"Где эхолот двойному дну во мгле укрыться не позволил, в своём надсаженном трезвоне невзятый город утонул" (с) Н. Подвальный
С Китежем, знаменитым владимиро-суздальским городом XII-XIII веков, находящемся сейчас на территории Нижегородской губернии Российской Федерации, дело обстоит гораздо сложнее. Дело не только в том, что его исследование затрудняют бесконечные подделки и имитации (
http://kitezh.onego.ru/). Проблема в том, что львиная доля исследований Китежа проводилась не Иными, а людьми, не способными исследовать Сумрак. Тем не менее, нам приходится брать за основу их исследования, поскольку никто из Иных топографов не проводил фундаментального исследования Китежа. Тем не менее, неискушенность не-иных людей является залогом их беспристрастности.
Наиболее значительным исследованием на данный момент является монография Василия Леонидовича Комаровича (1894-1942) "Китежская легенда: Опыт изучения местных легенд", впервые опубликованная в 1936 году в Трудах Отдела Древней литературы ИРЛИ РАН.
Опираясь на это исследование, местоположение города Китежа можно выявить с не меньшей точностью, чем местоположение Винетты: город находится в бассейне реки Волги,в пятиугольнике "Юрьевец - нынешний Городец - Балахна - Макарьев - Семёнов", по соседству с деревнями Содомово, Шалдеш, Олониха и Содомиха-Поломерская. Локализацию затрудняет то, что в упомянутом районе, по Комаровичу, название "Содомово" принадлежит целым шести деревням (не считая более восточной Содомихи-Поломерской, находящейся ближе к Царёво-Санчурску). "В списке населённых мест Нижегородской губернии (по сведениям 1859 г.), на Заволожскую её часть (т. е. на уезды Семеновский, часть Макарьевского и часть Балахинского) приходятся семь одноименных селений с названием Содомово (или Содомиха). По дороге в Семёнов их Городца, самого западного и древнейшего центра русской оседлости, Содомово попадается дважды (№№ 1460, 1657); три других селения с тем же названием (№№ 3595, 3990, 4260) расположены далее на восток, между Семеновым и Нижним Новгородом; наконец, еще два селения с этим названием (№№ 3363, 3372) уводят на восток еще далее, на левый уж берег Ветлуги, где марийцы удержались до наших дней. При этом из двух прослежних селений одно называется не только "Содомиха", но еще "Поломерское". указывая на полурусское, полумарийское когда-то население этой деревни, название Поломерское" наглядно, таким образом, объясняет, к какой этнической среде приложимы были первоначально осудительные эти библейские названия".
История Китежа ("Большого Китежа", "Кидаша" или "Кидеша", метрополии) тесно связана с историей одной из его колоний, Городца ("Малого Китежа", ср. само название "Городец" либо "Городок" - малый город, основанный недалеко от более крупного города; известен под всеми тремя названиями с 1172 г.). Комарович отождествляет Старый Китеж с Кидекшей, селом между Суздалем и Шуей, ближе к Суздалю, а его колонию - "Малый Китеж", собственно утонувший город, - с Городцом на Волге.
По данным Комаровича, легенда о Китеже связана с четырьмя сюжетами:
1) попыткой горожан древней Кидекши, Старого Китежа (финно-угорских язычников) спастись от варягов-христиан (1024 г., гонение связано с именем Владимира Святого и основанием Суздаля);
2) попыткой горожан Городца, Малого Китежа (православных владимиро-суздальцев) спастись от ордынских язычников (1237 г., гонение связано с именем Бату-хана, Батыя, разорение - с походом Едигея); частично отождествлённой с более поздними попытками горожан Китежа спастись от гонения казанцев.
3) попыткой выходцев из Городца и Вятки (союзников Дмитрия Шемяки и Василия Косого в борьбе с Василием Тёмным) спастись от карательного похода москвичей (XV в., легенда об убиении Юрия Кирдяпина).
4) попыткой горожан Китежа (старообрядцев) спастись от православных (XVIII в, гонение связано с именем Питерима, нижегородского епископа в 1719-1725 гг.).
Примечательно и то, что разные письменные источники дают различное описание исчезновения Китежа, не всегда сводящееся к легенде о городе, ушедшем под воду, но всегда упоминающие невидимость или чудесное исчезновение города или его защитников:
1."Книга глаголемая летописец" (датирована 1251 годом, но является гораздо более поздней компиляцией 1.1, 1.2 и 1.3): "...и после раззорения того, запустеша грады те малый Китежь, что на берегу Волги стоит, больший же что на берегу озера Светлояра, и не видим будет больший Китежь вплоть до пришествия Христова...", "...покры Господь той град дланию своею и невидим бысть по их молению и прошению иже достоине и праведене тому припадающих..."
1.1."Летописец о убиении благоверного князя Георгия Всеволодича. Писано в лето 6646 (1138) сентября 5 день": "...изыде тайно из града в больший свой град Китеж..."
1.2."Повесть и взыскание града сокрытого Китежа": "...всяк, кто обещается истинно итти в него, а не ложно, пред враты монастыря того той человек, аще случится и умрети, по божественному писанию рассудится..."
2."Послание к отцу от сына из оного сокровенного монастыря, дабы о нем сокрушения не имели и в мертвы не вменяли скрывшегося из мира. В лето 7209 (1702) июня в 20 день": "...о скрытниках в сокровенном монастыре...": "...покры их невидимо дланию своею иже достоине и праведне тому припадающим..."
В устных легендах, записанных в XIX в, Китеж объявляется скрытым либо "под водою" ("в озере Светлояр", "в провалище"), либо "в горах" (то есть в холмах, курганах): "оба Китежа Господь землею укрыл", "святые угодники, земные скрытники, молите Бога о нас!"
"И кровь найдёт тропинку к горлу, и рельсам хватит костыля, и встанет город, встанет - Город, город из пустыря!" (с) Н. Подвальный