До войны Германия - Das Land der Dichter und Denker
1 - «Земля поэтов и мыслителей».
А сразу же после войны наступает Stunde Null
2 - «Час ноль», с которого и начинается история послевоенной Германии. Благодаря традиционному Arbeitswut - «одержанию работой», немцы создают Wirtschaftswunder
3- «экономическое чудо», это в отношении себя. А в отношении других немцы занимаются политикой Wiedergutmachung - буквально «опять-хорошо-деланья» - выплаты выжившим узникам лагерей и пр.
Однако, в сфере духовной наблюдается полная Verlust der Geschichte
4 - «потеря истории». Как бы философы, социологи и пр. думающие не призывали к Vergangenheitsbewältigung и Aufarbeitung der Vergangenheit
5 - «преодолению прошлого» и «переработке прошлого», на месте идентичности образовался окруженный молчанием вакуум - симптом die Unfähigkeit zu trauern
6 - «Неспособности скорбеть». Одним из выходов становится Verfassungspatriotismus
7- «конституционный патриотизм», убеждение, что нацию можно создать на безнациональной основе, лишь на базе общечеловееских ценностей, закрепленных в основном законе. Как показала история, (пока?) создать ненациональное государство нельзя, но все же, основания для такого убеждения были. В Германии после войны люди активно объединяются в Bürgerinitiative - «Гражданские инициативные группы» и через них добиваются себе лучшей жизни - от права купаться голышом до закрытия атомных электростанций. Именно Kampf dem Atomtod - «Борьба с атомной смертью» превратилась в 1980-е в массовое - Friedensbewegung «Движение мира», привело к образованию первой в мире политической партии «зелёных» и новой самоидентификации немцев. А потом случивось Wiedervereinigung - «Воссоединение» и началась новая история с новой нац. идентичностью.
1 Ставшее крылатым выражение поэта Вольфганга Менцеля (Wolfgang Menzel ).
2 Если точнее, то это 9 мая 1945, 00:00 по среднеевропейскому времени (летнему).
3 Ввел в оборот журнал The Time.
4 Понятие ввел немецкий историк Альфред Хойс (Alfred Heuß).
5 Некоторые авторы не разделяют эти понятия, другие же настаивают, что Vergangenheitsbewältigung предполагает преодоление прошлого через забвение, а Aufarbeitung der Vergangenheit означает осмысленную проработку причин трагических ошибок прошлого.
6 Понятие стало употребимым после выхода одноименной книги Александра и Маргарита Митшерлих (Alexander and Margarete Mitscherlich). Они описывают проблемы применения понятия коллективной вины и последствия этого (неонацизм и невозможность для общества двигаться дальше).
7 Понятие придумано политологом Дольфом Стернбергом (Dolf Sternberger) в 1979, вошло в обиход благодаря философу Юргену Хабермасу (Jürgen Habermas).