Apr 29, 2013 14:17
читаю сейчас Сенеку, сей славный муж учит не только вовремя умереть, но и перестать постоянно и хаотично двигаться по чужим местам - дескать, ежели на одном месте счастья на тебя не свалилось, то и в других местах не свалится, путешествия - пустое, самосовершенствуйся под тем солнцем, под которым родился. я вздыхаю и с сожалением констатирую, что самосовершенствоваться у меня получается едва ли не хуже всего прочего. впрочем, хорошо у меня вообще получается только спать.
в одном из писем, "утешая" друга, потерявшего маленького сына, философ пишет: "А что бы ты делал, потеряв друга?"
с точки зрения логики, пассаж понятен - младенец еще не совершил ничего такого, за что его стоило бы любить, а друг найден, приобретен и привязан любим за определенные качества, однако ж до чего странно звучит с точки зрения современной морали.
впрочем, из писем становится ясно, что друга философ в любом случае ценит много больше родственников, вероятно, логически основываясь на равноправии и пользе общения - у него очень много о пользе. такая разновидность полезного использования ближнего своего - ваше общение должно способствовать развитию (и твоему, и друга) и совершенствованию. т.е. дружба как приятное времяпрепровождение с человеком, может быть, не выдающихся нравственных качеств, но остроумного, не рассматривается в принципе.
оно, впрочем, понятно, стоицизм на то и стоицизм, чтобы без лишних эмоций и нравственно возвышаться, но как же искусственно подчинять эмоции и чувства определенному своду правил.
с одной стороны, у меня с Сенекой весьма похожий взгляд на смерть и отношение к ней, с другой, бесчувственность, позволяющая пролить лишь пару слезинок над умершим, а потом рекомендующая заняться делами, кажется именно бесчувственностью и ничем иным.
рассматривать отношения между людьми исключительно в логической плоскости, безусловно, удобно, но мне кажется, большинству для этого придется предварительно уничтожить определенный участок мозга, иначе просто не получится.
что до пользы, друзей и родственников: я, ежели кого возлюблю из друзей, то это всегда очень ярко и сильно, мне вообще свойственно идеализировать любимых, плюс, конечно, друзей я выбираю себе сам, в соответствии с собственными представлениями о достоинствах и ценностях, но даже несмотря на это, мне сложно представить ситуацию, в которой друг для меня будет важнее родителей (за неимением мертвых младенцев), или что потеря друга ранит меня глубже, нежели.
letters,
у изголовья,
философско-размышлятельное