Обама взял фамилию Андерсен

Nov 16, 2009 13:03

В ходе двусторонней встречи в Сингапуре президента России Дмитрия Медведева с президентом США Бараком Обамой значительную часть времени руководители двух стран посвятили перспективам заключения Договора по нераспространению стратегических наступательных вооружений (СНВ). В Сингапур президенты прибыли на саммит АТЭС (Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества).

Обсудить вопросы, связанные со стратегическим наступательным вооружением - самое время. Срок действия нынешнего договора заканчивается в начале декабря. Президенты договорились, что новый договор будет принят в срок. Барак Обама сообщил, что сторонам удалось «значительно продвинуться вперед по вопросам СНВ, хотя остаются некоторые сложные технические вопросы», и договор будет подписан до конца года. По словам Дмитрия Медведева, некоторые моменты разногласий технические, а некоторые политические, на уровне президентов. Он также заверил, что договор будет подписан в декабре. «Это будет наш совместный вклад в укрепление международной безопасности. Потому что это именно та тема, где от позиций Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки зависит в целом климат - климат по вопросу, связанному с ограничением стратегических носителей, стратегических ядерных сил», - подчеркнул российский президент.

Выступая по итогам переговоров перед журналистами, оба лидера выступили с оптимистическими заявлениями. «Кнопка перезагрузки сработала, и мы движемся в правильном направлении», - заявил журналистам Обама. «Благодарю, Барак, за работу», - откликнулся российский лидер.

Пока открытым остается вопрос о том, удалось ли договориться о важнейшей составляющей договора о стратегических наступательных вооружениях. 31 июля 1991 года США и тогда еще существующий СССР подписали Договор о сокращении и ограничении наступательных вооружений СНВ-1. Договор вступил в действие 5 декабря 1994 года. Соответственно, в декабре 2009 года заканчивается срок действия СНВ-1. СНВ-1 сокращал и ограничивал не только и не столько ядерные боезаряды, сколько их носители: баллистические ракеты морского и сухопутного базирования, тяжелые бомбардировщики с крылатыми ракетами большой дальности. Другой договор - СНВ-2 был подписан в 1993 году, но так и не был ратифицирован конгрессом США. СНВ-2 сокращал в первую очередь носители, а также «привязанные» к ним боезаряды. В 2002 году Россия отозвала свою ратификацию СНВ-2 в ответ на отказ США от Договора по ПРО (Противоракетная оборона).

В США разработаны мощные неядерные боезаряды, представляющие угрозу для стратегических ракет шахтного базирования. Если их разместить на носителях большой дальности и высокой точности, то они превращаются в настоящее стратегическое оружие, но таковым не считаются. Точность попадания гарантируется космическими системами разведки, наведения и определения местоположения. Поэтому в переговоры о судьбе СНВ-1 кроме традиционной тройки стратегических ядерных сил (СЯС) из сухопутного, морского и воздушного компонентов стоило бы включать высокоточное оружие (ВТО) - ракеты большой дальности с неядерными боезарядами большой мощности.

Кроме того, не следует забывать про отказ американцев от договора по ПРО. Они же хозяева своему слову - если захотят, то назад возьмут. В свое время Дмитрий Рагозин так прокомментировал выход американцев из договора: «Это означает, что мы стоим на пороге серьезной переделки всех рамок международных соглашений по поддержанию стратегической стабильности и безопасности. И если нарушается договор по противоракетной обороне, то фактически начинают трещать по швам и многие другие соглашения».

Если американцы могут в одностороннем порядке, когда это им стало выгодно выйти из противоракетного договора, то, что им помешает со временем и от договора по СНВ отказаться? О «перезагрузках» у них весьма специфическое представление.

Максим Купинов
Previous post Next post
Up