Из бесед на берегу моря. Часть 3

Jun 20, 2018 21:56



Из бесед на берегу моря. Часть 1
Из бесед на берегу моря. Часть 2

О «реальности»

Пара слов о «реальной практике». Это не драки на улицах и поиск приключений. Это те методы, которые используются в подготовке спортсменов - чемпионов. Только не подумайте, что я предлагаю ввести соревнования в Айкидо. Речь идет только о методике подготовки и о научном подходе при планировании учебного процесса.

Для начала нужно спуститься с небес (т.е. с вершин Такемусу Айки) на землю. Если Вы готовитесь к тому, что придется противостоять, например, каратисту (до того момента, как вы достигните «просветления»), то учтите, что средний каратист бьет со скоростью от 7 до 12 м/с, с силой около 400 кг на см2, чего вполне достаточно, чтобы у вас «погас свет» до того, как вы успеете почувствовать его «Ки». И это - если он будет бить только руками! Не говоря уже о соответствующей скорости реакции, умению переходить от одной техники к другой, контролю своего центра тяжести, волевых качествах, психологической подготовке, физической подготовке и т.д. А теперь реально оцените свои шансы и скажите, что вы можете реально противопоставить кроме умения заниматься болтовнёй? Правда заключается в том, что для того, чтобы иметь шанс в такой ситуации, ваша подготовка должна соответствовать подготовке вашего оппонента. Может отличаться техника и тактика, но методика подготовки практически аналогична. Вера в старинные методы и упование на теоретические знания в данном случае бессмысленны. Одним словом, проблема не в технике и мировоззрении Айкидо, а в методике преподавания этого БИ.

Куда бы вы не пришли заниматься, практически везде сталкиваетесь с одними и теми же проблемами. Материал подается не системно, времени на отработку практически нет, нет подводящих упражнений и т.д. (Подробней о методике преподавания прочитайте «Теорию и методику физкультуры» любого автора. Основные моменты подготовки спортсмена-любителя мало отличается от подготовки профессионала).

В этой ситуации сложно ожидать ощутимого результата. А работа укэ, т.е. то, на чём основывается вся «методика» Айкидо? В большинстве случаев, кроме искренней жалости она не вызывает. Ни скорости, ни точности. Ни жестокости, ничего. Хотя, опять же, видим искреннюю веру в то, что дела как раз обстоят наоборот. А гонка за количеством приемов или за их "навороченностью"?

Да, я согласен, что мы изучаем не приемы, а принципы. Но! Невозможно проскочить определенные этапы развития. Принципы - это вершина, а между началом пути и вершиной есть промежуток, который должен быть чем-то заполнен. Я бы назвал этот промежуток - периодом «Айкидзюцу», когда успех зависит от наработанности техник. У этого периода есть два основных принципа - «Лучше знать один прием, чем тысячу» и «Одним ударом наповал».

Не забывайте, что если у Вас отработан один прием, то, несмотря на ситуацию, время реагирования будет минимальным, а при наличии двух - трех приемов и т.д. время реагирования увеличивается многократно, из-за того, что мозг занят процедурой выбора. Это потеря времени, а это может стать вопросом сохранения самой жизни. Еще одно из составляющих времени - простота. Чем проще техника, тем легче и быстрее ее сделать. В Айкидо против любой атаки можно выполнить один и тот же прием, а для каждой ситуации предназначена своя техника.

«Ситуация» - это совокупность факторов, которые позволяют выполнить тот или иной прием (или по-японски «riai»).

Таким образом, для получения положительного результата при решении этих задач, Вам придется менять принцип построения тренировочного процесса. Неприемлем метод, когда инструктор показывает три-четыре раза какую-то технику, (иногда бывает, что каждый раз техника показывается по разному) потом все ее делают минут пять , после чего процесс повторяется, но уже с другой техникой. Из-за отсутствия системности, освоения материала практически не происходит, а большое количество техник только усугубляет проблему. К сожалению, а может к счастью, использование современных методов подготовки приведет к резкому падению количества занимающихся. Возможности заниматься фитнессом и вообще приятным времяпрепровождением исчезнут, а сама тренировка превратится в тяжелый труд без возможности фантазировать на вольные темы (в чем поклонники Айкидо действительно мастера).

Правильный выбор методики преподавания достаточно сложен и в случае ошибки грозит на выходе результатом, не имеющим к Айкидо никакого отношения. Например, работа по мешку в боксерских перчатках и хакаме, либо введение тренировочных поединков в полный контакт по правилам ММА. Все это напоминает приделывание пятого колеса к телеге. Айкидо - вполне самодостаточная система и вполне может обойтись своими внутренними ресурсами. Вопрос заключается исключительно в умении ими пользоваться. Именно неумение и даже нежелание это делать, ведет к регрессу в Айкидо.

В какой-то степени техники в Айкидо универсальны, т.е. при наличии соответствующих условий вы можете их выполнить на любом человеке, да и выглядеть они будут практически одинаково. Отличия будут в небольших изменениях глубины стоек и углов входа, поэтому нет никакой разницы, меняется укэ в каждый прием или работаете с одним и тем же. Условия, при которых техника выполняется на человеке, одинаковы для всех. Вопрос в том, насколько хорошо Вы способны чувствовоать эти условия. Практически - это самый сложный элемент техники, основанный на чувстве партнера, без которого практически невозможно выполнение техники вообще.

Мастера БИ всегда предупреждают об опасности недооценки противника, т.е. когда Вы не воспринимаете оппонента всерьез или считаете, что вы настолько «круче» его, что можно на него вообще не обращать внимания. Как не печально, но Айкидо, а точнее подавляющее число Айкидок, смотрят на другие БИ именно так, искренне веря словам, что оно самое совершенное БИ. Но это только слова, замкнувшись в самом себе, и став совершенным внутри самого себя, Айкидо превратилось в закрытое озеро. Такие озера со временем превращаются в болота, а затем просто исчезают с лица Земли.

Можно долго спорить о причинах возникновения такой ситуации, но основной из них является отсутствие такого понятия, как противник, хотя бы внешний, в лице Каратэ, Дзюдо и т.д. Противник не отрицает такие понятия как «любовь», «гармония», но в данной ситуации получает несколько иной смысл и цель.

айкидо, дайто, aikido, айки-дзюцу, будзюцу, сётокан, renshinkai, yoshinkan, боевые искусства, ренсинкай, дзю-дзюцу, ёсинкан, айки дзю-дзюцу, сейсинкан, синоби, shinwakan, синвакан, будо, seishinkan

Previous post Next post
Up