Шерсть и Лён

Mar 17, 2018 22:09

"Кто найдёт добродетельную жену? цена её выше жемчугов;
уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка;
она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лён, и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
Она встаёт ещё ночью и раздаёт пищу в доме своём и урочное служанкам своим.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие её хорошо, и - светильник её не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты её берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья её одета в двойные одежды.
Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда её." (Притчи. 31:10-22)

Меня очень давно заинтриговал этот текст, учитывая, что притчи Соломона имеют всегда многогранный смысл, и здесь в образе добродетельной жены мы находим Софию - единственную "жену" Соломона, которая была ему благом, а не проклятием. В таком прочтении, в принципе, всё понятно и замечательно: Высшая Мудрость без устали трудится во благо всех творений, приводя мир в гармонию и красоту, совершая всякую работу по его устройству, и озаряя его светом своего светильника, а для обручённого с ней человека (Соломона, например) она становится прибытком во всех делах, благом, пищей и славой.
Все символы можно так или иначе интерпретировать. Однако, особой таинственностью звучат названия тканей. Если бы эти пресловутые "шерсть и лён" встречались только в этой книге - можно было бы не заострять внимание, отнеся их к второстепенным метафорам. Но эти же "шерсть и лён" выплывают в книге Осии, где говорится о жене-блуднице. Та тоже нуждается в шерсти и льне, но, однако, сама их добывать не может, и получает их (а также хлеб) от своих любовников (ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лён, елей и напитки» - Осия.2:5).
Это очень наглядный жизненный принцип. Многие женщины имеют эту черту Блудницы: не добывать самостоятельно, а прилепиться к богатому любовнику, который купит всё что надо. Однако, идеал Богини совершенно противоположен: она сама всё добывает и изготавливает, и является дарительницей благ. И именно поэтому она - Богиня: она может творить и дарить, не прося в замен и не нуждаясь ни в чём. Согласитесь, не часто можно встретить женщину с таким кредо. А это и есть Премудрость, и она поэтому зовётся Женой Добродетельной. В то время как "вампирская" сущность Блудницы разорительна. И поэтому, кумранский текст говорит "Она - разорение для всякого, кто наследует её". В общем, не повезло её любовничкам. Однако, тут стоит с большой вероятностью предположить, что это в основном аскеты, поскольку, обычных мужчин разоряют вполне себе земные женщины, хотя и с неземной меркантильностью.
Итак, зачем блуднице шерсть и лён? Дальнейший текст Осии раскрывает нам это: "За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Моё в его пору и отниму шерсть и лён Мой, чем покрывается нагота её". Блудница покрывает наготу шерстью и льном - то есть, двойной одеждой. Аналогично, и София одевает всю свою семью в двойные одежды. Можно сделать беглый вывод, что Блудница косвенно входит в состав семьи Софии, шерсть и лён которой покрывают наготу её. Также "Добродетельная Жена" имеет параллель с Вавилонской Блудницей из книги Откровения: та одевается в порфиру и багряницу. Разница во "вкусах" имеется: виссон и пурпур - это более нежная и утончённая одежда, порфира и багряница - более вычурная и властная.
Эти параллели с некоторыми различиями прекрасно ложатся в логику моих прежних рассуждений о Лилит и Блуднице. Поскольку, Блудница во всём должна подражать Божественной Премудрости, но не способна воспроизвести её в точь.
Более того, если ответы про Блудницу я получил достаточно легко - в виде откровения, то про шерсть и лён загадка оставалась неразгаданной, и пришлось размышлять собственным умом, что может грешить отступлением от истины в сторону "точки зрения" - логичной, но не соответствующей предмету как "вещи в себе".
Шерсть и лён возникают в Законе Моисеевом. Второзаконие 22:11 и Левит.19:19 запрещают евреям одевать одежду, которая состоит одновременно из двух видов пряжи. Эта одежда называется Шаатнез - она состоит одновременно из волокон шерсти и льна.
Но что за странный запрет? Я надеялся, что у иудеев есть толкование этого закона. Однако, как выяснилось, этот запрет относится к категории законов, которые называются Килаим - и им не существует вообще никакого рационального объяснения, евреи просто исполняют и всё.
В то же время, ткань типа шаатнез имели право носить лидеры иудаизма - например, Моисей. Это облачение имеет в себе что-то властное (а я бы сказал, что божественное, исходя из всего предыдущего). Поэтому, простые иудеи не могут одевать "двойные одежды".
А кто же тогда "семья" Добродетельной Жены?
Тут как бы случайно всплывает история с льняным поясом из Иеремии, что Бог отверг как непригодный. И в одеждах тоже присутствует это отвержение иудеев, которые "не могут" надеть одежду Премудрости Бога.
Я тщетно пытался найти на просторах интернета хоть какую-то трактовку этих тканей, но нашёл лишь смутное предположение, что лён может означать Египет (где его изготавливали обычно), а шерсть - Иудею. А нельзя смешивать ткани - потому что евреи вышли из египетского рабства. Но это как-то слишком "провинциально" трактовано. Нам нужна связь и с Женой и с Блудницей.
У меня возникло устойчивое предположение, что "шерсть" - это блага земные, а "лён" - блага небесные. Тогда картинка хорошо складывается.
Понятно, почему простые иудеи не могут объединить и то и другое, и почему это может обеспечить "своим чадам" Добродетельная Жена (и почему этим скрывается нагота Блудницы).
Таким образом, кто нашёл Жену Добродетельную, тот одевается в двойные одежды: обретает благо земное и благо духовное, и не боится демонических вихрей кризиса.
А "ковры", которые она делает - это очень напомнило индийские янтры и мандалы. Но это я уже начал притягивать за уши девицу из другой оперы, хотя столь же трудолюбивую :)


София, Библия, Мудрость, Религия, Богословие, Размышления, Тайна, Лилит

Previous post Next post
Up