Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток.
Зачем цитатники?
Чтобы узнать идею книги, что вы, прочитав аннотацию, вряд ли узнаете, так как там в основном пишут краткое описание сюжета. И пролистав книгу, вы рискуете попасть на то, что может вас заставить не читать эту книгу или не заставить ее читать.
Почему мои цитатники?
Я стараюсь не выделять фразы, типа "I'll be back", но фразы, которые несут в себе тот или иной смысл. Также я иногда добавляю цитаты из уже существующих цитатников.
"Почему нет моей любимой цитаты?"
Потому что она не показалась мне важной настолько или вообще.
"Кто ты такой, чтобы выбирать цитаты?"
Я просто человек читающий, человек думающий, человек дополняющий, и человек изредка добавляющий в викицитатник цитаты.
Цитаты:
Свобода убеждений, свобода исповедовать их публично и сообразоваться с ними в своем поведении во всем, что не наносит ущерба правма другого человека, есть столь же реальное право, как и право личной свободы и собственности.
Разве реальная сила, богатство, а в особенности счастье страны, не зависят от мира, царствующего внутри государства?
Если вы хотите, чтобы люди любили добродетель и были добродетельными, так предпочитайте людей, желающих сделать своих ближних разумными, лицам, старающимся прибавить новые заблуждения к заблуждениям, в которые люди могут быть вовлечены их инстинктами.
Они, вероятно, не знают, что две эти фразы: "Прошу вас воспользоваться вашим влиянием, чтобы помешать моему противнику оспаривать мои идеи" и "Яне верю в то, что проповедую", - совершенно тождественны.
Вы имеете право на продукты земли, возделанной вашими уками.
Следовательно, право нетерпимости - нелепо и жестоко: это право тигров и даже еще хуже того: тигры раздирают жертву, чтобы насытиться, а мы истребляем друг друга из-за параграфов.
Ложь слишком долгов властвовала над людьми.
Мы с трудом начинаем спасать жизнь наших детей прививкою оспы; мы с очень недавнего времени начали применять новые принципы в земледелии - когда же мы начнем применять истинные принципы гуманности?
Люди делаются дурными из-за того, что другие были жестокими и лукавыми.
Видя все зло, причиняемое изуверством, мы должны признать, что люди давно уже терпели ад на земле.
Если вы желаете походить на Христа, будьте мучениками, а не палачами.
Законы ведают открытые преступления, а религия - тайные.
Добродетель выше знания.
Чем меньше догматов, тем меньше соров; а чем меньше споров, тем меньше несчастий. Если это неправда - то я ошибаюсь.
Религия установлена для того, чтобы мы были счастливы в этой жизни и в будущей. А что надо делать, чтобы быть счастливым в будущей жизни? Быть справедливыми.
Чтобы быть счастливыми в этой жизни, насколько это допускает низменность нашей природы, что мы должны делать? Быть снисходительными.
Гораздо легче покорить весь мир оружеем, нежели подчинить себе все умы одного только города.
Умервщленный во имя нетерпимости.
Если Бог прощает, то и люди должны прощать тому, кто исправляет свою несправедливость.
Я сею зерно, которое когда-нибудь может дать жатву.
Природа говорит всем людям: "Я всех вас произвела на свет слабыми и невежественными, чтобы вы пробыли несколько мгновений на земле и удобрили её вашими трупами. Так как вы слабы, помогайте друг другу, так как вы невежественны, просвещайте и терпите друг друга. Если бы вы все были одного мнения, чего, кончено, никогда не будет, и если бы на свете был лишь один человек другого мнения, вы должны бы были простить ему, потому что это я заставляю его думать так, как он думает. Я дала вам руки, чтобы обрабатывать землю, и слабый свет разума, чтобы руководить вами; я вложила в ваши сердца зародыш сострадания, чтобы вы помогали друг другу нести бремя жизни. Не заглушайте этого зародыша, знайте, что это искра божества, и и не ставьте презренные учения школ на места голоса природы. - Я одна соединяю вас, вопреки вам самим, путём ваших общих нужд, даже среди самых жестоких и столь легкомысленно предпринимаемых войн, представляющих собой вечную смену ошибок, случайностей и несчастий.
Я одна в какой-либо нации останавливаю роковые последствия нескончаемых раздоров между дворянством и чиновничеством, между этими двумя корпорациями и духовенством, между горожанином и земледельцем. Никто из них не знает пределов своих прав; но все они невольно в конце концов прислушиваются к голосу своего сердца. Одна я сохраняю справедливость в судах, где все без меня было бы предано на жертву неопределённости и произвола, среди хаотической кучи законов, составленных часто наудачу и для минутной надобности, различных в каждой провинции и в каждом городе и почти всегда противоречивых в одном и том же месте. Одна только я могу внушить справедливость, когда законы побуждают только придиркам. Тот, кто слушает меня, судит всегда хорошо; а тот, кто старается примирить противоречивые мнения, - всегда заблуждается.
В мире существует громадное здание, основы которого я положила сама, своими руками. оно было прочно и просто, все люди могли входить в него безопасно. они захотели прибавить к нему самые странные, самые грубые и самые ненужные украшения. Здание разрушается: люди хватают его развалившиеся камни и бросают ими в друг друга. Я кричу им: «Стойте, уберите эти ужасные развалины, работу ваших рук, и оставайтесь со мной в мире в незыблемом здании».
Так легко фанатику фанатику лишить жизни невинного, и таак трудно разуму добиться его оправдания.