Мы тут совсем утратили какое-либо представление о сезонах, а в Питере сегодня, говорят, выпал первый снег. Зима близко. А значит унылые осенние вечера скоро сменят длинные зимние. Может быть, поэтому по фейсбушечке и вконташечке гуляют сразу два духоподъемных флешмоба: «3 порадовавших события каждый день» и «10 важных для меня книг». «События» пока обошли меня стороной (ну, как сказать, в свое время в Амстердаме мне прописали вести такой «белый дневник»), а вот про «книги» спрашивали уже не раз.
Десять - это, конечно, очень мало, совершенно невозможно мало, поэтому придется как-то себя искуственно ограничить. Например, вынести за скобки сразу всю нехудожественную литературу. Или специально не думать о художественных достоинствах, просто составить какой-то свой очень личный список.
В детстве я не особенно любила приключенческую литературу, зато увлекалась историческими романами: чтобы обязательно интриги, многоходовки, драма! Дюма, "Проклятые короли", романы Манна про Генриха IV, вот это всё. Фёдора Михайловича тоже, пожалуй, лучше оставить в затакте, для меня он даже не писатель, а домовой, гений места, прочитала всего, кроме "Братьев Карамазовых", берегу на особый случай.
В общем с учетом этого затянувшегося вступления, список из 10 книг, важных именно для меня, выглядит примерно так:
1. «Школа для дураков» - люблю, обожаю, боготворю, могу цитировать страницами практически с любого места. Я знаю её как стихотворение - наизусть. Я прочитала её раз триста. Я полтора года писала по ней дипломную работу (а потом статью) - и совершенно не разлюбила. Мне есть что-то сказать: но смысла нет, это ведь не роман, это чистая музыка. «Зайдите на пару минут, если не заняты, очень нужно, поговорим о погоде».
2. «Опасные связи» - многосложный роман про то, что «в любви и на войне все средства хороши». Два главных вывода: всегда надо думать прежде всего головой, и не стоит недооценивать всепобеждающую силу слова. На филфаке была, кстати, манера в начале каждого семестра диктовать обязательные списки литературы. Там примерно пополам были пункты без вариантов («так, Иллиаду всем прочитать от начала до конца, на экзамене будут вопросы на знание текста») и пункты с опцией («так, теперь у «Одиссеи» ставим звездочку, тут на выбор, можно заменить на «Метаморфозы»). В общем, «Опасные связи»/* «Мадам Бовари».
3. «Ребекка» - напомню, список этот вне зависимости от художественных достоинств и места в общепринятом литературном каноне. Так что да, я считаю, что «Ребекку» стоит прочесть каждой женщине, чтобы потом, как принято говорить, «много думать». /* «Унесенные Ветром».
4. «Волшебная сказка Нью-Йорка» - малоизвестная книга, от которой я совершенно без ума. Не знаю, как так вышло, был такой период, была такая погода, было такое настроение, я совершенно в нее провалилась и до сих пор часто вспоминаю по разным поводам. «Больно тебе, Корнелиус»?
5. «Любовь во время чумы» - что тут, скажешь: «так было всегда: запах горького миндаля наводил на мысль о несчастной любви», затем сотни страниц прекрасной и грустной прозы, кто эту книгу не любит, сердца у того нет. /*«Сто лет одиночества»
6. «Великий Гэтсби» - надо сразу оговориться, что русский перевод читать совершенно невыносимо. Это в чистом виде «Рабинович в душе напел». Настоящий «Великий Гэтсби» - это выход в стратосферу: лежишь на диване, в руках книга, на полу тарелка со свежей вишней, открывается дверь, по комнате летит парус занавески, her voice is full of money, и всё понятно про жизнь, про любовь, про людей - и пересказать невозможно. /*«Ночь нежна»
7. «Весна в Фиальте» - с большим отрывом любимое произведение автора, перечитываю раз в месяц, наверное. Концентрированное счастье. (*опционно из крупной формы «Истинная жизнь Себастьяна Найта». Я долго носилась с идеей, что главные героини обоих произведений - один и тот же человек. В высшем художестенном смысле так оно и есть, наверное, а в сюжетном - пасьянс не сходится.)
8. «Волки», «Кума», «Холодное лето» (в такой последовательности первая тройка, далее все «Темные аллеи» сразу). И для общего развития важно прочитать, и чтобы что-то понять о жизни, и когда начинаешь забывать правильная русская языка.
9. «Блюз для Натэллы» - лучше всего читать вслух, по ролям, с выражением, радостно хохотать, отпивать вина немного, и дальше читать. Я не знаю другого средства так же быстро и эффективно выйти из состояния «усталого блядского клоуна». /*«Наши», «Иностранка», «Компромисс», «Чемодан», «Заповедник», «Зона», далее везде.
10. «Шёлк» - читается за час, впечателений на всю жизнь. Книга-матрёшка: открываешь, а там ещё, ещё и ещё. Я её раз десять перечитывала, всё равно до конца не поняла. Кроме того, просто очень красиво написано. Всё хочу до итальянского оргинала добраться. Там, наверное, вообще волшебство. /*Вот не знаю, разве что «Любовное настроение» пересмотреть.