Минфин придумал новую санкцию для Лукашенко

Oct 21, 2010 09:49

Белоруссия должна заплатить за отмену пошлин на нефть. Так считают в российском Минфине. Для этого Минфин устами замминистра Сергея Шаталова предлагает поднять пошлины на нефтепродукты до 85-90% от стоимости пошлин на сырую нефть. К сожалению, поднять пошлины только для Белоруссии нельзя, поэтому их поднимут вообще, так сказать, тотально.

История «конфликта пошлин» началась тогда, когда Москва решила перестать дотировать экономику Белоруссии в том объеме, к которому Белоруссия уже привыкла. Вызвано это было политическими причинами: Кремлю надоело поддерживать благоденствие режима, который все более и более становится антироссийским.

Россия ввела пошлины на нефтепродукты и на нефть, за исключением 6,3 млн. тонн, которые необходимы Белоруссии для внутреннего потребления. Владимир Путин пообещал Александру Лукашенко, что пошлины на нефть будут отменены только тогда, когда Белоруссия вступит в Единое экономическое пространство. ЕЭП - один из амбициозных проектов Москвы, дополнение к Таможенному союзу.

Александр Лукашенко, на словах являющийся главным приверженцем союза с Россией, на деле отнюдь не спешит сливаться с ней в объятиях. Причиной тому - экономическая модель Белоруссии, представляющая из себя синтез консервы «made in USSR» 20-летней давности, искусственно застывшей в капсуле времени благодаря дешевым российским энергоносителям и кредитам. Как только российские предприниматели получат доступ к предприятиям в Белоруссии, эта консерва лопнет, забрызгав фигуру вождя. А вся хваленая социальная система поддержки электората из числа рабочих и крестьян с пенсионерами рассыплется в прах. Избыточная занятость, которую Лукашенко мог позволить на государственных предприятиях, будет значительно сокращена, как только эти предприятия станут чьей-то собственностью.

Повышение зарплаты до $500, которую Лукашенко обещал рабочим (сейчас средняя зарплата порядка $300-350), уже сейчас является недостижимой целью, а после приватизации они могут упасть еще ниже, так как производительность труда и себестоимость продукции на большинстве госпредприятий недостаточна для поддержания уровня заработной платы даже на таком уровне. Предприятия отягощены непрофильными активами, созданными еще в советское время. Частник же поспешит избавиться от всех домов отдыха и прочей социальной нагрузки. То время, когда Россия пошла бы на условия Лукашенко и сам белорусский президент мог диктовать свои условия, миновало. Теперь с ним не хотят иметь дела, а сам он загнан в угол.

Однако последняя находка ведомства Алексея Кудрина может обойтись России дороже. Дело в том, что поднятие экспортных пошлин на российские нефтепродукты может сделать невыгодным их экспорт вообще. Не секрет, что новых НПЗ у нас не слишком много, потому себестоимость переработки немаленькая. Вкупе с высокими пошлинами нефтепереработка просто встанет. Мало того, мы рискуем повысить цены на нефтепродукты внутри страны, поскольку нефтяники будут вынуждены искать доходов, которые будут утрачены вместе с возможностью экспорта. От нефтяной отрасли у нас останется одна добыча. Имеет ли смысл вводить политические и даже экономические санкции в адрес неугодного политика, если эти санкции больно ударят по отечественному производителю? Особенно в условиях начала модернизации промышленности?

Получается, что политическая смерть Лукашенко, равно как и его чрезмерно продолжительная политическая жизнь, тоже будет оплачена простыми россиянами? Не слишком ли много для одного Лукашенко мы приносим жертв?

Мария Соловьева
20/10/2010 17:30

ЕЭП, Лукашенко, нефть, Минфин, пошлины, Белоруссия

Previous post Next post
Up