Ликбез "Кручу, верчу, обалдеть хочу!"

Mar 26, 2012 13:30



Продолжить тему просвещения меня сподвиг сегодняшний день. Несколько больше чем обычно писем на почту, некоторые вопросы на форуме портала авиа ру, и два раза попавшиеся на глаза "сумашедшие" статьи в СМИ.
Итак вопрос из почты:
"Здравствуйте Алексей, я давно читаю Ваш журнал и у меня, наверное как и у многих, возникает вопрос. А что произойдет с самолетом, если пилоты повернут его на бок больше положенного.... ?"




Дальше идет описание того, как человеку страшно, когда самолет "поворачивается" (имеется ввиду кренится) и что "летчики наверное не всегда видят из кабины, что вот, вот зацепятся крылом за землю". Много писем с вопросом, что произойдет, если:
самолет перевернется
самолет "встанет на крыло"
можно ли выполнить бочку на гражданском самолете
а правда ли что стюардессы спят... Ой. Стоп! Это не из той серии :-)
Сегодня речь пойдет о маневренных возможностях тяжелых-транспортных, больших-пассажирских и других, всяких самолетов.
Начну с "преданий".
Когда земля еще была тепленькой и по ней бегали... Короче, я учился в летном училище во времена СССР (83-87гг.) Причем я учился в военном летном училище и изначально меня учили воевать.
Школа подготовки будущих летчиков в союзе была очень серьезной и сильной. Такие выводы я делаю с высоты прожитых лет в авиации и сравниваю с тем, что было и что стало, и есть сейчас. Вне всякого сомнения, для того, чтобы достичь каких то результатов в любом деле, мало хорошо знать теорию, прежде всего нужно ежедневно настойчиво овладевать профессией тренироваться.
Подход был простой: летать, летать и еще раз летать. Чтобы не говорили, но при советах летали много. Срок обучения в училище был четыре года, наборы были большие по 300 человек, но и требования были очень серьезные. Из трех ста набранных выпускали чуть болшье сотни. Это значит, что только один из трех принятых, доходил до конца. Причин было много, но сейчас не о том.
Процесс обучения летному мастерству сводился к тому, что будущий летчик, должен был уметь не просто управлять самолетом (взлетел, пролетел, сел), а владеть техникой пилотирования в таком объеме, который позволял бы вести боевые действия, когда летчик не задумывается о том, что сможет, а что нет его самолет. Самолет и летчик должны были стать единым организмом. Достигалось это интенсивными полетами, большую часть года, а в остальное время изучением теории. Курсанты военных летных училищ начинали летать с первого курса. Причем с каждым курсом интенсивность летного обучения только нарастала. Иногда возникала анекдотичная ситуация, когда мальчишка 17 лет от роду, уже летал один, самостоятельно на реактивном самолете, а управлять автомобилем еще не имел права и даже паспорт бы ему еще не дали, будь он гражданским.
Таким образом, человек через четыре года обучения уже мог не только взлетать и садится, но и с некоторым усилием "танцевать матросский танец яблочко" на самолете.
Не буду говорить, что углубленные знания аэродинамики (да и других, не менее важных наук) позволяют отлично понимать процессы происходящие с летательным аппаратом на различных этапах полета. Причем получение знаний подкреплялось на практике. Это означало, что выпускник летной школы умел пилотировать самолет на всех этапах. Умел выводить из штопора, выполнять фигуры простого и сложного пилотажа, распознавать критические режимы полета и приближения к ним. Предугадывать и предотвращать не желательные последствия опасных ситуаций.
Законы физики справедливы абсолютно для всех сфер жизни и авиации в том числе. Развитие воздухоплавания привело к развитию науки и на современном этапе проектирования, и постройки летательных аппаратов, уже не не выясняют: "а полетит ли?" Самолеты изготавливают с заранее заданными параметрами, которые пожелал заказчик. Сейчас не стоит вопрос о том, выдержит ли крыло нагрузку в 5g или нет. Каждый самолет предназначен для своих задач. Понятно, что пассажирские, или грузовые самолеты не создают, чтобы делать на них "мертвую петлю", для этого существуют истребители и спортивные машины. Но производитель всегда стремится показать "товар лицом" и на авиасалонах демонстрируют возможности своей продукции. Та как и МиГ-29 и А-380 летают подчиняясь одним и тем же уровнениям Бернули, то правомерно предположить, что А-380 теоретически может летать так же как и МиГ-29. Я конечно сильно преувеличиваю, но факт, как говорится, на лицо.
Прежде чем простой обыватель переступит борт воздушного судна и сядет в пассажирское кресло, это самое судно будет сто миллионов раз просчитано, проверено, испытано. Сначала построят математическую модель где опишут все мыслимые и не мыслимые ситуации и нагрузки, которые могут воздействовать на будущий самолет. Затем прочнисты рассчитают что и из чего можно делать, а двигателисты спроектируют и смастерят мотор, невиданный еще в природе. И так далее и так далее и так далее. Наконец самолет готов и уже доподлинно известно, как он поведет себя в небе, но все равно его поднимут первыми испытатели, чтобы подтвердить расчеты. Самолет будут испытывать на прочность, его будут бить о землю, сваливать в штопор, взлетать на половине рабочих двигателей и даже некоторые (особо рьяные летчики) выполнять фигуры пилотажа, совершенно не свойственные данному классу машины и все для того, что бы доказать, что построили то, что надо, что перевозить людей на нем можно безопасно и долгие, долгие годы. Летчики испытатели напишут летное руководство, как и что нужно делать правильно в повседневной жизни, дадут рекомендации, как поступать в критической ситуации, предварительно проверив это все в реале.
Случаи выполнения на тяжелых самолетах не свойственных им фигур не единичны и тому есть множество свидетельств (еще больше фактов в жизни, но они, как и положено, "остаются за кадром" и неизвестны непосвященным) Вот пример испытаний Боинга В-707, большого пассажирского самолета:

image Click to view


Обратите внимание, что никуда самолет не падает и ничего у него не отваливается.
Вот пример выполнения "несвойственных фигур" в исполнении отечественного транспортного самолета Ан-72:

image Click to view


И опять же, ничего смертельного не происходит.
Так неужели можно вот так вот просто "крутануть" бочку с пассажирами? Легко! И причем абсолютно на любом типе самолета! (хоть на А380) Конечно это нужно знать как делать и уметь делать.
Более того, если усадить человека в кресло, налить ему чашечку кофе, закрыть шторку иллюминатора и выполнить правильно бочку (точнее сказать кадушку) то пассажир даже не поймет, что самолет перевернулся через "спину"! Не верите ? А зря! (начиная со второй минуты ролика все очень хорошо видно)

image Click to view



Я долго убеждал своих оппонентов, что подготовка пилотов не должна зацикливаться только на умении четко и точно выполнять стандартные процедуры (хотя это основа основ безопасности полетов и не может быть интерпретирована в другом ключе ни при каких обстоятельствах), но и уметь пилотировать самолет "руками". Летчик просто обязан понимать что происходит с самолетом в любой момент времени и знать что делать если...
Подготовка пилота должна включать в себя прежде всего умение летать, а не только нажимать кнопки. И я очень рад, что ситуация начинает меняться в нужную сторону. Ряд тяжелейших катастроф, произошедших в последнее десятилетие, в той, или иной степени связаны с неумением летчиков элементарно пилотировать самолет. Наконец то это поняли не только пилоты.
http://www.ato.ru/content/vyvod-samoleta-iz-svalivaniya-novyy-podhod-k-podgotovke-pilotov

Что касается маневров самолетов. Даже самые тяжелые и огромные воздушные монстры рассчитаны так, что сломать их в воздухе маловероятно. Нет, нет, если задаться целью, то сломать конечно можно все что угодно, но это если специально. Допустимые эксплуатационные перегрузки в два,три раза превышают вес самого самолета (т.е. если самолет Руслан весит на взлете 400 тонн, то разрешенная перегрузка, при которой он допущен в нормальной эксплуатации составляет 2 единци, т.е. если бы он весил 800 тонн, то все равно ему можно было бы летать безопасно! А разрушающая перегрузка вообще может быть и в пять и в шест раз больше его веса.) Для понимания я вам скажу, что ну уж очень сильная болтанка это всего лишь 1,7 единиц g) Посмотрите как ломают крыло самолета В-777 Таких нагрузок в воздухе вряд ли удастся достичь, если учесть что в ролике гнут только крыло и причем статично, а воздухе самолет будет подвержен нагрузкам весь и вряд ли сможет достичь подобных деформаций.

image Click to view


В любом руководстве по эксплуатации написано, что если самолет попал в сильную турбулентность, и его ну уж очень сильно бросает и кидает, то пилоту не нужно противиться этой болтанке, а как бы отпустить самолет "на волю" и не зажимать управление, а только слегка придерживать штурвал (ручку). Пусть самолет летит сам! Даже если самолет и перевернет, то не надо стараться выводить самолет в ту сторону, из которой он попал в такое положение, а всего лишь докрутить его в ближайшую сторону нормального положения. говоря иными словами, выполнить бочку. Да, да, так написано в руководстве по эксплуатации воздушного судна!
Так что не бойтесь,летайте и наслаждайтесь!
P.S. А про рыбалку в Андаманском море, я вам расскажу в следующий раз.

Оригинал взят у letchikleha в  Ликбез "Кручу, верчу, обалдеть хочу!"

турбулентность, прочность самолета, ликбез, авиация, пилотаж на грузовых и пассажирских самол, крушение, маневры самолета

Previous post Next post
Up