компаний - в «префы» «Ростелекома», то риск нарушения закона «Об акционерных обществах» «практически отсутствовал». «Префы» составляли бы 23,9%, а простые акции - 76,1% от общего количества размещенных акций «Ростелекома».
В этом случае «Связьинвест» получил бы операционный контроль в «Ростелекоме» в объеме 50,8%.
Одной из причин выбора финальной схемы реформы признавался риск нарушения закона «Об акционерных обществах» в случае превышении доли «префов» в объединенной компании выше 25%. Использованный механизм конвертации отдал привлекательные условия для держателей «префов», голосование которых позволило набрать больше 75% голосов за реформу «Связьинвеста», припоминает Евгений Юрченко, в то время работавший гендиректором госхолдинга.
Сейчас государственный контроль в «Ростелекоме» возможен не напрямую, а опосредованно, так как акции компании не находятся непосредственно в госсобственности, пишет Бесхмельницын. Но толики «Ростелекома» на балансах Агентства по страхованию вкладов и Внешэкономбанка не относятся к государственной, личной или муниципальной собственности, что угрожает потере госконтроля над «Ростелекомом», предупреждал ранее и экс-советник президента России Леонид Рейман.
На момент завершения проверки Счетной палаты дальнейшие действия по реформе «Связьинвеста» не были согласованы с профильными ведомствами и не были направлены в правительство, что нарушает поручения вице-премьера Сергея Иванова, указывают аудиторы. В пресс-службе Минкомсвязи и «Ростелекома» не предоставили оперативный комментарий.
Бесхмельницын докладывает, что для обеспечения прямого госконтроля над «Ростелекомом» «необходимо нивелировать риски». Среди рисков он перечисляет реализацию опциона «Связьинвеста» на выкуп 2,4% «Ростелекома» у Внешэкономбанка: это может причинить ущерб для государства, «ввиду предусмотренной опционом завышенной цены реализации акций».
Второй риск - нерешенный вопрос управления 7,4-процентным пакетом «Ростелекома», принадлежащим Агентству по страхованию вкладов. Замглавы АСВ Валерий Мирошников говорил, что обсуждается схема передачи акций «Ростелекома» Росимуществу «в качестве имущественного взноса за средства, предоставленные АСВ на санацию банков».
Еще один риск, мешающий обеспечить госконтроль над «Ростелекомом», - перекрестное владение акциями: «Связьинвест» обладает 43,37% «Ростелекома», а «Ростелеком» - 25% плюс 1 акция «Связьинвеста». Внешэкономбанк или другой агент государства может выкупить у «Ростелекома» пакет акций «Связьинвеста» «с целью обеспечения государственного контроля над активами телекоммуникационной отрасли».
Но с момента покупки акций в 2010 году за 26 млрд рублей они подорожали на 9,25 млрд рублей. В этом случае для выкупа потребуются дополнительные затраты, показывает Михаил Бесхмельницын.
Возврат государственного контроля над «Ростелекома» приводит к серьезным бюджетным затратам, а это нарушало одно из условий плана реорганизации «Связьинвеста», предупреждал ранее Леонид Рейман.
В конце июня Михаил Бесхмельницын говорил «Газете.Ru», что обеспечить прямой госконтроль «очень просто»: «Те акции, которые находятся на балансе ВЭБа и АСВ, перевести в казну: ими должно управлять Росимущество. Алгоритм решения этого вопроса есть. Никаких дополнительных трат не требуется. ВЭБ и АСВ - госкорпорации, и это все можно будет решить просто».
Click to view