Мне постоянно задают вопросы по фото-железу. Будучи по натуре достаточно ленивым человеком, я решил свести наработки воедино, чтобы потом просто давать ссылку на статью. Итак, штатив. Их огромное множество - от маленьких "крабиков" с узловатыми ножками, цепляющихся за всякие перила и прочие непотребные поверхности, до внушительных монстров, малоподъемных, словно снаряд в спортзале. Как во всем этом ориентироваться?
Давайте пойдем с самого начала (наливая себе из графина кофе). Для чего изначально предназначен штатив? Во-первых, для стабилизации вашей камеры в условиях, когда не получается удержать ее в руках без потери качества кадра. Имеется в виду "шевеленка" - смазывание кадра от дрожания в момент съемки. Во-вторых, для скорости съемки тяжелым оборудованием. Ну, например, снимаете вы спортивный матч или спектакль. Поди-ка, подержи 3+ кг связку на руках в течение пары часов, да еще когда сцены стремительно меняются.
Выскажу основную мысль: если вы используете штатив, то он должен быть хорошим! Нет ничего хуже, чем перелететь через полземного шара, неделю охотиться за тем самым кадром / ракурсом / светом, сделать щелчок - и привезти домой "шевеленый" кадр... -- А-а-а-а! - головой нужно не биться о стену, а думать.
Что отличает хороший штатив? Раздельные (подчеркиваю - раздельные) "ноги" и "голова". Если голова несъемная, то это скорее всего не штатив, а какой-то китайский отстой, который вам пытаются впарить в довесок к только что купленной вами камере. Обычно продавцы добавляют в такой комплект еще UV-фильтр и ватные диски для протирки оптики.
Штативы делятся между собой:
1. По форме
- штативные "ноги" и "голова". Будем рассматривать этот вариант как базовый. Именно такая связка помогает стабилизировать камеру.
- пауки и всяческие цеплялки. Первый раз я их увидел года четыре назад. Идеально подходят для компактных беззеркалок и "мыльничек" в тех ситуациях, когда камеру нужно зацепить хоть за что-то. Их отличают малый вес и (сгибание) по всем степеням свободы. Используются как правило для групповых автопортретов.
2. По материалу изготовления / весу
- дюраль. У-у, через этот ночной кошмар проходит подавляющее большинство новичков! Если продавец впаривает вам дюралиевые полые трубки - посылайте его сразу далеко и жестко. Самый дешевый вариант, как правило с хлипкими пластиковыми защелками и несъемной головой, которая к тому же еще и очень плохо управляема. И конечно же лидером в этой номинации является... барабанный бой... штативы фирмы Slick. Моя "любимая" модель SLIK U-5500. Это аццкий ад, за который производителю нужно засовывать этот Slick прямо в жопу ... но не будем об этом.
- алюминий. "Классический" вариант исполнения штатива. Плюсы: устойчив, надежен. Минусы: тяжелый, собака. У меня второй (запасной) штатив - трехколенный Manfrotto 055-серии. В 2007 году таскал его в течение нескольких месяцев, перекинув через плечо, в итоге "трапецию" надорвал. Но неубиваемый - до сих пор служит. Рекомендую.
- карбон. Это легкий и прочный материал на основе углеродистого волокна; переплетение графита и резины, залитое эпоксидной смолой. Сейчас едва ли не каждый производитель держит в своем арсенале штативы на карбоновой основе. Плюсы: легкий и прочный материал. Минусы: дорогой, зараза! До недавнего времени при изготовлении ножек стандартной считалась четырехкратная оплетка. У моего Gitzo 2540 она шестикратная, а сейчас производители предлагают уже восьмикратную. Разница - в малых вибрациях на сильном ветру и, как следствие, в уменьшении дрожания картинки.
3. По типу креплений
- защелки. Пластиковые или железные. Крепления на любителя. У моего Manfrotto во время перевозки отбилось ушко, теперь чтобы зафиксировать колено, приходится сдирать пальцы.
- фиксирующее кольцо с резьбой. Тип крепления в штативах Gitzo. Не требует излишних усилий для фиксации. Удобно, нравится.
4. По количеству телескопических колен
Чем больше у штатива колен, тем длиннее у нее ноги компактнее он будет в сложенном состоянии. Это важно, если вы, например, перевозите его только в ручной клади. Минусы: лишнее колено - это потенциальная опасность для "дребезга" на ветру. Стандартным считаются три колена. Достаточно распространены модели на четыре, а пару раз видел даже на пять колен. Исходите из соображений целесообразности, и если берете 4-5 колен - ориентируйтесь на проверенного производителя.
5. По конструкции штанги
Стандартный вариант - выдвигаемая по вертикали штанга, что позволяет поднять точку съемки. Я не очень люблю выдвигать центральную штангу. На моей практике это только понижает устойчивость всей конструкции. Существуют модели с горизонтальной штангой, что важно, например, для любителей макро съемки.
6. По степени разборности
Штатив должен служить годами, а потому у хорошего должна быть возможность полностью разобрать и прочистить ему мозг все составляющие. Мой штатив можно превратить в мешок деталек Lego, а потом просто собрать заново. Пару раз так и приходилось делать, например, после съемок на Мертвом море (когда ножки погружаются в концентрированный соляной раствор) или в Тибете (там песок скрипит не только на зубах).
7. По наличию дополнительных аксессуаров
- утяжеляющий ножки поддон для груза или крючок на вертикальной штанге. На той крючок можно повесить фото-рюкзак, что делает связку более устойчивой.
- ключ-многогранник для подтяжки разболтавшихся сочленений.
- резиновые "башмачки" на ножки. Используется для стабилизации штатива на скользких поверхностях. В 2008 году у моего Gitzo отвинтился один такой, а я и не заметил как. Случилось это в глухой Непальской деревне в горах Gorkha; в местах, где белых не видят годами. Я спохватился только на утро, но еще вечером суеверная старуха, у которой мы ночевали, сожгла Подозрительную Черную Хрень (ПЧХ) в печи. Мне остался лишь обгорелый винт. Так и хромает штатив на одну ногу. За три года пластиковая основа стерлась, а новых ПЧХ в продаже не найти. Фигово.
8. Основным цифровым параметрам
- Максимальная полезная нагрузка. В модельном подряду любой серьезной фирмы-производителя существуют 3-4 визуально одинаковых штатива, различающихся лишь масштабом и "мощью". Суммарный вес вашей камеры и самого тяжелого из ваших объективов будет той цифрой, которой нужно руководствоваться при выборе;
- высота полностью разложенного штатива (в см). Кому-то за глаза полтора метра, а кто-то хочет иметь возможность работы со стремянки...
- собственный вес штатива без головы. Если вы хрупкая девушка, забудьте про алюминий и ориентируйтесь на силикон карбон.
Какова стоимость всего этого безобразия?
Очень важный момент. Скажи мне кто-нибудь году так в 2004, что за связку штатив-голова придется выкладывать сумму, равную половине стоимости камеры - я бы просто покрутил пальцем у виска. Но я по натуре максималист. Вовсе не обязательно тратить на железо целое состояние, можно найти достаточно бюджетные решения, но от того не худшие. Смотрите на соотношение цена/качество.
Какие фирмы выбрать
1. Gitzo. Бескомпромиссный вариант. Полная линейка на любой вкус и пухлый кошелек. Я использую так называемую "горную" серию - облегченные карбоновые модели, очень легкие и крепкие. У меня модель 2540 (старый модельный ряд, но не по фиг ли?). Плюсы: качество, надежность, понты (или это у нас минусы?). Минусы: ну о-очень дорогой!
2. Manfrotto. Проверенная и заслуженная фирма. Чуть меньше понтов, но качество ничуть не хуже. Та же линейка на любой вкус. Алюминий и карбон.
3. Benro. Отличный вариант. Относительно невысокая стоимость (те же карбоновые решения много дешевле аналогичных от Gitzo). Из моих знакомых никто не жаловался.
4. Прочие производители. На сегодня их полная песочница - китайских поделок, выходящих под собственными марками. Ориентируйтесь на те параметры, о которых было сказано выше. Только остерегайтесь всяких Munfroto и Gyttza; закос под корявое написание известных брендов - это явный признак отстоя полного отстоя.
И хороших вам кадров! :)
P. S. Готовлю вторую часть по штативным головам и контактным площадкам. А с каким штативом работаете вы?
Оригинал взят у
dima_chatrov в
Выбор фото-железа. Часть первая. "Штатив"План поездок на 2012 год живет
здесь | Клуб путешественной фотографии
photo_planet