Автор: Денис Аветисян. Нейтральный фильтр
Нейтральный фильтр также можно называть затемняющим или ND-фильтром (Neutral Density). Если вы обожаете фотографировать с длинной выдержкой, то с нейтральным фильтром вы можете заниматься любимым делом не только ночью, но и в ясный полдень.
Затемняющий фильтр делает ровно то, что указано в названии - затемняет, то есть, уменьшает световой поток. Это может быть полезно в следующих ситуациях:
- Вы хотите сфотографировать портрет на открытой диафрагме, чтобы сделать глубину резкости поменьше, но мешает яркий свет, заставляя вас закрывать диафрагму.
- Вы пытаетесь днём сделать портрет со вспышкой, но в вашей камере нет FP-синхронизации, и выдержка ограничивается камерой.
- Хотите сделать размытие движущихся объектов или красиво сфотографировать водопад, но света слишком много для длинной выдержки.
- Избавиться от людей на оживлённой площади, чтобы сфотографировать архитектуру.
Вот, например, обычная фотография с короткой выдержкой:
Увеличиваем выдержку:
Видно, что осталась только пара, которая села на окрашенную скамейку и приклеилась, да турист с картой, которого парализовало.
Если ещё увеличить выдержку, то вообще никого не останется:
Цвет и свет на этих фотографиях разный, потому что погода стремительно менялась.
Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый - ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2хND4=ND8.
Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше, а так же, вы вынуждены будете использовать штатив. Кстати, покупать ND2 я особого смысла не вижу, подобное затемнение вам обеспечит обычный поляризационный фильтр.
По поводу поляризационных фильтров, среди всех нейтральных особняком стоят фильтры с переменным затемнением. Дело в том, что такие фильтры состоят из двух поляризационных, как бутерброд. Причём, линейные части этих фильтров повёрнуты внутрь, то есть, обращены друг к другу. Такая конструкция предъявляет высокие требования к качеству поляризационных фильтров.
Мы уже говорили, что нет особой разницы между поляризационными фильтрами, если использовать их поодиночке, так как неравномерность поляризации на фото обычно совсем не заметна. Совсем другое дело, если вы используете фильтры последовательно, так как неравномерность поляризации одного фильтра при прохождении через второй будет выражаться в тёмных полосах на фотографии. Именно поэтому, если вы решили купить регулируемый затемняющий фильтр, я категорически не рекомендую дешёвую китайскую продукцию, так как вместо фильтра вы получите одно расстройство.
Хорошим фильтром считается Kenko NDX, он позволяет варировать затемнение от ND2 до ND1000. Причём, муар в виде тёмных полос появляется только в самом экстремальном положении. При нормальном использовании затемнение равномерное без перекосов в цветовом балансе. Это профессиональная техника, поэтому приготовьтесь выложить кругленькую сумму.
При приближении к максимуму начинают появляться тёмные области. В данном случае повезло, потемнело только два угла, как будто фото сделано с градиентным фильтром:
Всё в Kenko NDX хорошо, мне только не понравилась коробочка. Она, конечно, красивая, но уж слишком хрупкая и неудобная. Коробка для фильтра должна быть из мягкого пластика и квадратной формы, а не вот это:
C достаточно тёмным ND-фильтром, особенно с Kenko NDX можно фотографировать даже пятна на Солнце:
Только вам для этого понадобится объектив с фокусным расстоянием более 300мм. Я снимал на 28-300 и, конечно, для этого неплохо бы иметь камеру с разрешением, хотя бы как у Nikon D800. Ещё не забудьте почистить матрицу, иначе за пятна на Солнце вы будете принимать пятна на вашей матрице.
Есть ещё одна хитрость. Когда вы фотографируете с затемняющим фильтром со штатива, ваша камера будет неправильно оценивать экспозицию из-за того, что свет на экспонометр будет попадать через открытый окуляр. Рекомендую закрыть его пальцем, чтобы не получить тёмное фото. На более серьёзных камерах рядом с окуляром есть рычажок, который опускает шторку специально для этих целей. Обычно этот рычажок слева сверху от окуляра:
Вот фото с нейтральным фильтром:
А вот с поляризационным:
Или так, здесь бы фильтр всё испортил:
Использовать затемняющие фильтры надо с умом. Нейтральный фильтр не делает ваши фото лучше, он просто делает их другими, а сам фильтр - это просто способ достичь ваш художественный замысел.