Лукашенко жалуется Европе на Россию

Dec 02, 2010 09:26

Президент Лукашенко намекнул, что он является жертвой сомнительной политики газового шантажа. И, хотя он прямо не назвал фамилию «Путин», было бы трудно не понять, кого именно он имел в виду.

Эти жалобы прозвучали во время интервью французской газете «Le Figaro». Как нетрудно догадаться, президент Белоруссии стремился поразить европейцев своей тяжкой долей зависимого от российских подачек. В Европе эти настроения всегда были популярны, еще с тех пор, как английские купцы жаловались Ивану Грозному на русских купцов, вытеснивших из Лондона английскую торговлю.

Вообще, стремительность смены фарватера маленьким катером большой белорусской политики порой изумляет. Казалось бы, только недавно Александр Григорьевич Лукашенко рассказывал русским людям, как он практически своей голой грудью защищает подступы к Москве от натовских орд, как неутомимый белорусский президент уже жалуется французам на газовый шантаж России. Уроки пиара от Саакашвили явно не прошли даром, не зря же линия грузино-белорусских отношений сейчас очень активна. Получается, что все разговоры об особых отношениях между Россией и Белоруссией, все эти клятвы в вечной дружбе - не более, чем необходимость соблюдать некий политес. А возможно, и борьба за российского избирателя. Очевидно, что союзнические обязательства - это не только дружба за дешевую нефть, это и некоторая лояльность, когда вдруг наступает период охлаждения. Поливая сейчас Россию ядом и экскрементами, обзывая российское руководство «безмозглыми» и вытворяя аналогичные непристойные кульбиты, Лукашенко все глубже роет могилку для союзнических отношений между Россией и Белоруссией. По крайней мере, под его началом. Потому что дотировать режим Лукашенко, выслушивая его наветы всему свету о злобных русских, ни у кого желания нет. Так что случилось неизбежное: «Газпром» назвал цену на 2011 год, и она далека от нынешней. То есть, с 1 января для Белоруссии газ будет стоить порядка $220 за тысячу кубометров (сейчас газ стоит $187 за тысячу кубометров). Что это означает для ущербной дотационной экономики лукашизма, объяснять нет необходимости. Огромная себестоимость белорусской продукции, и без того включающая избыточную занятость и повышенные социальные обязательства, вырастет еще больше, что неизбежно приведет к проблемам продажи белорусских товаров, и без того испытывающих трудности на рынке в связи со своей низкой конкурентоспособностью. Ведь советской еще разработки тракторы и другие товары из Белоруссии неизбежно проигрывают иностранным аналогам, и чем дальше, тем больше. Дополнительные дотации за счет «нефтяного» оффшора уже исключены, а, следовательно, значительная часть белорусского экспорта накроется медным тазом. Потому что белорусские товары, в особенности продукцию машиностроительной отрасли, имели только одно преимущество: в цене. Как только вырастет цена, те российские фермеры, которые ранее закупали белорусские тракторы, пересядут на корейские. Говорить же об экспорте в Европу на полном серьезе может только Лукашенко.

На всех предыдущих выборах себя в президенты Лукашенко играл в образе пророссийского кандидата. Так как симпатии электората в целом направлены в сторону России. Несмотря даже на последние два года, в течение которых президент Белоруссии пытался перенаправить вектор избирателя внутрь себя, все равно значительное число белорусских граждан ориентированы на Россию. Теперь же Лукашенко пытается сместиться в поле демократической риторики с неясной перспективой евроинтеграции. Это его смещение вынуждает оппозицию, ранее настаивавшую на евроинтеграции, объявлять себя пророссийскими кандидатами. Что, конечно, выглядит немного нелепо. Тем не менее, цыганочка с выходом перед Европой, которую исполняет в последние несколько месяцев Лукашенко, уже привела к смещению центра тяжести белорусской политики. Если Россию многие противники и оппоненты лукашизма считали виновной в произволе Батьки, то теперь эти же люди с удивлением начинают менять свои убеждения, с некоторой неловкостью глядя на заигрывания Европы с «последним диктатором». Это очень заметно проявляется в двух интервью основного оппозиционного кандидата в президенты Владимира Некляева. Для польского издания «POLITYKA.PL» он сказал: «Мы использовали … ситуацию. Поэтому мне даже приклеили ярлык пророссийского кандидата, ну да черт с этим» (цитата по ИА «REGNUM»). Для российского издания Сегодня.ру он сказал: «Меня называют пророссийским кандидатом только лишь потому, что, опираясь на здравый смысл, я призываю к разумной и взвешенной политике в отношении России… Делать вид, что России не существует гибельно для нашей экономики. Другое дело, что нам надо переводить наши отношения из плоскости туманного «братства» в плоскость реального партнерства. В этом смысле я - пророссийский кандидат». Как видим, инерция сознания велика не только у простого народа, но и у оппозиции, которая не может поверить своим глазам и ушам, наблюдая за преображением Лукашенко из русофила в русофоба.

Когнитивный диссонанс в белорусском обществе играет на руку России, т.к. всем стало понятно: Москва никогда не хотела от Белоруссии слепого подчинения или вассалитета, но предлагала руку дружбы и помощь, в том числе материальную. Пока казалось, что Лукашенко полезен для страны, Россия поддерживала его; когда он полностью перешел на обслуживание своего властолюбия, Россия от него отказалась. В то время как европейцы, презрительно поджимавшие губы и наложившие на Лукашенко кучу санкций, радостно кинулись ему в объятия, стоило только президенту Белоруссии начать хаять Россию. Следовательно, европейцы никогда не хотели добра белорусскому народу, их единственным желанием всегда было и остается оторвать белорусов от великороссов. Ради этого они готовы терпеть колхозный душок Лукашенко и его тиранические заморочки. Конечно, подобные выводы порядком раздражают значительную часть как белорусской, так и российской интеллигенции, которая предпочитает или отмалчиваться, или недоуменно пожимать плечами, намекая на некие долгосрочные перспективы «исправления» лукашизма под влиянием европейских протуберанцев демократии в виде инвестиций и кредитов.

Мария Соловьева
01/12/2010 12:38


экономика, Лукашенко, нефть, ЕС, диломатия, Россия, газ, Белоруссия

Previous post Next post
Up