Дети и Будущее. Часть 03.

Jul 07, 2015 08:08






  1. Дети и будущее. Часть 01.


  2. Дети и будущее. Часть 02.
  3. Дети и будущее. Часть 03.
  4. Дети и будущее. Часть 04.
  5. Дети и будущее. Часть 05. P.S.




На схеме выше примерно обозначен возраст, в котором человек осваивает принадлежность и ценности определённой группы. Эти процессы идут внахлёст и как бы вложены друг в друга, так же могут зависеть от индивидуальных особенностей воспитания, но в обычном виде они идут примерно так. Постепенно взрослея, человек расширяет своё поле восприятия, учится включать себя во всё большую и большую общность, учится понимать её и работать с ней. Каждая ступень в этом пути является кирпичиком в ценнейшем навыке объединения и кооперации всё с большими общностями людей. Навыки объединения должны формироваться и совершенствоваться у человека на протяжении всей жизни. Поскольку коммунизм провозглашает единство человечества, то священной обязанностью каждого является участие в деле управления. Спихнуть ответственность на управляющий класс не удастся, каждый обязан уметь нести ответственность.

Советская система образования совершенно не зря не разделяла воспитание и образование, взаимно увязывая эти процессы между собой. Но развал СССР является очевидным доказательством её провала. Поколения, воспитанные ей, сдали страну без единого выстрела, и не смогли вывести собственную формулу фазового перехода на уровень, стоящий выше национального, хотя и имели для этого мощнейшие заготовки. Напротив, они сознательно выбрали путь вниз, на уровень политических наций или даже этносов. С одной стороны, можно заметить, что в этом поколении у людей было очень легкомысленное отношение к общим фондам и получаемым благам, они не понимали сложности устройства собственного общества, не имели представления, откуда берутся те блага, которыми они располагали, и не умели их ценить. Сегодняшний плачь о том, как оказывается хорошо было, когда лечили или учили бесплатно, есть прямой результат такого непонимания. Люди никак не связывали свой выбор в пользу капитализма с тем, что они добровольно загоняют себя в эксплуатацию и тем, что теперь им никто ничего не должен.

Один из фундаментальных вопросов, который не был решён в СССР в сфере воспитания - это вопрос взаимодействия полов и вопрос половых различий. Сейчас в обществе над женщиной довлеет примат мужских ценностей в жизни. Женщина только тогда умная, хорошая и успешная, когда она хорошо выполняет мужскую роль в обществе. Одно из главных качеств, по которому о ней судят - это экономическая ценность. Но ведь подобный ценностный перекос существовал и в СССР. Да, у него была объективная причина - нужно было вытянуть женщин с кухни на завод, так как стояла задача сделать из аграрной отсталой страны индустриальную и передовую, но факт остаётся фактом. В этом плане интересно, что агитационные плакаты СССР и США в отношении призыва женщин на работу во время войны почти идентичны, как по посылу, так и стилистически.

В таких условиях ребёнок для женщины - это всегда обуза и препятствие на пути к достижению целей в жизни. Социализм сглаживает в этом отношении некоторые углы, но не решает проблемы. А вы представляете, как чувствует себя ребёнок? Ребёнок, которого не любит мама, считает, что это именно он виноват в этом. Он считает, что раз его не любит мама, то его вообще никто не любит. Он не способен любить себя, что влечёт за собой огромные проблемы в жизни. И это проблема не каких-то там гомосексуальных семей. Это проблема актуальная для обычных семей, где не решён вопрос о роли полов.

ХХ век отмечен процессом борьбы женщин за свои права. Но одно дело, когда женщины провозгласили, что они не вещи, что они перестали являться собственностью мужа, и совершенно другое дело, когда они сами решили стать мужчинами, взять на себя их роль. Да, в нашей культуре образ женщины пока отличается от западного, и процесс мутации, которому подверглись западные феминистки, затронул его не так сильно, но и в СССР в этом деле не избежали ошибок.

Женщина и мужчина - это не одно и то же, как бы кто-то не силился доказать обратное. У нас равные права, мы все люди, но у нас разная физиология, по-разному устроен мозг и разное биологическое предназначение. Ни один из нас без другого не является законченной вещью в себе. А соответственно, необходимо вырабатывать и оценки тому, что мы делаем. Шкала общественных ценностей строится сейчас на основании мужских понятий. Мужчина с биологической точки зрения должен добывать пищу, бороться за самок и утверждать свою доминантность. И именно это в обществе считается достижениями, именно это оценивается, как наиболее полезный труд. Женщине в этом наборе нечего себе выбрать, чтобы при этом остаться женщиной. Да, она может и добывать семье пропитание, и доминировать, и даже делать себе гарем из самцов, но действительно ли ей это нужно?

image Click to view



Ведь совсем не сложно составить список женских черт и тоже включить их в общественный ценностный ряд. Это всё так же вытекает из биологических особенностей. Ведь пока мужчины боролись за территорию, добывали пищу и распространяли свои гены. Женщины должны были оберегать дом и потомство. Оберегать в древние времена вовсе не значило бегать в передничке у плиты. В дикие времена охрана пещеры могла стать задачей чуть ли не более опасной чем охота. Ведь хищник тоже не дурак, полакомиться детишками ему, что вам тортиком закусить. Но тем не менее эти функции породили определённую специализацию. Необходимо было объединяться в группы и общаться друг с другом предупреждая об опасности, наблюдать за детьми, поддерживать огонь и так далее. Именно поэтому речевые функции и периферийное зрение у женщин развиты лучше. Необходимо было воспитывать потомство, а вернувшихся раненых мужчин нужно было кому-то залатать и обогреть. Если перейти от биологии к более высоким понятиям то получаем следующие качества. Женщина - мать, любящая и всепрощающая. Женщина - жена, нежная и заботливая. Женщина - дочь, светлая и невинная.

Я хотел бы обратить внимание, что быть мамой - это тяжелый труд. В современно мире его как и любую другую работу, необходимо учитывать и оценивать. Не говоря уже о том, что конечно же его нужно ценить и чисто с человеческой точки зрения. Более того, к нему необходимо готовить. Ведь быть матерью нужно ещё и уметь.

image Click to view



Если детально описывать человека будущего, то одной из его черт непременно должна быть лёгкость в освоении новых компетенций. Профессиональная мобильность и желание развиваться, а соответственно и постоянно наращивать свою компетенцию, должны стать чертой каждого. Материнство может легко быть одной из таких компетенций, которые нужно освоить в своей жизни женщине. Это ещё одна социальная и трудовая роль, которую она осваивает. Эта работа требует примерно 5 лет, после чего ребёнок уже становится более-менее самостоятельным. Для того, чтобы ребёнок не становился материальной обузой, необходимо тарифицировать материнский труд, дать женщине возможность на первые годы заботы о ребёнке просто забыть о том, что ей необходимо зарабатывать на жизнь. И не важно, есть у неё муж или нет. Конечно, нормой должна быть полная семья, но жизнь - сложная штука. Если кто-то спросит, что же она за это время производит, то ответ очень прост: она “производит” нового здорового и полноценного члена общества. Этого мало?

Ричард Докинз в работе “Расплетая радугу” пишет:

“По рассказам неизвестного автора, Майкла Фарадея спросили, какая польза от науки.

"Сэр," - ответил Фарадей, - "А какая польза от новорожденного ребёнка?". Для Фарадея (или Бенжамина Франклина, или кого ещё) очевидно, что ребёнок, возможно бесполезен в настоящем, но обладает великим потенциалом в будущем. Сейчас я склонен думать, что он имел в виду и кое-что ещё: Какая польза производить на свет ребёнка, если единственное что он будет делать в своей жизни - это работать, чтобы жить дальше? Если всё оценивать по критерию "полезности", то это полезно для того чтобы продолжать жить, то есть мы пришли к порочному кругу. Должны быть ещё какие-то ценности. По крайней мере часть жизни должна быть посвящена проживанию этой жизни, а не только работе, чтобы предотвратить ее прекращение.”

А Филип Дик в своём романе “Человек в высоком замке” находит этому высказыванию Фарадея другое применение. Этот вопрос задаёт человек, комментирующий политику нацистов по уничтожению “бесполезных людей”, к которым они приписывают сумасшедших, калек и стариков.

Думаю, что сама по себе необходимость объяснять, в чём состоит ценность новой полноценной человеческой жизни маркирует фундаментальную болезнь общества. Для человека будущего подобные понятия должны быть столь же естественны, как утверждения, что вода мокрая.

Но ведь материальная сторона дела - это далеко не всё. Общественного уважения к труду матери сейчас не существует. Многодетная мама среди значительного числа людей вызывает жалость и сочувствие, а не уважение,  что в корне не верно. Люди считают, что человек пожертвовал карьерой и “успешностью” ради детей. В глазах многих она предстаёт в образе замученной, неухоженной, несчастной женщины, в вечном халате и нечесаная (даже на бигуди у нее нет времени). В обществе, лишённом солидарности и доверия, мать может быть оставлена с ребёнком один на один 24 часа в сутки. Ей некогда следить за собой, некогда отдыхать, некогда заняться спортом или образованием. Но ведь именно этого легко избежать в коммунистическом обществе. Любая, даже самая любящая мама, нуждается в том, чтобы немного отвлечься и хотя бы пару раз в неделю на несколько часов заняться чем-то другим. В солидарном обществе этот вопрос становится решаемым. Можно организовать это в виде общественной организации мамочек, куда может вступить любая мама, чтобы пройти там подготовку, обратиться к коллегам за советом и попросить день выходного, чтобы за её ребёнком присмотрела другая мамочка. Можно организовать социальную службу, которая будет собирать будущих мам, проводить обучение и предоставлять пару раз в неделю нянечек для присмотра. Солидарное общество обладает ценнейшим ресурсом для этого, этот ресурс называется доверие. Ведь никто не оставит ребёнка людям, которым не доверяет.

Одним из элементов, формирующих доверие, является компетентность. Только тогда одна мамочка сможет доверить своего ребёнка другой, когда она будет уверенна, что за время её отсутствия с ребёнком ничего не случиться, и никто не будет навязывать ему неприемлемое или учить его чему-то плохому.  Важнейшим элементом системы образования и воспитания в данном смысле является именно подготовка будущих мам. Именно подготовка на этапе, когда ребёнка ещё нет. Здесь необходима совместная работа вместе с педагогами и воспитателями. Сюда же нужно подключить диетологов и терапевтов, ведь для науки давно не секрет, чем должен питаться маленький человек, а чего должен избегать, какими болезнями может заболеть и как этого избежать. Капитализм наплодил в этих темах столько мусорного шума, так подорвал доверие к педагогике и воспитанию, что иные мамочки уже и не знают, куда ещё податься - и от прививок отказываются, и на сыроедение младенцев переводят, и что угодно еще делают. В этом вопросе необходимо всё прояснить с точки зрения науки и оформить в чёткие методы. Необходимо обучить человека, как вести себя в разных ситуациях, что можно делать, а что нельзя, где необходимо проявить мягкость, а где, наоборот, строгость. Важно научить родителей правильно выражать свои эмоции, чтобы они, например, не срывали гнев на своём ребёнке, или могли не стесняясь показать ему свою любовь.

Традиционно роль  такого рода обучения лежала на религии, именно религия диктовала этику отношений и должествования в поведении. Но в современном мире религия такой роли не играет, и эта ниша оказалась пуста.  На пустое место набежала огромная куча “специалистов”, продающих книги “как вырастить индиго оставаясь ленивым дураком”. Ведь хорошие рабочие методики на данном этапе развития психологии и педагогики не представляют какой-то особенной тайны, но никакой целенаправленной системы обучения не существует. Причём, кто-то скажет, что это тоталитарные замашки коммунистов, влезть ещё и в воспитание в семье. А навязанные маркетологами книги или журналы - это не тоталитарно? Вспомните о проценте несчастных американцев, взращённых по далеко не самым удачным учебникам Карнеги. А ведь это далеко не худший пример. Неужели вы думаете, что лучше оставить этот вопрос на откуп стихии и людям, которые не постесняются учить воспитанию детей, несмотря на некомпетентность? На мой взгляд, лучше уж подойти к этому вопросу серьёзно, привлечь группы разных специалистов, чтобы методика была всесторонне проработана. Здесь необходимо пояснить, почему традиционные решения этого вопроса новому обществу не подходят.

Первым традиционным решением является большая семья. Любители вспомнить старину скажут, что нужно лишь возродить старую добрую сельскую семью из времён царской России и всё будет в порядке. Действительно, несколько поколений семьи, живущие вместе - бабушки и дедушки присматривают за детьми, старшие дети помогают младшим - чем не пастораль? Но проблема заключается в том, что, во-первых, подобное расселение в деревнях практиковалось не от хорошей жизни. В семьях заводили по 10-12 детей, из которых до взрослого возраста доживало меньше половины. Женщины очень часто умирали при родах. Так что подобные благостные картинки - это такое же фентези, как лечение ран плесневелым хлебом и кипячёным вином в книгах Джорджа Мартина. Во-вторых, время индустриального производства и современный темп жизни требуют мобильности. Люди уезжают в другие города и даже в другие страны, чтобы работать там, где они нужны, а не там, где они родились. Поэтому в современном мире, а уж тем более в мире будущего подобные картины маловероятны.

Вторым традиционным решением в этом случае является советский детский сад. СССР достиг огромных успехов в плане организации и поддержки детства. Даже на излёте своей жизни он мог обеспечить такую жизнь, что её до сих пор вспоминают с теплотой в клипах и десятках тематических групп в социальных сетях.

image Click to view



И это было не плохое решение. если бы не одно “НО”. Всё-таки те детские сады были создан исходя из логики, что мать должна работать в индустриальном производстве. Она отдавала ребёнка в садик каждый день на 9 часов и по сути выпадала из дела “производства” нового человека, своего ребёнка. В обществе солидарности сглажено огромное количество рисков, с этим связанных. Всё-таки воспитательницы и учительницы с заскоками, пытающиеся “впарить” детям эзотерику или “прогрессивные методы” воспитания - это атрибут в большей степени постсоветский. Но даже нормальная воспитательница не может обеспечить всем детям одинаковое внимание и любовь, детей в группе много, а она одна. Зачастую приходилось слышать от многих знакомых, что детский сад - это было чуть ли не самое несчастное время в их жизни, когда они только и могли сидеть и ждать, когда мама заберёт их оттуда. Речь, конечно же, идёт о маленьких детях, а не дошкольниках. Поэтому садик может быть дополняющим механизмом для социализации и общего развития, а так же для тех детей, которые легко переносят разлуку с мамой, но не как единственное решение, и не в раннем возрасте. К сожалению, идея воспитания в садах маленьких детей разбивается о человеческую биологию. На раннем этапе новорожденный чрезвычайно зависим от связи с матерью и даже короткий разрыв может быть для него травматичен. Поэтому этот факт нужно просто учитывать.

Конечно же, важным пунктом в воспитании ребёнка является среда, в которой он растёт. Дело в том, что ребёнок учится очень многому не посредством лекций или книг, а непосредственно вовлекаясь в процесс. Убирая вместе с мамой, он учится держать комнату в порядке. Помогая папе в гараже, он учится привычке разбираться в технике. Ребёнка необходимо вовлекать в домашнюю работу, приучать заботиться о себе. В нашем проекте, описывающем совместное проживание солидарного сообщества, мы уделили большое внимание вопросам построения быта. И в деле воспитания ребёнка быт становится важным инструментом. Ребёнок должен постепенно приучатся заботиться о мире вокруг себя. Можно вводить различные варианты: подметание двора, высадка цветов. Хорошо летом организовать выращивание собственного растения, какого-нибудь помидора, например. Чтобы именно ребёнок о нём заботился и ухаживал в течении лета, а затем мог собрать урожай. Необходимо, чтобы ребёнок имел домашние обязанности не потому, что взрослым некогда или лень, а потому что именно на них он приучается к мысли, что труд - это не нечто позорное, и что блага - это не нечто, что падает с неба.

Задача родителей - преподнести всё ребёнку в правильном свете, мотивировать его, объяснить ему, зачем он моет посуду. В конце концов, если это будет каторгой, вызывающей только протест, то пользы от неё будет не много. С ростом благополучия в современно обществе родители считают, что нет нужды нагружать ребёнка подобными делами, тем более, что багаж знаний, который дети должны освоить в школе, огромен, пусть лучше учатся. Но это неверная альтернатива. Систему образования необходимо серьёзно пересматривать, нужно учить детей навыкам обучения, исследования, поиска и проверки информации, вместо бессмысленного запоминания сведений, которые устареют к моменту их выпуска. Необходимо мощное обучение фундаментальным наукам и логике, но эти вещи никак не противоречат тому, что необходимо и обычное человеческое воспитание. Причём, учитель и школьный коллектив должны быть включены в процесс воспитания. Может, для кого-то это прозвучит в новинку, но во многих элитных школах США и Великобритании учитель - это бог. Более того, до сих пор практикуются телесные наказания. Обращаю ваше внимание, “элиты” не позволяют своим детям расти, как сорной траве.В школе будущего, о которой мы говорим, телесные наказания так же не нужны, как были не нужны и в советской школе. Нам необходимо брать то полезное, что у нас было в прошлом и очищать его от шелухи ненужного и наносного. Пионерская организация - это прекрасный опыт детского самоуправления, который стоит вспомнить. Если взглянуть на современность, то на ум сразу приходит Япония.  Там есть замечательная практика школьных советов, когда фигура старосты или главы клуба - это не просто тот, кто доску моет и журнал носит. Школьное самоуправление там настолько сильно, что при организации школьного фестиваля за деньги отвечают сами классы, учителя просто выделяют бюджет и проверяют результат. Так что есть чему поучиться и у соседей, и у своего прошлого.

Продолжение следует...

Образ будущего, Образование, мысли вслух, СССР, Девиации, Сообщество

Previous post Next post
Up