Oct 19, 2017 03:04
"И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу..." (Осия.1:2)
Продолжим дальше наши изыскания. С блудницей разобрались. Её образ передаётся из книги в книгу, с ней встречается царь Соломон, она сидит с чашей на апокалиптическом звере, и она, согласно древнему тексту, "начало всех путей беззакония".
Зачем же её понадобилось брать в жёны?
Имя "Осия" (Ошеа) с иврита переводится как "спасение". Пророк Осия был символом - мужем спасения. Далее по тексту эта блудница зовётся Непомилованной, но в дальнейшем, по факту брака, отношение к ней меняется на противоположное, и она становится Помилованной.
Изначально в трактовке христианских отцов эта блудница являлась прообразом языческой церкви. Поэтому, в конце повествования о ней имеются слова "не Мой народ назову Моим народом". Всё верно. Но также, исходя из всего предыдущего, мы можем провести аналогию дальше и переложить этот образ на нашу таинственную Лилит и её "детей блуда" (но о них несколько позже).
Сначала рассмотрим, что же позволяет в этом контексте видеть нам такой глубокий символизм.
Сначала процитируем весь текст, относящийся непосредственно к блуднице (а я буду выделять КАПСЛОКОМ и комментировать наиболее важные слова):
"Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж её; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил её донага и не выставил её, как В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕЁ
// как мы помним, Лилит была изгнана в день своего создания
, не сделал её ПУСТЫНЕЮ
// Книга Откровения сообщает про блудницу некую аналогию: "подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих" (гл.17). Воды эти - как выясняется - народы. Также можно вполне считать водами - семя, из которого происходят народы, что вполне в духе нашей Лилит. И там же "с нею блудодействовали цари земные и вином её блудодеяния упивались живущие на земле" - это также ювелирно точно подмечено и про нашу prostituée. И далее ангел ведёт Иоанна в пустыню, где происходит суд над блудницей. Про пустыню надо запомнить - это очень важный момент
, не обратил её в землю сухую и не уморил её ЖАЖДОЮ.
// Евангелие упоминает нечистого духа, который бродит по местам безводным и не обретает из-за этого покой. Для Лилит "обратиться в землю сухую" - значит лишиться "вод" - людей, их семени
И детей её не помилую, потому что они ДЕТИ БЛУДА.
// в мифологии Лилит совокупляется (слово-то прям какое подходящее :))) "сово"-"купляется") с мужчинами, но от их семени зачинает только уродливых полу-демонов, большая часть из которых умирает
Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их;
// что есть - то есть. В Откровении (гл.17) говорится "И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным"
ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки».
// в Откровении (гл.18): Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"
За то вот, Я загорожу путь её тернами и обнесу её оградою, и ОНА НЕ НАЙДЁТ СТЕЗЕЙ СВОИХ
// в Откровении (гл.18): "за то в один день придут на неё казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнём, потому что силен Господь Бог, судящий её."
, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдёт
// в Откровении: "и плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдёшь его."
, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь».
// в Откровении рассказ о блуднице прекращается на моменте суда над ней, однако, говорится о запустении территории Вавилона. Более о дальнейшей судьбе её в Книге Откровения кроме как символической "луны" под ногами Солнечной Жены мы там не находим, зато другие книги продвигают горизонт событий несколько дальше
А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у неё СЕРЕБРО И ЗОЛОТО, из которого сделали [истукана] Ваала.
// в Откровении (гл.17): "И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её;". Под чашей можно подразумевать, например, женское лоно или Грааль. В нашем случае, это будет символ лона, над которым обрёл власть Ваал (как идол любостяжания или жадности)
За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Моё в его пору и отниму шерсть и лён Мой, чем покрывается нагота её. И ныне открою срамоту её пред глазами любовников её, и никто не исторгнет её из руки Моей.
// в Откровении (гл.17): И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят , и сожгут её в огне; потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его
И прекращу у неё всякое веселье, праздники её и новомесячия её, и субботы её, и все торжества её. И опустошу виноградные лозы её и смоковницы её, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»;
// Откровение (гл.18): "И голоса играющих на гуслях , и поющих, и играющих на свирелях , и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет ; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их.
// Все моменты про опустошённость, дикую природу и диких зверей - тоже важно отметить, это нам понадобится при параллелях с Исаией.
И накажу её за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь.
// Про ваалов понятно. "Ваал" - это "господин" в переводе. Некое олицетворение власти. А кто там был властен кроме Бога? Лилит после изгнания по легенде совокуплялась с Самаэлем - падшим ангелом воздушной стихии, "князем воздушным", и так далее - "по рукам" (или "по крыльям")
Посему вот, и Я увлеку её, приведу её в пустыню, и буду говорить к сердцу её.
// Про пустыню - это, как уже и говорилось, очень важный момент. Место безводное. Откровение говорит о суде в пустыне, Исаия говорит о поселении Лилит в пустыне, Захария говорит о перемещении "блудницы" в пустыню. Все дороги ведут в пустыню.
И дам ей оттуда виноградники её и долину Ахор, в преддверие надежды;
// Об подобном сообщает только Исаия, говоря что Лилит обретёт в пустыне некий "покой"
и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской.
// Согласно иудейской легенде, Лилит после изгнания полетела на берег Красного Моря, и обитала в тех областях, где позже произошли "казни египетские", совокупляясь там с падшими ангелами и прочими демонами
И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали».
// Очень интересный, романтичный момент: блудница забывает своих любовников-ваалов, и объявляет мужем Господа
И удалю имена Ваалов от уст её, и не будут более вспоминаемы имена их.
// а в Откровении она каталась на звере с "именами богохульными"
И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.
// и всё заканчивается мистическим браком с Господом, с полноценным эротическим подтекстом, как в книге "Песнь Песней" царя Соломона, которая, в свою очередь, отсылает нас к царице Савской.
И далее по тексту "и помилую Непомилованную". Плюс ещё про народ: "и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!»".
"Не Божий народ" - это символизирует также и демонов. Какой народ у Лилит? Её дети - "дети блуда".
Стоит сразу отметить, что Лилит (Иштар/Инанна) была в мифологии богиней в основном шумерско-аккадско-вавилонской. При раскопках Вавилона было найдено множество чаш, упоминающих её имя: как для защиты от неё, так и для призывания.
Поэтому, Лилит олицетворяет собой эдакий духовный Вавилон, символом которого был город. По аналогии как Иерусалим является символом Небесного Иерусалима - Града Божьего.
Пророк Исаия, единственный кто в каноне Ветхого Завета упомянул Лилит по имени, сообщает (в 34:14) что в запустелой земле будут бегать дикие животные, будет пристанище бесам, а также там будет поселена Лилит, которая будет находить там себе покой. Этот "покой" весьма важен, потому что никакому нечистому духу покоя не предоставляется - напротив, он ходит по пустыне и не находит покоя. Этот "покой", предоставленный Лилит очень хорошо согласуется с "виноградниками надежды" из вышецитируемого нами Осии, а также переводит Лилит в особый статус для Бога по сравнению с обычными бесами.
О том, как Лилит поселяется в развалинах, мы можем найти и в видении пророка Захарии (гл.5). Земля Сенаар - это равнина разрушенного Вавилона. Ефу, в которой сидит "начало беззаконий" запечатывают две жены с крыльями и относят в Сенаар, где она "будет поставлена на своей основе". Про крылатых жён я могу лишь предположить что это Бина и Хохма - две сестры, олицетворяющие Шехину, две властные госпожи для Лилит (ибо, она сделана по образу Шехины). Выражение же "поставится на своей основе" из всего предыдущего стоит понимать как "поселится", "обретёт постоянный дом". Далее по Осии, Господь будет говорить к сердцу её и приведёт к помилованию.
Рассмотрим, почему же к ней такое расположение, хотя "множество прегрешений на крылах её".
Как мы помним, первым в Библии согрешил Сатана. Это не описано прямо в Генезисе, но проходит красной нитью через все писания. Сатана(эль) согрешил тем, что создал "иллюзию" - ложь, представив в этой иллюзии, что вознесёт свою власть наравне с Высшим Богом. О чём упоминает Исаия(14:13): "А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".
Если мы мимолётно рассмотрим восточные религии, то увидим, что "иллюзия", "невежество" - это один из ключевых ядов, отравляющих мироздание и превращающих его в "сансару" - круговорот всяких страстей и мытарств. И вот, Сатана рождает этот яд и отравляет им Самаэля а затем и других могущественных ангелов - т.е. заставляет поверить в свою иллюзию.
И поскольку, у Сатаны тяжба непосредственно с Богом, то разбить его иллюзию может только Бог. И тут "озеро огненное" из Книги Откровения, куда будут брошены кроме того и порождения иллюзии - смерть и ад - это по Оригену есть лечебная процедура, т.е. такое место, где сгорают самые дьявольские иллюзии. Выражение "во веки веков" в древнем мире не равнялось современной "бесконечности". Бесконечностью (Эйн-Соф) обладал в Библии только Бог. И поэтому, можно предположить, что процедуры в огненном озере однажды достигнут успеха - иллюзии будут уничтожены.
Другое дело - Лилит. У неё не было никакого конфликта с Богом, но она поссорилась с Адамом и совершила непослушание, т.е. подпала под проклятие подобно Еве (а в некоторых версиях и сама участвовала в заговоре с Древом Познания в отместку Еве). Поэтому, её грехи примерно эквивалентны нашим (она такой же образ Божий по сути), да и нет у неё никакой тяжбы с Богом кроме тяжбы с Адамом (сынами Адама).
Лилит не питает иллюзий - она реалистка. Её претензия к Адаму была абсолютно реальной: её природа была более "благородной". Тут я хотел бы заметить, что придерживаюсь версии об огненной природе Лилит. Дело в том, что она желала не "равноправия", а именно главенства над Адамом. Это можно вывести как из мифов, так и из эмпирики - эта претензия на главенство известна всем, кто встречал Лилит в реальности.
Её доводы вполне логичны. Но, как говорил Серафим Саровский: "бесы надменны, ибо обладают знанием, но не обладают любовью". Ей не хватило любви, чтобы понять, что боги должны служить людям, а небо - земле. Если бы в ней была божественная любовь, то она смиренно служила бы Адаму как младшему брату, как Христос служил Симону. Но этот её реализм привёл к ожесточению её сердца. И, поскольку, она не видит себя неправой, то разбить эту гордыню следует её же словом "Адам не может надо мной господствовать, потому что он по природе ниже меня". Тот кто произносит - становится заложником своего слова.
Весь этот план "обожения" сынов Адама (то есть соединения земной природы с огненной природой Духа Святого) есть кроме всех уже известных профитов также и средство для покорения гордости Лилит. Она это понимает, и всячески старается преградить сынам Адама путь к "обожению". Ведь, когда ей будет представлен человек обновлённой совершенной природы (огонь+земля), она вынуждена будет покориться ему по своему собственному слову. Это можно считать вполне себе обручением по Осии, поскольку, человек и Бог будут суть едино.
В общем, предстоят очень множественные браки всего со всем, что можно аллегорически назвать "браком неба и земли" - "и будут все едино как и Мы едино" (Иоанн.17 гл.)
Хэппи энд.
С Лилит разобрались, теперь разберёмся с Наам: кто она такая и куда взялась. Судя по иудейским легендам, Наам (ивр. "миловидность") была одной из тех прекрасных дочерей человеческих, что обольщали своей красотой Сынов Неба. Апокрифичное предание сообщает о том, что Адам после изгнания из рая так страдал из-за изгнания, что первые 130 лет не сообщался с Евой, а жил в отшельничестве, где его соблазняла Лилит. Однако, днём он был так погружен в раскаяние и печальные мысли, что ей удавалось соблазнить его только во сне, когда она получала его семя. Легенды легендами, но как рабочий вариант, прикинем что у них там что-то получилось, и Лилит родила полу-человека Наам, которой свойственно овладевать мужчинами не только во сне, но и являться вполне в реальном виде днём. Другая легенда гласит, что Наам - младшая сестра Лилит (но откуда тогда она взялась?), которая имела сношения с Каином.
Но так или иначе, лишь можно констатировать факт, что в наши дни реально существует такая штука как Лилит, и такая штука как Наам. Впрочем, вполне возможно, что со времнем она смогла породить ещё одну дочь. Потому как это логично, и вполне реально существует такая штука как Селена (или "невинная" форма Наам).
В такой "тринитарности" Лилит обретает способность учинять козни сразу всем типам людей: от самых святых до самых грешников. Вопросом "детей блуда" - лилин - были озадачены Августин Блаженный и Фома Аквинский. Природа этих существ ввиду способности материализовываться и размножаться была сложнее чем природа бестелесных (невидимых) духов, поэтому им в западной демонологии выделили особую нишу - "суккубата и инкубата". Свидетельств о них мы находим очень много. Августин описывает качества их ума, более утончённого чем человеческий. св.Иероним пишет о разговоре Антония с неким фавном, представителем природы инкубата. Св. Антоний Великий рассказывает о монахе, которого суккуб в течение нескольких дней довёл до смерти. Древние мыслители Платон и Плутарх сообщали о них как о неких животных, "снабжённых разумом и телами воздушными". Гектор Боэтиус рассказывает о юноше, которого искушала лилин. Генрих Крамер пишет многостраничные свидетельства о связях людей и суккубата. Из античности приходит множество иудейских, шуммерских, вавилонских молитв и заклинаний против Лилит и её детей.
Считалось что лилин не только поселяются с человеческими "любовниками", но и ревнуют их к земным, учиняя всякие козни.
Ну и конечно, бесценный личный опыт, который не заменят никакие посторонние легенды. Всё вместе это создаёт довольно ясное представление о Блуднице и её "детях блуда".
current music: Вячеслав Бутусов - Одинокая Птица
История,
Мистика,
Религия,
Богословие,
Размышления,
Иудаизм,
Христианство,
Лилит