По окончании переговоров в Москве Владимир Путин и Юлия Тимошенко дали пресс-конференцию. В "сухом остатке" имеем: Россия отказалась от применения штрафных санкций в отношении Украины за регулярный недобор природного газа. Российский премьер подчеркнул, что в Москве подходят к этой проблеме с пониманием и не пользуются правом выставления штрафных санкций, несмотря на то, что штраф за недобор законтрактованного Украиной газа в январе-апреле мог бы составить около 2 млрд долларов. Юлия Тимошенко подтвердила: корректировка объемов поставок происходит ежемесячно. "По договоренности с "Газпромом" мы оплачиваем тот объем газа, который мы потребили", - сообщила она журналистам.
Владимир Путин особо подчеркнул, что в соответствии с международной практикой, контракты на поставку топлива заключены по принципу "бери или плати". "Но мы согласны с украинскими партнерами в том, что недобор газа связан не с разгильдяйством хозяйствующих субъектов, а с ситуацией, вызванной кризисом и падением производства на Украине", - отметил российский премьер. Тимошенко, как пишет "КоммерсантЪ", во время переговоров в узком составе подтвердила: да, недобираем, но "забираем столько, сколько позволяет кризис".
Кроме того, "Нафтогаз Украины" сможет оплатить поставки российского газа в апреле с помощью авансовых платежей за транзит топлива, которые осуществит "Газпром", Об этом тоже договорились в Москве. Стоит напомнить, что руководство "Газпрома" неоднократно высказывало обеспокоенность платежеспособностью Украины. Так, например, заместитель председателя правления концерна Владимир Голубев сообщил, что спад украинской экономики может послужить причиной несвоевременной и неполной оплаты. Еще в середине апреля "Нафтогаз Украины" выступил с заявлением, в котором говорится об ухудшении своего финансового состояния.
Вот, собственно, и все. Дальше только декларации о намерениях, констатация нерешенных проблем и сакраментальный вопрос: "Где деньги, Зин?" Самая главная нерешенная проблема: как быть с так называемой "брюссельской энергетической декларацией", согласно которой Россия выводится за скобки в процессе модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Юлия Владимировна на "голубом газу" заявила о том, что модернизация украинской газотранспортной системы (второй по величине в мире, ее общая протяженность составляет 37,6 тысячи километров) без участия России нереальна. "Безусловно, в модернизации ГТС мы Россию и "Газпром" видим партнерами, выполнение этой работы без России невозможно", - сказала Тимошенко.
Как отмечают журналисты, освещавшие пресс-конференцию, эти слова не произвели на Владимира Путина никакого впечатления. Он заявил, что в "брюссельской декларации" нет "ни слова об участии России, огромного поставщика энергоресурсов, в модернизации ГТС Украины". И в очередной раз дал понять, что Россию это никак не устраивает. Однако украинский премьер пыталась демонстрировать оптимизм. "Я убеждена, что проблем в энергетической сфере, которые нельзя было бы решить, не существует", - сообщила журналистам Тимошенко. И вызвала целую кучу вопросов, особенно среди украинских журналистов. Всех интересовало, на каких условиях и в какой форме может быть допущена Россия к украинской ГТС.
Юлия Владимировна уточнила, что четыре года назад был принят закон, по которому ГТС должна быть только государственной. Участие всех ее структур в каких-либо совместных предприятиях запрещено. "Но без согласованного сотрудничества трудно будет обеспечить прокачку газа в ЕС и строительство новых участков, таких как Богородчаны-Ужгород, - пояснила Тимошенко. - Да, мы пригласили Россию участвовать в модернизации. В России производятся трубы, необходимые для этого, и другие агрегаты. Россия может участвовать агрегатами, трубами, измерительными приборами". И опять, как отмечается, российский премьер без всякого энтузиазма выслушал ответ своей украинской коллеги. "Мы единственный и основной поставщик газа через украинскую ГТС. И когда мы видим, что предусматривается увеличение прокачки газа на 60 млрд куб. м в год, то у нас возникает естественный вопрос: а газ-то откуда? Надо же хотя бы с нами поговорить, - высказал свое видение проблемы Путин. - Было в свое время предложено создать международный консорциум с участием ЕС и России, и предлагалось, чтобы этот консорциум взял в аренду украинскую ГТС и оставил ее в госсобственности Украины. Я не понимаю, какие тут могут быть минусы... Но окончательное слово, конечно, за Украиной: это ее собственность".
Российский премьер пояснил, что в ходе переговоров в узком составе и с глазу на глаз они с Юлией Тимошенко говорили о декларации по вопросам модернизации и расширения ГТС Украины, подписанной в Брюсселе. "Мы уже публично высказывались на этот счет, проводили консультации на уровне министров энергетики - в этом документе нет ни слова об участии России как главного поставщика энергоресурсов в Европу. Мы надеемся, что по этой проблеме мы также продолжим нашу дискуссию", - сказал Владимир Путин.
Еще одна нерешенная проблема: оплата за закачку в природного газа в украинские подземные газохранилища. Наблюдатели отмечают, что закачать газ в ПХГ Украине действительно необходимо. И в этом заинтересована и Россия, и Евросоюз. Однако, по словам главы российского правительства, это стоит не меньше 5 млрд долларов. "Газ нужен. Но в ведрах никто этот газ не принесет, - ответил Владимир Путин на вопросы украинских журналистов. - Значит, по всем вопросам придется договариваться с Россией, - приводит ответ Путина газета "КоммерсантЪ". - Можно договориться с ЕС, можно с Непалом... Поезжайте в Брюссель, возьмите там деньги, заплатите пять миллиардов за газ в хранилищах - и все!". Перспектива съездить в Брюссель за пятью миллиардами настолько выбила представителя украинской прессы из колеи, что тот даже сел не на свое место и с грохотом уронил свой диктофон. "Там уже драка началась? - поинтересовался Владимир Путин. - Рановато".
На пресс-конференции Путин раскритиковал украинское предложение заплатить за газ в ПХГ доходами от будущего транзита российского газа через Украину. "Если украинская ГТС изменится в связи с брюссельскими договоренностями? - задал присутствующим вопрос премьер России. - А мы уже закачаем газ, а деньги еще не получены? И нам с кого спросить? А вдруг "Нафтогаз" прекратит существование? Мы обсуждали эту проблему без шума и пыли. Решение может быть, но говорить об этом преждевременно". Не решен также вопрос и о предоставлении Украине газового кредита в пять миллиардов долларов. "Эта тема требует дополнительного исследования, изучения и консультаций. На сегодняшний день окончательного решения нет", - заявил Путин на пресс-конференции.
Характерная деталь: в своем отчете о пресс-конференции "Ъ" отметил общее неудовольствие переговорщиков. За все время пресс-конференции они ни разу не посмотрели друг на друга, общаясь только с журналистами. Особенно подчеркивается, что Владимир Путин был явно разочарован как самими переговорами, так и своей украинской коллегой. Можно также обратить внимание на весьма сдержанный тон публикаций в украинской прессе. Декларации декларациями, но где брать пять миллиардов?
Эксперты также настроены весьма скептически. Без создания консорциума по модернизации ГТС вся брюссельская декларация - сплошная фикция, приводит мнение директора Института Украины Евгения Минченко газета "РБК-daily". Никто, считает Минченко, не будет вкладывать деньги в Украину, поскольку это - "черная дыра". Эксперт напомнил, что МВФ до сих пор никак не может получить от Киева ответа, куда делся его первый транш. И было бы глупостью со стороны России давать Украине предоплату за транзит для закупки газа.
Практика показывает, что настроения в Киеве меняются как погода на океанском побережье, не исключено, что вскоре опять пойдет разговор о пересмотре тарифов на транзит российского газа. Кроме того, учитывая преддефолтное состояние украинской экономики, летом за газ платить будет просто нечем. Стало быть, считает г-н Минченко, новая "газовая война" практически неизбежна. В такой ситуации закачивать газ в украинские ПГХ - это дать Киеву огромный козырь, поскольку у него уже есть опыт запуска своей трубы в реверсном состоянии. Результат: Украина снабжается газом, а Европа мерзнет. Россию такой расклад не может устроить ни при какой погоде
Николай Телепнев