После того, как прозвучал приговор по второму делу Ходорковского, на Россию посыпались тумаки. Сенсационной стала новость о предполагаемых санкциях в отношении чиновников, причастных к этому делу. Некоторые СМИ распространили информацию, что ЕС планирует ввести санкции против Владимира Путина. Хотя считается, что своим тюремным заключением Ходорковский обязан премьер-министру, так как в свое время они были ярыми антагонистами, официально привязать Владимира Путина к делу Ходорковского вряд ли получится.
Почему же дело Ходорковского имеет столь мощный резонанс? Во-первых, в силу крайне сомнительной доказательной базы, по крайней мере, по второму делу. Если с первым делом было много вопросов собственно к Ходорковскому, то второе дело выглядит не слишком внушительно с точки зрения даже бытовой логики, не говоря о юриспруденции. И это сомнение выставляет Ходорковского в свете героизма и мученичества. Точнее, героем и мучеником он видится в глазах западных политиков, которые крайне заинтересованы в продолжении информационной войны с Россией. Российские же граждане, не слишком знакомые с идеей изначальной порочности своей родины, не торопятся сочувствовать «узнику совести». Причин для такого циничного отношения несколько.
Во-первых, явная любовь заграничных недругов России к фигуре Михаила Ходорковского. Этот принцип работает так: «Друг моего врага - враг». Т.е., Ходорковский, будучи обласкан официальными западными «ястребами» и русофобами, не может претендовать на роль общероссийского мученика: вряд ли русофобы станут поддерживать кого-либо с прорусской позицией.
Во-вторых, история материальных достижений Михаила Ходорковского оставляет множество вопросов. Олигархов, нажившихся на сомнительных приватизационных сделках, в России не любят, и им не сочувствуют. Это не то богатство, которым можно гордиться. Претензии же на талант к предпринимательской деятельности закончились государственным субсидированием в кризисном 2008г., а также знаменитой фразой «Ручку верните!». Михаил Ходорковский, хотя его сторонники и пытаются создать вокруг его фигуры некий флер филантропа, особо из разряда «богатеньких буратин» ничем до своей отсидки не выделялся. Залоговые аукционы никого еще не красили в смысле морали и нравственности.
В-третьих, Михаил Ходорковский претендует на «совесть нации». Двадцать лет назад «совестливые» бывшие члены комсомола и компартии спешно меняли партбилеты на теплые места. Не стал исключением и Ходорковский: во многом благодаря своевременной смене вех он приобрел свои несметные богатства. Его сомнительное прошлое, а также тянущийся за ним шлейф подозрений в кровавых делах службы безопасности «ЮКОСа», оставляют неприятный осадок после прочтения его посланий из тюрьмы. Вся его биография противоречит роли «совести нации».
Впрочем, работает Ходорковский не столько на недоверчивого отечественного зрителя, сколько на западных политических поклонников.
И вот, спустя восемь лет неустанной PR-кампании, похоже, все-таки удалось поколебать позиции властей. Насколько возможно объявление санкций в отношении Владимира Путина, не вполне ясно. Думается, все же этого не случится. Но сам факт обсуждения этих санкций - скандал довольно большой, который с уверенностью можно назвать дипломатическим и политическим щелчком по носу российским властям.
Вероника Ильина
17/01/2011 22:27