Фотографии: © drugoi
Я думаю, что никто из тех, кто создавал компанию по производству электромобилей в Кремниевой долине, не мог предполагать такого ошеломляющего успеха, который обрушится на машину под скромным названием Model S. В чем здесь секрет? В личности Элона Маска - создателя PayPal и SpaceX, выбравшего, как оказалось, идеальную маркетинговую стратегию по созданию электромобиля именно премиум-класса? В потребности у молодых и успешных ездить на чем-то совершенно особенном, не подходящем ни под какие прежние стандарты? Почему эта революция удалась, несмотря на то, что электромобили существуют столько же, сколько автомобили вообще.
Но до сих пор они никогда не покидали своей ниши забавных экзотических устройств, городских машинок для коротких поездок. А здесь вдруг появился сияющий красавец с салоном из кожи и дерева, 17-дюймовым экраном вместо панели управления, двигателем в 416 л.с. и пробегом на одной заправке в 250-300 миль. Это был триумф инжиниринга, выжавшего всё возможное из литий-ионных батарей и точный маркетинговый расчет на покупателя с деньгами и желанием быть на острие технического прогресса.
Мало того, что Model S по краш-тестам показал превосходные, невероятные результаты, так автомобиль еще и стал самым быстрым серийным электромобилем в мире, обойдя по тестам американской National Electric Drag-Racing Association практически всех конкурентов. Этот автомобиль разгоняется до 100км/ч за 4,3 сек. Поэтому сейчас в США, чтобы купить Model S с батареей на 85 кВт/ч, нужно ждать своей очереди два месяца - завод выпускает по 20 000 машин в год и не успевает за спросом.
В Норвегии, где Tesla стала самым продаваемым автомобилем в 2013 г. (продано 6000 штук), покупатели ждут своего заказа пять месяцев. Tesla активно строит сеть заправок на территории США, европейских стран и особенно в Норвегии. Будущее, безусловно, за такими автомобилями - эра ДВС и дизелей неминуемо закончится, а транспортные средства, которые используют электричество, станут нормой. Не так скоро, как хотелось бы, конечно, но всё к тому идет.
Мы приехали в автосалон Tesla в Пало-Альто, рядом со штаб-квартирой компании. Нам показали Model S и мы поездили на нём по округе, заехав по по пути в Tesla Motors Headquarters (на снимке вверху). Я сделал несколько фотографий автомобиля в салоне и во время тест-драйва.
Вот это шасси Model S. Два электродвигателя сзади, батареи расположены внизу, под кожухом. Там 16 блоков батарей, которые отделены друг от друга для безопасности. В блоках находятся около 7 тысяч литий-ионных аккумуляторов Panasonic и собственного производства Tesla. Кстати, так как батареи находятся внизу, то центр тяжести у машины располагается ниже оси вращения колеса (как у гоночных болидов), что обеспечивает особенную устойчивость автомобиля. С другой стороны, такое расположение батарей стало причиной возникновения известного пожара, когда Model S наехала на железную конструкцию, валявшуюся на дороге, с такой силой, которая пробила батарейный блок и машина загорелась.
Два электродвигателя. Мощность 416 л.с. Я уже ездил на гоночном электромобиле Nissan (еще напишу об этом) и, поэтому знаю, как электрокары могут разгоняться, но все равно старт Model S с места вызывает восхищение - это такой выстрел из пушки, когда тебя вдавливает в кресло и откидывает голову до темноты в глазах. Причем, всё это происходит в полной тишине и слышен только легкий звук покрышек на асфальте. Сотрудник салона Сильви, которая была с нами, сказала, что они называют этот звук singing - машина поёт.
Места в машине ОЧЕНЬ много. Два огромных багажника - спереди и сзади.
Детские кресла в заднем багажнике как опция.
Одно из главных мест в машине - гнездо для зарядки - спрятано под отражатель.
В американских и европейских версиях автомобиля разные розетки для зарядки. Когда открываешь отражатель, гнездо загадочно светится холодным голубым светом.
Это ключ от Model S. Я подозреваю, что дизайнер вдохновился видом ключа для Porsche Panamera. Правда, заводить им нечего, кнопки старта нет, а машина приводится в действие, когда водитель занимает свое место.
Утопленные в кузов ручки дверей выдвигаются при подходе владельца к автомобилю.
Снимать в салоне, кроме приборной доски и панели управления, нечего. Абсолютно минималистический дизайн без кнопок, тумблеров и прочих красивостей. Поэтому, когда машина неактивна, салон выглядит странно, почти бедно. Я думаю, что, когда японцы начнут делать такие премиум-электрокары, они постараются разнообразить внутренности салона. А здесь все очень просто, футуристично. Пол ровный (понятное дело), рычаг вперед-назад-парковка на рулевой колонке, поэтому место между креслами впереди пустое, с пластмассовым напольным поддоном для мелочей. Центр внимания, конечно, это 17-дюймовый монитор - центр управления автомобилем.
Приборная доска - здесь тоже всё предельно просто. Слева график потребления энергии, в центре показание остатка пробега, справа в данный момент данные радиостанции, которая включена. Переключение в метрическую систему, градусы по Цельсию и 24-часовой формат происходит в меню на центральной панели.
Апгрейд системы и настроек автомобиля происходит периодически, так же, как у любого компьютера. Можно посмотреть, что предлагается в новом релизе и запустить программу апдейта через связь с сервером Tesla.
Сильви подключила по Bluetooth свой айфон и на приборной доске появились картинки альбомов из её медиатеки.
Ручка переключения режимов движения.
Графический интерфейс системы похож на предыдущую iOS.
Управление панорамным люком в крыше. Сильви двигает пальцем по экрану - стекло наверху открывается.
Это то, что делают, видимо, все, кто садится в машину в первый раз. Трудно удержаться, чтобы не пойти в браузере открыть свой блог. Так же, как и iOS система в Tesla Model S не поддерживает Flash в целях безопасности.
Экран можно разделить на две функциональные части. Вот здесь сверху задняя камера, снизу браузер.
График потребления заряда - важная вещь при езде. Можно выстраивать свой стиль вождения по тому среднему значению, которое считается оптимальным. Когда сеть заправок станет повсеместной, гонять со скоростями в 90 миль в час можно будет свободно - заправка у Tesla бесплатная. Да и домашняя зарядка батарей в десять раз дешевле, чем бензин или дизель - зарядить Model S дома в США можно за 5-7 долларов.
Навигатор размером в 17 дюймов - это впечатляет!
В двери нет даже обычного кармана внизу. Минимализм.
Еще весной Элон Маск сообщил, что к концу года электромобиль можно будет использовать на 70% территории США, а к 2015 году необходимым числом быстрых электрозаправок (т.н. Supercharger) планируется обеспечить всю страну и соседнюю Канаду.
В салоне стоит макет зарядной колонки Supercharger. Она обеспечивает зарядку на пробег около 300 км. за полчаса.
Здесь же в салоне и сервисная станция. Здесь стоят автомобили, которые проданы и те, кого поставили на обслуживание - оно делается раз в год или после каждых 20 000 км. пробега. Сам ремонтный цех попросили не снимать, но там ничего интересного - те же самые подъемники, оборудование для шиномонтажа. Единственное отличие - очень чисто и ничем не пахнет. Потому что электромобили.
Машина из первой серии Model S, когда можно было заказывать цвет кузова какой в голову взбредет, краску подбирали индивидуально. Сейчас так не делают, производство уже массовое.
Это обычная заправка - за 5-7 часов машина заряжается почти полностью. Кстати, кроме стандартной и скоростной зарядки, Tesla предлагает и полную замену батарейного блока за 1.5 минуты. Это будет стоить 60-80 долларов - цена полной заправки бензином.
Tesla невероятно популярна в Кремниевой долине. На улицах и хайвеях постоянно встречаются Model S. Вот, например, Tesla на заправке у входа в главный офис Apple в Купертино.
Apple обеспечивает своим сотрудникам бесплатную заправку.
А это заправка у входа в штаб-квартиру Facebook в Менло Парк. Две Model S и два Nissan Leaf. Последний проезжает по сравнению с Model S примерно в три раза меньше на одной зарядке.
Вот так собирают Model S:
Inside Tesla 06.19.12 - Assembly Center from
Tesla Motors on
Vimeo.
Отдельно надо написать про Tesla в Норвегии. Здесь этот автомобиль стал просто бестселлером, побив рекорд продаж в стране. Только в сентябре было продано 600 Model S, а всего уже больше 2000. В шести городах Tesla поставила станции подзарядки Supercharger и число их постоянно растет. Государство способствует развитию электротранспорта: владельцы электрокаров освобождены от транспортного налога (это 100% от каталожной цены), налогов на добавленную стоимость и на регистрацию.
В Осло водители электрокаров имеют возможность бесплатно парковаться и ездить по полосе общественного транспорта. С норвежскими астрономическими ценами на бензин и дизель электрокары от Tesla - просто спасение. Несмотря на достаточно высокую цену на них - в США стартовая цена на базовую модель составляет $49 900, модели с более мощной батареей стоят от $58 000 до $68 900 $. Европейский вариант Model S стоит от 51 500 евро.
Click to view
Tesla заявляет, что каждая следующая модель их электромобилей будет стоить дешевле предыдущей. Уже готовится к выпуску бюджетная Model Е, цена которой будет около $30 000. На подходе и кроссовер Model X - с четырьми двигателями (4x4).
Tesla - это типичное создание Кремниевой долины, реализованная мечта одного из тех тысяч интеллектуалов, которые составляют самое это понятие - Кремниевая долина. Элон Маск, как мне кажется, это еще один Стив Джобс, показывающий людям новые горизонты. Человек, сделавший состояние на лучшей в мире платежной системе PayPal. Человек, который приезжал в Россию в попытках купить ракету, чтобы с её помощью отправить на Марс оранжерею с растениями.
Человек, который сделал компанию, которая запускает теперь в космос ракеты и его Grasshopper поражает воображение. Вот такой человек стоит за электромобилем с простым названием Model S. Все-таки, наверное именно в этом причина успеха Tesla - в личности её создателя.
Взят у
drugoi в
Слово 2013 года - Tesla Автозамена аккумуляторов на Тesla. Потому, что понятно, что никто не хочет ждать зарядки по пять часов.
Click to view
P.S.Интересно как бы она происходила не в тепличных условиях студии, а в России, с днищем залепленным льдом и грязью.
И интересно, где гарантия, что вместо хороших батарей тебе не поставят фуфло какое-нибудь.
> Tesla - это типичное создание Кремниевой долины, реализованная мечта одного из тех тысяч интеллектуалов, которые составляют самое это понятие - Кремниевая долина. Элон Маск, как мне кажется, это еще один Стив Джобс, показывающий людям новые горизонты. Человек, сделавший состояние на лучшей в мире платежной системе PayPal.
То есть ростовщик-процентщик, сделавший страшно дорогую машину для богатых.
А чего собственно он изобрёл? Электромобилям уже лет сто. Весь их прогресс связан исключительно с прогрессом аккумуляторов. А аккумуляторы у него от Panasonic.
Вот и восхищаться надо неизвестными специалистами из Панасоника, которые без лишней шумихи совершенствуют технологии аккумуляторов. От них электромобильное и дроновое будущее и зависит.
Будущего у электромобилей, в современном понимании автомобиля - нет. И для этого как минимум несколько причин:
1. - Вес.
Типичный Смарт весит 850 кг, это меньше на сотню кило , чем только один аккумулятор Теслы. Так что ждать малогабаритных автомобилей с электроприводом и достаточным пробегом нечего. По крайней мере до тех пор, пока нанотехнологии не выйдут из пробирок на объемы производства в миллионы тонн. Заодно, представьте себе у вас под окном только громадные и тяжелые автомобили, заодно и на дороге - как вам?
2. Литий.
Лития мало, очень мало. И пока на аккумулятор телефона его уходит 20 грамм, а планшета - 80, то ничего страшного, но вот когда речь заходит о сотнях килограмм лития на автомобиль - всех существующих месторождений будет мало, и цена на него будет соответствующей.
3. "Последняя миля".
Зарядка требует энергии, и много. Если на сегодня на частный дом лимит в 4 киловатта, максимум - 6, то повысить эти нормы на порядок - гигантские капиталовложения, и суперчарджеры тут не панацея - ибо заряжать автомобили нужно ночью - когда есть резерв электроэнергии, заодно опять же посмотрите из окна во двор - всю эту забитую по проездам и обочинам массу машин надо заряжать, желательно тут же, и желательно в 16 ампер на автомобиль.
Заодно про Норвегию и зимы. Зимой Тесле не хуже, чем обычному автомобилю и даже лучше - при условии, что у вас постоянно есть возможность держать на стоянках автомобиль подключенным к сети, ибо литиевые аккумуляторы переохлаждения не любят. Нет сети - будут греться от своего же аккумулятора, с соответствующей потерей энергии. Уехали на неделю, оставив автомобиль на стоянке не подключенный к сети - с новогодних каникул будете в первую очередь менять замерзший аккумулятор - 25000 баксов минимум, не считая доставки, а сколько доставка тонны из штатов, причем запрещенных для провоза почтой литиевых аккумуляторов.
Так что, увы - не будет электрореволюции на транспорте - будут отдельные богатые счастливчики .
из последних новостей: Tesla сообщила о модернизации своего первого электромобиля, Roadster (уже снятого с производства), благодаря которой на одной зарядке он сможет проехать 640 километров. Это абсолютный рекорд среди полностью электрических автомобилей Tesla. Однако модернизировать можно лишь 2,5 тыс. машин: больше компания не продала.
Roadster вышел на рынок в 2008 году. Модернизация - результат удачного сочетания нового аккумулятора, оптимизированной аэродинамики и новых шин с улучшенным коэффициентом сцепления. В начале 2015 года компания проведет показательный пробег модернизированного Roadster из Сан-Франциско в Лос-Анжелес, и весной всем владельцам этой модели будет предложено пройти модернизацию. Стоимость модернизации пока неизвестна.
Сейчас Roadster проезжает на одной зарядке 380 км, а последняя новинка Tesla, Model S, - 410 км.
Tesla Roadster
По официальным данным за 2009 год, в США водитель проезжает в среднем 50 км в день, но все хочется иметь «запас хода», и это ограничивает продажи полностью электрических автомобилей.
В 2015 году Tesla собирается вывести на рынок линейку кроссоверов - Model X, а также новейшую Model 3, менее дорогую, чем Model S (цена в базовой комплектации - от 71,1 тыс. долларов). Компания подчеркивает: модернизации Model S в обозримом будущем не планируется. Глава Tesla Илон Маск удалил из своего Twitter сообщение о том, что якобы компания «со временем» намеревается модернизировать все выпущенные автомобили
Ограниченное число электромобилей Tesla, которые можно будет модернизировать, - награда первым покупателям за доверие к новаторскому подходу компании. Калифорния знаменита Кремниевой долиной, где «апргейды» - норма высокотехнологической индустрии. Как видно, эта практика теперь распространяется не только на программное обеспечение, но и на вполне металлические автомобили. Просто поменять шины уже недостаточно.