Калибровка монитора фотографа. Просто о сложном.

Mar 23, 2012 19:54



7 апреля 2010

В какой-то момент вы поймёте, что «ну на… эту калибровку» и заживете полноценной жизнью.
Задача этой статьи -  что бы это произошло как можно быстрее.

Написать статью про калибровку монитора для фотографа меня подтолкнула куча материалов в сети на эту тематику, которые понятны только профессиональным полиграфистам. Я не претендую на 100% точность в определении терминов, цель статьи не загрузить читателя умными словами, а рассказать простым языком о калибровке монитора, что бы было понятно даже домохозяйке. Это продолжение темы поднятой в статье Монитор для фотографа



калибратор вам в помощь!

Зачем нужна калибровка монитора?
Калибровать монитор нужно, что бы добиться «естественной» или «правильной» передачи цветов. Что это такое никто не может внятно объяснить.

Давайте рассмотрим цепочку «ваш крутой монитор -> хороший пролаб» (это там где дорого и с пафосом печатают ваши фото),

Абсолютного соответствия картинки на мониторе и на отпечатке вы НИКОГДА не добьётесь по двум причинам:

Первая причина: бумага не светится как монитор, она отражает свет (а он бывает разный). В зависимости от света, при котором вы рассматриваете отпечатки, оттенок на них будет меняться. Попробуйте посмотреть фотографию при свете ламп, а потом подойдя к окну. Обратите внимание, как изменились оттенки.

Вторая причина: в пролабе сменили воду, зарядили новый рулон бумаги, и цвет чуть ушёл. И если вы верите, что в пролабе каждый день калибруют печатную машину, то вы святой человек!

Рассмотрим цепочку «ваш крутой монитор -> монитор девочки Маши, который купили родители 5 лет назад, выбирая по принципу «этот симпатичный, недорогой и продавец посоветовал»
Не сомневайтесь, у девочки Маши на мониторе все будет совсем не так как у вас.



калибруйте мониторы, господа!

Зачем тогда калибровать монитор, если все равно будет плохо?

Калибровать монитор нужно для того, что бы верить, что у вас всё хорошо!

Если вы понятия не имеете, на какой матрице сделан ваш монитор, но покупали его исходя из требований «что бы был не дорогой» то, скорее всего у вас монитор на TN матрице. На мой взгляд, калибровать монитор на TN матрице бессмысленно, но владельцы дешевых мониторов тоже верят в чудо, и я не буду разрушать их иллюзии.

Если вы осознанно купили дорогой монитор с IPS или чуть более дешевый с PVA(MVA) матрицей  и цитируете Маргулиса в подлиннике (если разбудить вас в 4 часа ночи), то калибровать монитор необходимо для того, что бы убедиться, что вы не зря потратили деньги.

Про типы матриц мониторов я писал в своём блоге в статье Монитор для фотографа

Как калибровать монитор?

В любом случае вам понадобиться специальный прибор - калибратор монитора, на глазок откалибровать монитор практически не возможно.

У вас есть 3 пути калибровки монитора.

а) пригласить умного дядю с калибратором домой за денежку (1500-2500 руб.) Главное верить, что все хорошо откалибровано, иначе вас ждут пункты б) и в)
б) взять калибратор в аренду (300-500 руб. сутки) и быстро все откалибровать, не вникая в настройки и скорее всего, неправильно. Потом не сомневаться, что вы правильно откалибровали!
в) купить калибратор (цены на приличные калибраторы начинаются от 5 тыс. руб., а точнее от 8-9 тыс.) и откалибровать самостоятельно. Потом засомневаться, еще раз откалибровать, потом опять и опять и опять. Затем прочитать мою статью и убедиться, что все сделали неправильно и снова откалибровать монитор. На радостях продать и пропить калибратор, а потом прочитать другую статью и снова купить калибратор…

Я серьезно! В какой-то момент вы поймёте, что «ну на… эту калибровку» и заживете полноценной жизнью. Моя задача сделать так, что бы после прочтения статьи у вас это произошло как можно быстрее.

Термины необходимые для понимания процесса калибровки монитора.

Цветовая температура.
Если говорить простым языком, то цветовая температура это «цвет света». Физики придумали «абсолютно черное тело» и стали нагревать его, измеряя температуру в «кельвинах».
Нас же интересует вопрос, какую цветовую температуру монитора ставить.  Основных стандартов всего два:  5000к (кельвинов) и 6500к.

5000к считается более крутым стандартом и обозначается в программах калибровки еще как D50.  Дает тепловатый оттенок изображению на мониторе.
6500к тоже крутой стандарт и обозначается часто, как D65 даёт холодный оттенок изображению на мониторе

Какой стандарт выбирать решайте сами.  Если вы рассматриваете отпечатанные фото при свете ламп, то лучше D50 - будет более точная цветопередача на отпечатке.
Если вы смотрите на фото исключительно в дневном свете, то ставьте D65. Наш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплый или холодный оттенки не будут заметны, до тех пор, пока вы не начнёте сравнивать изображения.

Особенно дотошные читатели  могут замерить цветовую температуру рабочего места с помощью того же калибратора и поставить при калибровке монитора температуру на 1500К выше чем температура рабочего места. В сети встречаются советы настройки цветовой температуры по белому листу бумаги.  Для этого нужно где-то найти действительно белый лист бумаги и смотреть на него и на монитор поочередно и с перерывами, сравнивая цветовые ощущения и подстраивая цветовую температуру монитора (не во всех моделях это возможно).  Довольно глупое занятие на мой взгляд.

Гамма.
Бывает 1.8 или 2.2 последнее считается стандартом, но по секрету, гамма влияет на элементы интерфейса программ и операционной системы. Изображения будут выглядеть одинаково при разной гамме.

Яркость и контрастность.
Существует два способа настройки яркости и контрастности. На глазок и с помощью калибратора.

На глазок с помощью специальных мишеней.
Смотрим на  квадрат,  крутим, яркость и контраст пока не увидите то, что должны увидеть.



настройка яркости и контраста монитора тестовая мишень

Вы должны видеть на этом рисунке 8 квадратов (внутри каждого из больших квадратов спрятался чуть меньшего размера)

На фотосайте www.photosight.ru в  самом верху есть полоска от черного до белого со ступеньками для проверки настроек яркости и контраста.  Смотрим на полоску и крутим яркость, добиваясь, что бы последняя черная полоска отличалась от следующей тёмно-тёмно серой и последняя белая полоска отличалась от предыдущей почти белой.

С помощью замеров калибратором яркости белой точки. 
Процедура довольно простая, цепляете на присоску калибратор,  крутите, яркость и следите за показаниями калибратора. Он будет показывать яркость в канделах на метр квадратный - cd/m2 Я рекомендую ставить яркость не менее 80 cd/m2, но не более чем 120cd/m2 .  Чем меньше яркость, тем меньше устают ваши глаза и тем дольше проработает ваш монитор. Если сделать изображение слишком ярким на мониторе, то при печати оно будет  тёмным.

Упаси боже вас настраивать яркость контраст с помощью утилиты Adobe Gamma,  она безнадёжно устарела, предназначалась для CRT мониторов и 5 лет назад её убрали из программы Adobe Photoshop.

О калибраторах.
Категорически не рекомендую пользоваться калибратором с неблагозвучным названием HUEY. Это не калибратор, а издевательство. Также лично мне крайне не понравились результаты настройки калибратором SPYDER 3. Возможно, мне попался бракованный калибратор.
Оптимальное решение это X-Rite Eye-One display LT (порядка 8 000 рублей), покупать старшую модель X-Rite Eye-One display2 в 1.5 раза дороже не вижу смысла, калибраторы там совершенно одинаковые, отличия только в софте.



X-Rite Eye-One i1 display

О программах для калибровки.
Программы бывают родные, что идут с калибратором и сторонних производителей.  Из сторонних производителей я рекомендую BasiCColor Display от компании Color Solution. Кстати программа NEC SpectraView Display это брендированный NEC-ом BasiCColor Display, с  лицензией требующей проверки модели монитора. Для мониторов NEC ещё есть программа NEC SpectraView II (требует серийник, но не проверяет монитор на принадлежность к дорогой линейке SpectraView).

Перекалибровка (повторная калибровка)



козырёк для монитора

Настройки откалиброванного монитора не должны изменяться! Если вы изменили яркость, контрастность, температуру, необходимо установить прежнее  значение либо заново перекалибровать монитор. У мониторов Apple есть одна неприятная особенность, в настройках яркости нет цифровых значений, и изменение яркости автоматически приводит к необходимости повторной калибровки. Перекалибровать монитор следует при замене видеокарты.  Также рекомендуется перекалибровывать монитор с периодичностью раз в две недели или реже. В этом есть уловка производителей калибраторов, характеристики ЖК монитора могут поменяться со временем (за счёт изменения цветовой температуры ламп подсветки), сколько пройдет времени, месяц, полгода или год неизвестно. И напоследок. Отключайте на мониторе любые режимы авто яркости! Они придуманы для тех, кто сидит в офисе играет в Lines и экономит электричество.

Рабочее место фотографа.
К световым условиям рабочего места предъявляются очень жесткие требования, но ими можно до какой-то степени пренебречь, если вы не занимаетесь критичными к цвету работами. Просто старайтесь избегать прямого света, смешанного света (окно-лампа) и уберите с десктопа изображения красоток в ярких купальниках или экзотические виды.

Если серьезно подходить к освещению рабочего места, то цветовая температура на рабочем месте должна быть постоянна, иначе цветовые ощущения будут меняться. Естественный свет из окна меняет свою цветовую температуру в течение дня, также происходит непредсказуемое смешение света ламп и света из окна, поэтому в идеале комната должна быть свето-изолированной.
Применение козырька-бленды на монитор спасает от яркой засветки и не делает цветовую температуру более стабильной. Любителям перфекционизма посоветую выкрасить стены в нейтрально серый цвет, убрать все цветные объекты из помещения и использовать верхнее рассеянное освещение с лампами с постоянной цветовой температурой.

Read more: http://www.igoralekseev.com/blog/education/kalibrovka-monitora-fotografa-prosto-o-slozhnom/#ixzz1pxZITV9o

Калибровка монитора

Previous post Next post
Up