(no subject)

Apr 19, 2010 09:11


Правозащитники завидуют "ядовитым" журналистам
Еще как-то мудрец сказал, что человеку свойственно все терять с годами: юность, красоту, здоровье и даже порывы честолюбия. Только глупость остается с ним навсегда. И еще стремление каждое лыко вставить в строку «ненавистному режиму». О чем я? О правозащитниках, не к ночи будут помянуты…

«Оппозицию и журналистов отжимали к выходу из метро»… «…на рядовых участников акции и журналистов несколько раз нападали»… «…на этот раз сотрудники милиции крайне жестко обращаются с журналистами, в том числе с представителями государственных СМИ и агентств».

Здесь приведены цитаты из описаний всего одной акции «несогласных». Прямо скажу: это форменное безобразие. В смысле, журналистов бить, тем более, из государственных СМИ... Эту проблему решила договоренность между председателем Союза журналистов Москвы, главным редактором газеты «МК» Павлом Гусевым и начальником управления информации ГУВД столицы Виктором Бирюковом. При содействии комиссии Общественной палаты по СМИ, также возглавляемой Гусевым, и комиссии по взаимодействию с судебными и правоохранительными органами под руководством адвоката Анатолия Кучерены. Меморандум был подписан в Общественной палате.

Суть его проста: журналисты имеют право освещать все акции, в том числе запрещенные. ГУВД Москвы готово выдать сотрудникам СМИ «карточки безопасности», имеющие специальную систему фиксирования и учета, а также яркие «жилетки» наподобие тех, в которых пресса трудится в различных неспокойных местах. Чтобы каждый сотрудник милиции мог издалека видеть, кто перед ним.

При этом стоит особо отметить, что данные «карточки безопасности» не являются аккредитацией при ГУВД. Чтобы осуществлять профессиональную деятельность в местах скопления нарушающих общественный порядок граждан, достаточно будет и редакционного удостоверения. «Карточка безопасности», таким образом, никак не является пропуском. Однако ее обладателям московская милиция обещает заранее направлять информацию с описанием массового мероприятия и указанием номеров телефонов сотрудников милиции, которые будут содействовать журналистам.

При подписании меморандума присутствовал начальник ГУВД Москвы генерал-майор Владимир Колокольцев, заявивший о том, что милиция исходит из необходимости «обеспечивать безопасность журналистов, честно исполняющий свой долг». Кроме того, генерал-майор специально подчеркнул, что никакой разницы между российскими и иностранными журналистами милиция не видит.

Анатолий Кучерена пообещал выйти на главу МВД Нургалиева, чтобы подписанный московский меморандум получил распространение в других российских регионах. «Я абсолютно уверен, что аналогичный меморандум будет подписан и на уровне министерства», - поддержал Павел Гусев.

«Жилетку» для прессы обещают сделать очень яркого и «ядовитого» цвета, чтобы видно было издалека и в темноте. Это должно избавить репортера от многих проблем, как от нелепого попадания в «участок», так и… В свете последних событий нельзя предугадать, как среагирует в агрессивной среде милиционер, заметив краем глаза что-то темное и удлиненное (объектив фотокамеры, например), которое человек вытаскивает из сумки. Опять же, ситуации всякие бывают, иной раз и удостоверение не успеешь раскрыть.

Это решение избавляет от многих проблем. Вспоминаю работу на терактах, катастрофах и митингах, когда даже нейтральное отношение милиции к журналисту - уже благо. А если еще и будут специальные сотрудники правоохранительных органов, тоже выделенные особым цветом, в обязанности которых войдет информационная и прочая помощь СМИ, - совсем хорошо. Это мнение журналиста. А теперь…

«Казалось бы, причем здесь правозащитники?», - перефразируя одного известного когда-то телеведущего. Но они, увы, всегда при чем, как Лужков у Доренко. Тем более, являются «виновниками торжества». Так вот, с той стороны прозвучало недовольство. «Это попытка контролировать прессу, - заявила глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. «А остальные, у кого нет карточек, - пусть они будут в опасности? Может быть, тогда всей стране выдать «карточки безопасности»? Закон один для всех, милиция обязана защищать всех граждан. Почему выделяют одних, а других ставят в невыгодное положение? У меня появляется чувство ревности к журналистам. Их защищают, а меня - нет», - продолжила развивать тему известная всем «Снегурочка».

Помнится, когда-то одна симпатичная, но не очень далекая барышня поинтересовалась, нельзя ли ей «как-нибудь так» тоже обзавестись журналистским удостоверением: «Я недавно права получила, гаишники на дороге часто цепляются. А с таким удостоверением, может, проще будет».

В отличие от Вас, гражданка Алексеева, журналисты на Триумфальной площади, куда Вы вместе с другими провокаторами с маниакальным упорством ломитесь каждое 31-е число, как Женя Лукашин в баню, не совершают ничего противозаконного. Повторю еще раз, для лучшего усвоения материала, поскольку с логикой в МХГ беда. Журналисты работают, не светятся в объективах, не бьются головами об «автозаки» и не вещают в микрофоны иностранных коллег. Может, это будет для старейшей правозащитной организации откровением, но среди них есть и те, кто в момент очередного разгона пожилых и молодых негодяев (привет Савенко) искренне завидуют возможностям милиционеров применять физическую силу. Нарушающих закон защищает адвокат, исполняющих профессиональный долг - милиция. В этом принципиальная разница.

«Подписанным документом пытаются ограничить права журналиста. Он пришел освещать массовую акцию с этой «карточкой безопасности». И вдруг у него возникло какое-то гражданское отношение к акции. А он по этому документу, видите ли, не может выходить за рамки своих журналистских обязанностей. Придя на акцию, он перестает быть гражданином», - сказала Алексеева. Это апофеоз правозащитной мысли. Можно долго говорить о профессиональных обязанностях, о неписанных правилах, о категорических запретах… Лучше представим ситуацию, что госпожа Алексеева, подверженная болезням, как всякий пожилой человек, приходит к врачу, яростному противнику всех «несогласных идей». И у него вдруг возникло какое-то гражданское отношение к пациентке. Врач плюнул на профессиональные обязанности, по-своему решил стать гражданином и кровожадно усмехнулся…

В меморандуме особо оговаривается, что редакции СМИ и журналисты признают недопустимым статуса журналиста участие в массовых акциях. Только освещение события. Не надо завидовать журналистам. Не лучше ли избавить их от необходимости натягивать яркие «жилетки» перед Триумфальной?
Николай Телепнев

Previous post Next post
Up