Часто при обсуждении фотографий можно слышать крылатую фразу: "Снимает фотограф, а не фотоаппарат". Да, это верно. В тандеме "техника - человек" именно человек решает практически всё. А техника - лишь инструмент в его руках. Но как и любой инструмент, фототехника может быть удобной или не очень. Она может подходить для решения ваших задач, а может и нет. Совершенно очевидно, что не зная техники - сложно научиться правильно снимать. И без полноценного изучения устройства и возможностей фотоаппаратов нам никак не обойтись.
Поэтому мы начинаем тут небольшую сериую кратких обучающих постов, в которых расскажем про основы фотодела, про фототехнику, разумеется, и про то, что может помочь сделать вам фотографии лучше. Постараемся провести процесс обучения проще и увлекательнее, поэтому у нас будут домашние задания и мини-конкурсыы на их основе, с небольшими, но симпатичными и полезными призами. =: ) Так что, оставайтесь с нами и... Поехали!
Начнём немного издалека. Поговорим о классификации фототехники по типоразмерам.
А для начала можно посмотреть несколько старинных фотографий. "Старинных" тут не гипербола, многим из этих снимков уже более 100 лет, что по фотографическим меркам - очень и очень много (по клику откроются большие версии этих фотографий):
February 1913. "Woman suffrage-hikers arriving in Washington from New York"
November 1912. "Government Printing Office, Washington"
September 30, 1918. "Fourth Liberty Loan"
Для чего тут эти снимки? Сейчас поясню. Мы уже привыкли, что снимки фотохроники выглядят довольно мутно: они нерезкие, двиежение там смазано, у них проблемы с контрастом и отображением деталей. Да и вообще, часто качество у старых снимков оставляет желать лучшего. Однако, внимательно посмотрите на снимки, приведённые выше. Какая там детализация? Какая пропработка светов и теней? Как получаются люди и машины в движении? Всё это буквально сразу выступает против наших представлений о качестве столетних снимков. Почему? Во многом потому, что эти снимки сделаны большими фотоаппаратами на больших пластинах (8 х 10 дюймов). А в фотоделе, как и в случае с Годзиллой, "размер имеет значение".
То есть, в фотографии довольно чётко выполняется правило: чем больше размер носителя, на который проецируется снимок (фотопластина, плёнка, матрица), тем, как правило, выше качество снимков, при прочих равных. Если говорить короче, то это правило звучит так: чем больше фотоаппарат, тем лучше он снимает. Конечно, сильно утрировано, но во многом это верно. Пока это правило не удаётся обойти, поэтому производители фототехники вынуждены искать компромис между размерами камер (и удобством их эксплуатации, соотвественно) и качеством снимков. Поиски "золотой серидины" привели к появлению нескольких основных и самых массовых типоразмеров фотоаппратов.
Грубо говоря, на сегодня есть формальное деление камер на три основных типоразмера:
1. Большой формат
2. Средний формат
3. Узкоплёночная техника
1. Большой формат
Из-за некоторых технических моментов сначала камеры были довольно большого размера. Все помнят эти деревянные ящики на треногах, которые показывают в кино?
Камера большого формата
Это фотоаппараты "большого формата", названные так потому, что изображение в них фиксируется на носителях большого размера. К камерам большого формата относятся аппараты, снимающие на плёнку или пластины, размер которых превышает 10 х 10 см. Этот формат существует и поныне, но, правда, в несколько изменённом виде:
Современная модель камеры большого формата
Вместо дерева - карбон, вместо меди - современные сплавы. Но принципы по-прежнему те же - фотографирование осуществляется на довольно большой носитель. Основные сферы применения этой техники это те, где нужно высокое разрешение и чёткая детализация изображения: художественное фото, научные исследования и реклама. При этом, даже современные камеры большого формата снимают сейчас преимущественно на плёнку или пластины, потому что создание цифровой матрицы такого большого размера сопряжено с большими техническими сложностями и цифровой модуль большого формата выходит баснословно дорогим. Само собой, работать с такими большими и специфичными фотокамерами довольно сложно и поэтому среди фотолюбителей этот формат не снискал большой славы, в отличие от профессионалов.
2. Средний формат
Стремление сделать технику более компактной и удобной в эксплуатации привело к появлению камер "среднего формата". Это такие фотоаппараты, где изображение экспонируется на плёнке или матрице размером 6 х 6 см или близких к этому.
Среднеформатный плёночный фотоаппарат
Камеры среднего формата успешно эксплуатируются сейчас в тех областях, где требуется высокая детализация изображения, но, при этом, нужна и мобильность. Это, как правило, художественная съёмка и реклама. В современных среднеформатных камерах сейчас активно используют "цифровые задники" - устройства, которые позволяют получать изображения в цифровом виде, сразу после съёмки готовое к обработке в графических редакторах и печати, если будет в этом такая необходимость:
Цифровая модульная среднеформатная система
Среднеформатный цифровой задник
Однако, из-за технологических проблем при изготовлении больших матриц, эти фотоаппараты имеют довольно высокую стоимость, относительно привычных нам камер. Поэтому, "средний формат" - это, как правило, тоже техника профессионалов.
3. Узкоплёночная техника
Одна из ранних моделей 35-мм фотокамер
"Узкоплёночная техника" - это то, с чем мы, как правило, имеем дело при увлечении фотографией. Иначе её называют "малый формат". В нём размер кадра составляет 36 х 24 мм и определяется габаритами крайне популярной некогда 35-мм киноплёнки (её ширина 35 мм):
35-мм плёнка
В фотоделе эту киноплёнку стали использовать в силу большой её доступности, распространённости и, как следствие, относительной дешевизны. Кстати, перфорация по краям плёнки (отверстия снизу и сверху) - это наследие именно "киношного прошлого", потому что в кинопроекторных механизмах нужно было протягивать многие метры киноплёнки с постоянной скоростью 24 кадра в секунду, и для этого были реализованы сложные механизмы, использующие в работе перфорацию. В фотоделе такой необходимости в этих отверстиях нет.
Техника этого формата из-за компактности стала очень востребована во время Второй Мировой войны. Но поистине расцвет она пережила в послевоенное время из-за своей невысокой стоимости, большой доступности и простоты. Этот формат до сих пор является самым популярным среди фотолюбителей. И все параметры современной фототехники до сих приводятся к этому 35-мм стандарту, даже не смотря на то, что техника сейчас стала цифровой и уже не зависит от размера плёнки:
Сравнение размеров матриц современных цифровых фотоаппаратов
Но сила традиции велика, поэтому вся обсуждаемая далее техника тоже будет напрямую связана с 35-мм форматом.
Итак, если сравнивать типоразмеры камер, то сейчас их можно привести к трём основным классам, делящимся по размеру носителей:
Сравнение размеров носитей
И сейчас к этим трём, исторически сложившимся классам, добавляется техника, которую принято называть "компактной". Но, в силу большого влияния традиций, получается так, что и тут параметры этого нового класса тоже приводят к эквивалентам узкоплёночной техники. Часто бывает так, что указанные на лицевой панели фотоаппарата технические параметры записывают сразу в двух видах: реальном и приведённом к 35-мм стандарту. То есть, пользователь может понять, что за параметры это были бы, если бы этот фотоаппарат был 35-мм камерой? Вот как это выглядит, например, у
FUJIFILM X10:
Компактная фотокамера FUJIFILM X10
На торце объектива написаны цифры реальных фокусных расстояний объектива: f = 7.1 - 28.4 mm, а на кольце зума - уже цифры эквивалентных фокусных расстояний: 28 - 112 mm, которые были бы у этой камеры, если бы она была 35-мм фотоаппаратом. В силу традиций 35-мм эквивалент для фотографов более понятен и поэтому более предпочтителен. К эквивалентам фокусных расстояний мы обязательно ещё вренёмся в наших уроках.
Дальше наше обсуждение техники пойдёт относительно 35-мм стандарта, потому что, как вы уже могли понять, этот стандарт стал основным для фотолюбителей.
Оригинал взят у
podakuni в
Обучение | Форматы фототехники