Про раннее развитие

Jul 12, 2015 00:16

Оригинал взят у rada_maslova в Про раннее развитие
Вот вам небольшой обзор из личного опыта раннего развития. Так же из личного опыта скажу - это все действует, и все усилия оправдываются. В жж меня упрекнули в том - что я хвастаюсь мол и если хочу воспитать гения, то напрасно и это не показатель, Энштейн до 4 лет не разговаривал. Я не стремлюсь воспитать гения. Я хочу воспитать гармоничного мальчика, и ум в этом деле точно не помешает - учиться в школе, в институте, ярче воспринимать жизнь. Я считаю, что развивать надо с рождения (и даже до) и тогда не придется часами объяснять ребенку математику или физические законы. Самый глвный плюс всего этого - ребенок легко обучаем, быстро схватывает все новое.

Возможно, мне просто повезло попасть на лекции этой строгой профессорши, в тот период моей жизни, когда я недолго и без удовольствия училась в педагогическом институте. А может это и была моя судьба - стать педагогом, которую я по незнанию и случайно сломала об колено, бросив педагогику и вломившись в архитектуру. Как теперь мы видим - в архитектуре успехов особых нет, зато в педагогике, на отдельно взятом мальчике, успехи прослеживаются.
Так вот, училась я в Педагогическом институте, на факультете худ-граф. Естественно мы шли по общей программе, как педагоги, отвлекаясь на живопись с рисунком в определенные моменты своего обучения. И вот те знания, которые действительно мне понадобились в жизни, мало того - некоторые из них стали решающими, давали на лекциях под названием "Физиология и развитие детей и подростков до 14 лет".

И это были действительно интересные лекции. Начали с изучения нейронной клетки, в которой, как оказалось - вся суть. Профессорша долго рисовала ее на доске, мы разбирали ее составляющие, все эти дендриты и миелины.


Казалось бы - причем тут все это, причем тут развитие, педагогика и ум. А это и есть его составляющая. То есть изначально мы имеем лысый и никуда не годный нейрон, но развивая мозг мы увеличиваем у нейрона количество этих щупалец-дендритов, а чем волосатее нейрон - тем проще ему передавать информацию, у него больше путей, больше связей, больше точек отдачи и приема. Я понимаю, что сейчас сюда могут прибежать нейронные профессора и знатоки, и всю мою стройную теорию порушить всласть, но эту тему я понимаю на уровне домохозяйки и мне достаточно. Это то что я восприняла из лекций 18-летней давности.

Таким образом нейроны, самые годные и самые волосатые, соединяясь между собой образуют нейронные пути. Формируют навык. Вот часто же встречаешь профессионалов своего дела, которые умеют ковать с закрытыми глазами, кулинарить, танцевать или брить опасной бритвой подбородки. Так вот - у этих людей нейронные пути отполированы до жирного блеска, и мозгу уже не нужно воспринимать информацию, тужась рожать новую клетку или выращивать дендрит. Мозг просто привычно отсылает сигнал по накатанной дорожке, и получает результат. Развивая мозг мы увеличиваем количество нейронных путей, мы развиваем свои навыки.

Рождаясь, ребенок постоянно развивается, и черпает информацию из мира по мере сил. Может быть поэтому дети все время орут? Говорить не могут, а чувства и переживания выразить хочется. Как не проораться после того как тебя напугал бородатый дяденька, склонившись над люлькой, как не выразить свое возмущение плохой погодой или восхищение солнечными пятнышками на стене. О чем может думать эта красная орущая какаха? Что может переосмыслить этот бессмысленный червяк с мутным взором? А это и есть главная ошибка. Вы ничего не знаете о детях. Даже в тот момент, когда оно орет и извивается, дитя черпает информацию, рождает новые клетки и усиленно развивает мозг.

От рождения до года жизни ребенок учится:
ходить, говорить, опознавать цвет, вкус еды, любимых мульт-героев, запоминает окружающий мир, родственников. Это всего за год. 12 месяцев. А теперь посмотрите на себя - сидите сейчас за компами или ноутами, взрослые умные люди, такие в себе уверенные и развитые. И я вам даю задание - выучить второй язык, научиться танцевать, рисовать и готовить узбекский плов. Срока вам на это - 12 месяцев. Не знаю как вы - но меня три года учили танцевать, и только к середине третьего года до меня дошло. Ну не было у меня в эту сторону нейронных путей, хоть плачь. Надо все время выходить из зоны комфорта, осваивать то что пугает, это и есть путь к развитию.

Таким образом, чем раньше мы начинаем развивать всю эту нейронную систему тем лучше. Максимальный поток нужной информации. Я не говорю что надо включать телевизор, радио и проектор, приглашать клоунов и первомайскую демонстрацию с громкоговорителями. Когда я, в отходняке, первый месяц Фединой жизни лежала бревном, я чувствовала, как утекает драгоценное время развития, а мой ребенок ничего не видит, кроме плохо побеленного потолка. Ну да, я очень нервная, ну и не забывайте зашумленный гормональный фон, недосып. Мне казалось преступлением просто лежать и отсыпаться, когда рядом человек без информации.

И вот Фёдору месяц, у меня в распечатке контрастные картинки, черно-белые фото гениев фотографии, просто фотки, картинки, геометрические фигуры, текстурные фоны. Фёдор, в период без крика, лежит нахмурив бровь, а я ему показываю эти фотки, просто иногда как видеоряд, иногда прикрепляю к кроватке, иногда за беседой. Когда он будил меня, не желая спать, я читала ему книги - это два месяца, он лежал на мне как в шезлонге, а перед ним коза рогатая, гуси у бабуси или просто журнал. Уже тогда острое внимание ребенка привлекали технические новинки и модные тенденции из окрестных автосалонов. Может быть поэтому первое Федино слово было "бампер"?
То есть любой период относительного спокойствия - не крик, не бесконечная жрачка, это период обучения. Месяца в три я купила простой детский конструктор-кубики. Он лежал и пускал слюни, а я показывала ему форму с комментариями, строила домики, объясняла про фасад и фундамент, про цвет и форму, про сочетания форм. В пять месяцев сюда добавились перчаточные игрушки, мама от нефиг делать устраивала спектакли и представления.

Как снежный ком с каждым месяцем дом обрастал странными предметами. Кубики Никитина до сих пор у нас в почете, "уникуб" я делала сама. Сейчас для Феди все мои задания слишком легкие, а тогда он очень серьезно разбирался, развивая трехмерное мышление. Еще из рекомендаций - мульты "Бэби Энштейн", "Команда Уми-зуми", первые с рождения, вторые с года, наверное.

Конечно, современная промышленность стремится заработать на родителях, особенно неискушенных, но важно знать одну вещь - чем сложнее игрушка тем меньше ребенок будет в не играть. Всегда оставляйте место для фантазии. Пусть лучше игра "городки", пусть лучше домики из картона, чем огромный самодостаточный трек с бегающими машинками или хомяками. Ребенок нежнее бережет свой городок из веток под яблоней и очень переживает за разрушенный мост из щепочек, автозаправка из картона милей всего, еле выбросила когда она уже пылью покрылась. Не важна игрушка как таковая, важна игра. Мы натягивали веревки и Федор развешивал на прищепки логические ряды геометрических фигур из картона, из этих же фигур - полная коробка - он собирал животных и машинки. Хорошая игра - танграммы. Причем еще и дешевая. Мы занимались танграммами в школе на уроках математики, а Федя с трех лет дома.

Как только научился держать карандаш - я раскатывала рулоны ненужных обоев на полу и он рисовал на них от души. Я объясняла как аккуратно пользоваться кистью с года, аппликации мы клеили с полутора лет - сначала он просто приклеивал готовые формы, тоже мозаика и пазл в одном лице, потом уже научился вырезать сам. Конечно, это маленький ребенок, он роняет клей, тычет карандашом в глаз и пускает слюни на акварельные краски. Но запуск произошел, механизм заработал, шлифовка нейронных путей началась. Мозг, получая в раннем развитии качественный фундамент, в последствии обретает возможность к саморазвитию. Я считаю - лучше понапрягаться в первые пять лет, а потом уже собирать плоды. На лекциях профессорша нам говорила что надо развивать до трех, воспитывать до пяти, а дальше только шлифовка. Основное массовое обучение до 25 лет. Физиология, ничего не могу противопоставить.

Основной месседж этого длинного нудного поста - верьте своим детям. Они гораздо умнее, чем кажутся на первый взгляд. Они все видят, они все слышат, они все чувствуют. И не ждите мгновенной стопроцентной отдачи, все может придти позже, тогда, когда вы этого совсем не ожидаете.

Я вожу его в музей изо не слушать лекции а находиться. Пусть видит красивое - у него начинает формироваться вкус. Я выгуливаю его два раза в день с рождения - у детей до пяти лет умственное развитие напрямую зависит от физического - это тоже надо учитывать и почахнув над книгами бежать на прогулку. Дети воспринимают все быстро и глубоко, как губка, главное успевать вовремя поставлять информацию.
Так что может и не зря все эти домики из картона. Тем более, что мне их клеить самой очень нравится.

На фото - Федин дебельский альбом, домики, картонные театры с декорациями и актерами, примеры аппликаций - приклеивать готовые шаблоны,( я вырезаю шаблон, части грузовика, ребенок их собирает иприклеивает) карта в садик и Федин личный первый грузовик в стиле Малевича. Три года ему что ли было.

























развитие

Previous post Next post
Up