Казалось бы, к середине сезона «Игра престолов» должна была уже раскачаться, но четвертая серия - «Сыновья Гарпии» - вместо этого вышла несколько монотонной. Нельзя сказать, что совсем ничего не происходит, просто поговорили-поговорили, шашечкой помахали, и снова поговорили. Да это же «Война и Мир» какая-то: «боевые» сцены регулярно и предсказуемо сменяются пространными монологами - и обратно.
Начинается серия с движухи: Джорах угнал лодку. Всё.
В быстром темпе мы перемещаемся на другой корабль. - Так вот ты какой, сапфировый остров Тарт. Не узнал - богатым будешь. На этот раз попутчик Цареубийце попался более разговорчивый: Брон пересказывает нам краткое содержание книги "выживание в Дорне для чайников", а Джейме как всегда грузит семейными проблемами. На этот раз обошлось без жуков.
В столице Серсея рулит, как умеет: своё наступление на семейство Тиреллов она начинает с нейтрализации первой линии обороны. Глуповатый папаша Мейс - вот уж кто много потерял на пути от страниц к экрану - отправляется торговаться с Железным Банком в Браавосе. А Серсея наводит на цель свои таранные орудия: двести с лишним лет Таргариены были рады, что удалось разоружить и распустить военизированные ордена Церкви Семерых: Бедных Ребят и Сынов Воина. Но какие-то там драконщики Серсее не указ: в рекордные сроки монашеские ордена вырезают на лбу семиконечные звезды, под тревожную музыку наводят благочестие в столице (опять движуха!) и маршируют (пока?) в нужном ей направлении: арестовывать "главного грешника" Королевской Гавани - Лораса Тирелла. Маргери в бешенстве (разговоры!): Томмен, конечно, пуся, но толку от него - ноль. Самое время вызывать подкрепление: очень ждём бабку Оленну, очень ждём!
Отдельно хочется отметить, что Мизинец все-таки страшный жмот. Пятый сезон подряд в его бордель опять кто-то врывается под крики персонала «Это же заведение лорда Бейлиша!» При таком пренебрежении охраной - удивительно, что туда ещё кто-то ходит.
У стены все по-старому. Джон Сноу делает брови домиком. Мелисандра томится. Станис дуется. Селиса - лучше б молчала уже. Из интересног: намёк на неясное происхождение Джона - "this wasn’t the Ned Stark's way" и на предназначение Ширин. Это всё, кстати, шло в категории «движухи», а «разговоры» переместились в приёмную Лорда Командующего, где Красная Женщина перешла в атаку и по универсальной шкале "от нуля до Мелисандры: насколько вы готовы приставать к малознакомым мужчинам с непристойными вопросами и предложениями" превзошла саму себя. Классическая "с-экспозиция": не снимая руки Джона с собственной груди, она рассказала нам всем, для чего собственно существуют мужчины и женщин, в чём смысл жизни, и что-то там ещё очень важное, что я, признаться, не очень поняла, потому что в присутствии обнажённой Карис ван Хаутен у меня пропадает слух. Впрочем, Джон как обычно не дал. Даже после обязательного напоминания, что он «ничего не знает».
И снова разговоры для тех, кто не понял с первого раза: Ширин в этом сезоне ждёт что-то очень печальное. В одной из самых трогательных сцен этого сезона Станис даёт «отца года». Да, он старый солдат и не знает слов любви. Да, самое главное, что он может сказать дочери, это «Я послал их всех к черту». Но за всем этим видно живое чувство: он не в дочери разочарован, а в себе - не смог уберечь. Понятная каждому мысль: если бы не тот дорнийский корабль, если бы еще один сын, если бы не война…
Тем временем Санса зажигает свечи в крипте Винтерфелла. Что бы ни было там в замке - здесь внизу время остановилось, и Санса на короткое мгновение вернулась в детство: она даже нашла перо, которое оставили в руке Лианы её отец и король Роберт в первом сезоне. А Бейлиш рассказал о прошлом: всё началось с турнира в Харренхолле. Давно мы не слышали и Лиане и Рейгаре. Надеюсь, что многозначительная улыбка Мизинца на слова «а затем он похитил её и изнасиловал» говорит о том, что он - а значит и мы со временем - кое-что знает и о Башне Радости.
Кстати, за две серии дома Санса еще ни разу не то, что не говорила - а даже не видела! - что осталось от Теона (он её как раз тщательно избегает). Сдаётся, что их скорая встреча раскроет Сансе глаза на перспективы предстоящего брака и «маневры» Мизинца.
Давно не было движухи? А вот вам: Бронн и Джейме отбиваются от дорнийской ДПС. Совершенно бессмысленная и проходная сцена, переходящая уже в главное разочарование первых четырёх серий: знакомство с Песчаными Змейками. Дочери Оберина как ниндзя-черепашки различимы только по любимому виду оружия, и в целом являют собой ожившее фэнтазийное представление о бой-бабе: даже бронелифчик имеется. На прямой вопрос разражаются длинным театральным монологом для «зрителя». Почему? Потому что давно «разговоров» не было.
В такой ситуации всегда надо больше Тириона: и вот уже веселый и находчивый карлик напоминает нам, кто такой собственно Джорах Мормонт. "Медведь на щите, эполеты"...да, всё тот же Лорд Фрезона, который снова медленно гребёт к своей богине Королеве. Припоминаете? Да как мы могли забыть, Тирион? Он же в одной и той же рубашке с первого сезона! Что в книгах, что в сериале я так и не смогла понять, в чем самоценность Тириона в качестве примирительного подарка. Понятно, что Мартину его в Миерин по сюжету надо пристроить. Но по большому счёту? Дэни что, решила там у себя на выселках Кунсткамеру открыть?
Хотя, действительно, после казни паренька с каким-то незатейливым местным именем типа Мосжилдор, ситуация у Дэни стала настолько напряжённой, что можно попробовать и самые крайние меры. Бойцовые ямы она открывать не хочет, так что осталось только прослушать краткий курс семейной истории в исполнении Барристана Смелого и отправить его «петь» в её честь. Мне кажется, это было четвёртое упоминание Рейгара за все пять лет - и второе в одной серии. Чудесатее и чудесатее. Хотя и печально, что после сцены обязательной движухи (много золотых масок и коварная проститутка) мы - судя по всему - попрощались и с Барии, и с Серым Червём. Такие дела.