Про семью, дружбу и похороны.

Jan 08, 2009 17:53


Структура конголезской семьи настолько сильно отличается от широко известного нам понятия "семья", что для удобства на межкультурном тренинге мы иногда заменяли слово "семья" словом "группа". Скоро сами поймете почему. Если то, что здесь творится называть семьёй, то очень легко может взорваться мозг.

Итак, структура...

Трудности начинаются с самого начала.
Дело в том, что по неизвестным мне причинам, а скорее всего для того, чтобы ввести всех белых в глубокое заблуждение и окончательно запутать в родственных связях, не во всем Конго семья строится одинаково. На юге страны - по женской линии, а на севере по мужской. Отсюда получается, что в Пуант-Нуаре дети принадлежат к семье (группе) своей матери. Вроде пока всё логично, да?
В основе группы, как полагается, женщина-предок, которая уже давным давно покинула ентот бренный мир, её уже и знать - то никто не знает, и даже как звать её было мало кто вспомнит, но почитают до сих пор, как прародителя группы.
Представим себя на некоторое время рядовым конголезцем. И вот что получается: став конголезцем у нас моментально появляется куча родственников. Потому что "мама" для конголезцев это ваша родная мама и все её сёстры. "Папа" - родной папа и все его братья и сёстры. "Дядя" - все братья матери. Братьями и сёстрами вам придется считать не только своих родных братьев и сестёр, но и всех детей всех ваших многочисленных мам. Однако, племянниками вам будут приходится только дети ваших сестёр (братья побоку, так как их дети будут входить в группы жен ваших братьев). Детьми своими вы должны считать не только тех, которых родили на свет, но и всех отпрысков ваших братьев и дядек. Кто-нибудь что-нибудь понял? Прошу обратить внимание, что среднее количество детей в Конго, на минуточку - восемь штук!!! У меня ещё схемка есть (гы-гы), но думаю, что от этой схемки вам станет только хуже.
Для чего нам эти знания необходимы? А чтобы, например, не удивляться, если ваш знакомый конголезец в четвертый раз вам сообщит о смерти своего отца. Или когда вы услышите, как кто-то обращается к женщине ласковым "папаняяя"

В группе у каждого своя роль, но заправляет всеми самый старший брат матери. Поведение, права и обязанности определяются статусом в группе. Самые крутые, конечно, "дяди". Примечательно, что даже если дядя конголезца намного младше его самого, уважением мелкий обделен все равно не будет, потому как это он сейчас пока ещё мелкий, а через несколько лет у него есть все шансы возглавить "банду".
Родственные связи особенно ярко дают о себе знать во время важных событий: похороны, свадьба, болезнь. Проблемы, связанные с этими событиями решаются внутри группы.
Например, после смерти мужа, наследство достанется не жене и детям, а родственникам мужа - группе, к которой он принадлежал. Иногда, родственники усопшего супруга накладывают на вдову штраф, который она должна им выплатить. Вроде как она им пользовалась всю жизнь, а не уберегла. Теперь вот пусть возмещает все те средства, которые её муж тратил на неё и её детей, а не приносил в группу.

Конголезская дружба

По настоящему друзья узнают друг друга только тогда, когда познакомятся со всей роднёй.

Как только семьи официально признали дружбу двух чуваков, друзья начинают называть всех мам своими мами, а также всех пап, племянников, братьев и сестёр.
Осторожно! Дружественные связи исключают браки! Группы, которые скорешились, никогда не благословят брак, например, с сестрой друга, так как гипотетического жениха группы уже расценивают как её брата!
Такие крепкие семейные и дружественные связи обусловлены, конечно, принципом выживания. В группе, как и известно, выжить намного легче, чем в одиночку. Отсюда вытекает конголезский вид на жизнь: Я существую только в том случае, если я знаю людей и люди знают меня.
Конголезцы, когда представляются, говорят чьи они сыновья, из какой деревни они родом, либо упоминают своих друзей. Европейцы же, напротив, в большинстве своём говорят про свою профессию или социальное положение. Конголезцы чихать хотели на то, кем ты работаешь или сколько зарабатываешь, им гораздо важнее знать сколько у тебя детей, откуда ты родом и кто твои родители.
Однажды утром я сказала Альбертин, что уезжаю с подружкой по магазинам. Про всех своих здешних знакомых я ей в общих чертах рассказала. Кто русский, кто француз, кто где живет, у кого где мужья работают, про их детей, на какой спорт вместе ходим. Так чтобы уточнить с кем именно я уезжаю она поинтересовалась:
- Это с той подружкой у которой трое детей?

Интересная история, услышанная на треннинге: Экспат француз три года провел в Конго, работал как все, местных сторонился, вёл себя не то что замкнуто, но о себе и о своей семье особо не распространялся. Короче, никто о его личной жизни ничего не знал. Казалось бы, в чём проблема? Каждый имеет право на анонимность. Ага, не тут-то было! В Конго такого понятия не существует. Даже если человек предпримет суицидальную попытку жить вне социума, его родня и друзья будут пытаться узнать где он, что он, чем занимается, на ком женился, не нужна ли помощь или, может, у него дела так хорошо идут, что он и сам в состоянии помочь родственникам?
Ну короче, все у этого "безликого" француза шло хорошо, пока перед самым его отъездом из Конго у него не угнали машину и не обокрали дом.
Логика конголезцев в этом случае железная: воровать - это очень плохо, но если мы об этом человеке ничего не знаем, то он "не существует", значит машина и дом ничейные. Именно этот их ход мыслей является причиной повального воровства на предприятиях. "Владелец компании в которой я работаю, а тем более Государство для меня не существует, как личность; а значит всё, что плохо лежит я могу взять и за воровство это не считается."
Думаю, что мусорят они на улицах по тем же причинам.
Если задуматься, то в России логика не далеко ушла от конголезской. Достаточно вспомнить наши подъезды и лестничные клетки, а также знакомую всем из детсва фразу : "а это папа с работы принес"

Старшее поколение.

Старики у нас здесь в почёте. Причина проста: если человек в таких сложных условиях смог дожить до старости, то только за одно это его стоит уважать.
Плюс, конечно, кладезь мудрости, которую старики могут передать младшему поколению.
Когда речь идёт о необходимости разрешения конфликта, первые к кому обращается группа - старики. Когда в группе кто - то заболел или умер, первые на кого упадет подозрение в колдовстве - старики.
Младшие всегда уступают слово старшим и вообще по всякому показывают своё уважение. Именно из-за этой строгой "субординации" в Конго сложно избавиться от безграмотности у старшего поколения. Учителя-то молодые, а яйца курицу, как известно, не учат.

Конголезские похороны.

Тема, конечно, далека от радостной, но достаточно интересна, с точки зрения межкультурной дифференциации.
Традиционно, после смерти конголезца все его многочисленные родственники, близкие и друзья собираются на коллективную ночёвку. Все спят на улице, возле дома, прямо на земле, каждую ночь с момента смерти до похорон.
Некой обязательной религиозной даты захоронения не существует. Хоронят тогда, когда смогут собрать необходимые на это деньги.
Однажды я была свидетелем разговора между двумя жёнами экспатов. Одна рассказывала другой о непозволительной бессердечности и вопиющей жестокости поведения родственников её знакомого усопшего конголезца. Она и ещё пара семей в складчину купили покойнику гроб и вскоре узнали, что его родственники гроб продали и деньги между собой поделили.
Я возмущения рассказчицы не разделила. Если на семейном совете было решено гроб загнать, значит деньги эти были намного нужнее живым, чем мёртвому. Французам надо было, наверное, сначала поинтересоваться, чем они могли бы реально помочь этой семье.

Кремация здесь пока не известна и вселяет в конголезцев реальный ужас. У них в голове не укладывается, что мы своих покойников сжигаем.

Вчера на уроке вождения, мой препод возил меня посмотреть на кладбище (город у нас маленький, достопримечательностей не много, так что не ржать!). Ну и естественно мы с ним о вечном разговорились. Он меня и спрашивает загробным голосом:

- А правда, мадам, что вы покойников сжигаете?
- Правда, - говорю.
- Ну и как вы к этому относитесь? - он аж побледнел, бедняга!
- Лично я, - говорю - очень даже хорошо отношусь, в кремации все плюсы: дёшево и эстетично!
- Вы что? Серьёзно хотели бы, чтобы ваше тело однажды сожгли???А с пеплом-то что, выбросить что ли? - в ужасе прошептал он.

Я ему всё, конечно, в красках рассказала, но он, как мне кажется, моего энтузиазма к кремации не понял и дальше мы ехали молча. Только уже подъезжая к дому он нарушил полчание:

- Мы, наверное, просто страна еще пока не цивилизованная и у нас места много для могил, потому и не сжигаем...

После захоронения конголезцы напиваются в стельку, и траурный кортеж с включенными фарами на безумной скорости рассекает по улицам города. Словно дразня смерть, словно показывая ей, что она не такая уж и всесильная, даже несмотря на то, что она всегда рядом... Вдовы после смерти мужей носят своеобразный траур: остригают волосы и не надевают обуви. Срок траура, как правило, определяет семья покойного.

В следущий раз - обещаю - напишу что-нибудь более жизнеутвердающее.

Их нравы, Конго, Конголезская реальность

Previous post Next post
Up