Земля и Революция. Часть 2

Jun 16, 2020 19:38



Дмитрий Седов
Начало - «Земля и Революция. Часть 1»

II. 2.

Монастырские земли к северу от обители (бывшее село Дубацыно)
В состав самой древней земельной вотчины Саввина монастыря, о которой мы говорили выше, входил значительный участок территории вдоль реки Разводни (Сторожки), который с севера граничил с землевладением села Кораллово, на северо-востоке - с землевладением села Ершова, на северо-западе - с землями сельца Дютькова и сельца Дуракова. Левобережная часть реки Разводни была исторически связана с селом Дубацыным, которое также было пожертвовано Саввино-Сторожевскому монастырю Звенигородским князем Юрием Дмитриевичем в 1404 году.Можно даже предположить, что Сторожевская обитель была основана на землях, относившихся к селу.



Фрагмент владений Саввино-Сторожевского монастыря к северу от обители. Стрелкой показано современное местоположение деревни Дютьково (схема составлена В. С. Кусовым)

Согласно документам середины XVI века, к селу тяготели десять деревень: Гаврилово, Маврино, Дубинина, Никифорово, Чермновское, Гревищи, Брехина, Большое и Малое Литомкино, Рождественское на речке Вздериноге (Выпись с книг письма и меры Рузского у. Михаила Литвинова Мосальского на вотчины Саввина Сторожевского м-ря, составленная в поместном приказе // Саввино-Сторожевский монастырь в документах XVI века (из собрания ЦГАДА). М., 1992. С. 41; Материалы для истории Звенигородского края. Вып. 1. М., 1992. С. 53.). Вероятно, что часть деревень находилась на возвышенности по левому высокому берегу реки Разводни, вблизи села. Другая часть располагалась на правом нижнем берегу реки Развадни, в районе поселка МПС, где их показывает план стольника Авраама Свиязева.



Пустошь Дубацино с прочими пустошами на плане Авраама Свиязева 1664 года (РГАДА)

Село Дубацыно вместе со всеми перечисленными деревнями погибло в годы Польско-литовской интервенции в начале XVII века. Точное местоположение названных выше деревень сегодня неизвестно и может быть установлено только посредством археологических разведок. Но место церкви пророка Илии утраченного села Дубацына было недавно локализовано археологом Алексеем Алексеевым в северной части поселка Санатория Министерства обороны. Изыскания исследователя в 2015 году увенчались установкой жителями поселка на месте храма памятного креста.
Вместе со всеми монастырскими земельными владениями земли по реке Разводне подверглись секуляризации и были переданы в управление Коллегии экономии. Планы первой половины XIX века отмечают, что названная территория принадлежит крестьянам казенного ведомства Подмонастырных слобод, села Луцына с деревнями и пустошами.
Интересно отметить, что из территории земель казенного ведомства во второй половине XIX века отмежевываются два участка земли и передаются (возвращаются) во владение Саввина монастыря.
Так, в 1862 году выделяется отрезок, состоящий из 2 десятин 1560 сажень сенного покоса, 32 дес. 291 саж. строевого и дровяного леса, территории под монастырскими банями 30 саж., под проселочными дорогами 480 саж., «под прудом и полуречкой» 250 саж., а всего 35 десятин 166 сажень.
Второй этап укрупнения монастырского землевладения официально произошел чуть позже. Межевание этого участка, получившего, как и предыдущий, наименование Дубацыной рощи, было осуществлено даже раньше последнего, в 1843 году, но «по променному акту вымежевание означеннаго участка» было произведено только в 1867 году. Главной целью передачи этого земельного участка было оформление за монастырем территории под скитом прп. Саввы. С этой целью монастырь обменял с крестьянами Подмонастырной слободы луговые земли вокруг Красного пруда и урочище Прудовище (Яшина О. Скит преподобного Саввы. Звенигород, 2002. С. 29, 30. Планом эти променные дачи обозначены как смежные от лит. А до В: «Земля дачи Подмонастырной Саввинской слободы с селом и деревнями с присоединенными к ней дачами, именуемыми Красный пруд и Прудовище владения казенного ведомства крестьян»). Новый участок состоял из двух подучастков. В первом на 24 дес. 1425 саж. рос дровяной лес, на 1320 саж. располагались строения скита, 1227 саж. находилось под проселочной дорогой. Во втором участке было 3 дес. 1800 саж. сенокоса, на 1300 саж. рос дровяной лес, 1 дес. 800 саж. находились под Воскресенской дорогой и проспектом, отходящим от нее к скиту. Всего в участке заключалось 5 дес. 1500 саж. земли, на которых не состояло никакого поселения (РГАДА. Ф. 1354. Оп. 252. Д. Д-19 с.). Восточной границей этой территории служила Воскресенская дорога, начинавшаяся от северных ворот Саввина монастыря, которая, устремляясь на север, подходила к небольшому участку церковной земли бывшего Ильинского храма села Дубацына и от него поворачивала на северо-восток в сторону села Ершова, деревень Фуньково, Луцыно и далее шла на Воскресенск. Сейчас большая часть пустоши принадлежит Санаторию Министерства обороны «Звенигородский» и Саввино-Сторожевскому монастырю.



Участки земли бывшего села Дубацино. Схему составила М. Л. Уранова на основании планов из собрания РГАДА

Местность левого высокого берега реки Сторожки отличается особой живописностью. Из располагавшейся на нем так называемой «монастырской рощи» открывались живописные виды на долину реки Разводни с полями и перелесками. Высокий берег тянулся на несколько километров на север от монастыря - за деревню Дютьково и даже за место ее первоначального расположения (в расстоянии около километра севернее от современного места). Многочисленные фотографии конца XIX - начала ХХ века запечатлели красоты этих мест. Многие виды были растиражированы на открытках начала ХХ века, продававшихся в монастыре паломникам и звенигородским дачникам. Подписи на открытках присвоили этим местам поэтические наименования «Америка», «Саввинская Швейцария», «Гора Олимп». В советское время к этим наименованиям присоединились «Окна Левитана» и «Обрыв влюбленных».







Открытки начала ХХ века из собрания Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея







Фотографии начала ХХ века с видами с высокого левого берега реки Разводни. Из собрания Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея

В советское время в Саввино-Сторожевском монастыре был открыт санаторий для московских рабочих, в послевоенный период перешедший в подчинение Министерства обороны. Постепенно санаторий распространялся на территорию бывшей монастырской рощи. В северной части рощи, возле места утраченного в начале XVII века Ильинского храма села Дубацына возник поселок служащих санатория. Из санатория были проложены тропы до деревни Дютьково, по которым местные гиды водили группы отдыхающих.
Постановлением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 18.04.1966 №341/8 была организована Особо охраняемая природная территорию (ООПТ) со статусом государственного природного заказника регионального значения «Долина реки Сторожки от устья до д/о Кораллово». Границы заказника определены размерами 12 км с юга (устье реки) на север (до д/о «Кораллово») и 2 км с востока на запад.


Границы ООПТ «Долина реки Сторожки» согласно сайту информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)

Согласно ПЗЗ Одинцовского городского округа, который был утвержден 30 апреля 2020 года Советом депутатов Одинцовского городского округа, на заповедной территории ООПТ «Долина реки Сторожки от устья до д/о Кораллово» предполагаются зоны О-3 и Р-1, СХ-1, 2, 3, О-4, с появлением которых узаконивается возможность застройки большой по площади территории. В этих зонах отныне возможно будет осуществлять капитальное строительство до 3 этажей.


Зонирование территории пустоши Колтарово согласно утвержденному 30 апреля 2020 г. Советом депутатов Одинцовского городского округа ПЗЗ: Ж-26 - ИЖС; Р-1 - для сельхозугодий.








II.3.

Поле на левом берегу реки Москвы между Саввино-Сторожевским монастырем и Звенигородским кремлем
Частью самой древней монастырской вотчины была, судя по всему, большая часть поля на левом берегу Москвы-реки между обителью и кремлем. Первое более-менее четкое представление о принадлежности этого поля дает план Авраама Свиязева 1664 года.


Местность между монастырем и Звенигородским кремлем на плане Авраама Свиязева 1664 года (РГАДА)

Первое, что удивляет при первом взгляде на план, что Стрелецкая слобода показана южнее монастыря по обоим берегам реки Разводни, причем церковь Николая Чудотворца графически изображена не на правом берегу, а на левом - монастырском. Стрелецкая слобода построена в линию вдоль Москвы-реки. Выше, вероятно, под грядой холмов, на плане показаны выстроенные также в линию дворы «Старой служней слободы». Часть дворов обеих слобод на востоке заходят за черно-белую линию, отмечающую, надо полагать, границу между монастырской и посадской землей. Граница эта заходит в устремляющийся на север овраг. В гряде холмов, расположившихся между холмом Сторожи и холмом Звенигородского городища, имеется несколько оврагов, но самый глубокий из них - тот, в котором не так давно по инициативе Петра Павловича Логвина устроена пешеходная дорожка к воинскому мемориалу «Бронзовый солдат». Возможно, что именно этот овраг служил в древности границей меж монастырской и посадской землей.
Итак, поле меж обителью и городом с XV века по 1764 год имело два собственника - монастырь и город. Причем на посадской части существовал Спасский храм с кладбищем и церковными дворами. Территория церковной земли отмечается на всех планах второй половины XVIII - XIX века. Не так давно археологом А. В. Алексеевым было выявлено место храма Всемилостивого Спаса с кладбищем. На основании обломков средневековой керамической посуды хронологические границы существования здесь Спасского храма можно определить XV - началом XVII века. О том, являлся ли храм второй приходской церковью располагавшейся совсем рядом Ямской слободы или он представлял какую-то еще не известную нам городскую слободу, сказать определенно мы пока ничего не можем (Алексеев 2017. С. 48-50.).
После секуляризации монастырских землевладений в 1764 году Саввино-Сторожевский монастырь теряет все свои обширные угодья, разбросанные по всей России. Взамен земель на содержание братии из государственной казны ежегодно будет выдаваться сумма в более чем 2000 рублей. В собственном распоряжении монастыря останется всего лишь 63 десятины и 307 ½ сажен земли вокруг обители. В эту небольшую территорию входит монастырский пруд с мельницей на реке Разводне и примерно треть того самого поля, о котором мы ведем сейчас речь. На плане Звенигородского уезда 1770 года также, как и на плане Авраама Свиязева, показана граница между монастырской и городской землями, но только монастырская часть поля уже поделена на две неравные части, меньшая из которых принадлежит уже Коллегии экономии, она обозначена на плане цифрой «4» и расшифрована как «село Луцыно с деревнями и с пустошми и с подмонастырными слободами ведомства коллегии экономии». Данное уже не раз упоминаемое нами самое старое бывшее монастырское владение насчитывает 5373 десятин и 74 ½ сажень. В селениях, расположенных на его территории проживает 1115 душ.


Фрагмент плана Звенигородского уезда 1770 года (РГАДА). Цифрой 7 обозначен «Ставропигиальной Савин Сторожевской монастырь с усадебною и выгонною землею». Монастырские земли обведены синим цветом.



Геометрический специальный план Саввино-Сторожевского монастыря 1766 года (РГАДА).

Мы уже говорили о том, что небольшой земельный надел монастыря во второй половине XIX века увеличивается за счет присоединения к нему двух участков земли пустоши Дубацыно, вырезанных из казенных земель.
В ХХ веке все границы, проходящие по полю, были забыты. Поле непрерывно использовалось под сельскохозяйственные цели, пахалось и засаживалось.
Благодаря усердию археолога А. В. Алексеева на основании Распоряжения Министерства культуры Московской области № 238-р от 13.07.2005 на территории поля появилось два выявленных памятника археологии - «Культурный слой поселения «Служилая слобода» XVI-XVII вв.» и «Поселение «Старая Стрелецкая слобода» XVI-XVII вв.». В 2009 году археологом А. В. Алексеевым была изучена территория Спасского погоста, на которой был выявлен культурный слой XV-XVII вв. (Алексеев А. В. Церковные древности Звенигородской земли. Звенигород, 2017. С. 48, 49).
Согласно ПЗЗ Одинцовского городского округа, который был утвержден 30 апреля 2020 года Советом депутатов Одинцовского городского округа, на территории поля между монастырем и Звенигородским кремлем предполагаются зоны О-1 и О-4, в которых узаконивается возможность осуществления капитального строительства до 3 этажей.


Зонирование территории поля между монастырем и Звенигородским кремлем, согласно утвержденному 30 апреля 2020 г. Советом депутатов Одинцовского городского округа ПЗЗ: О-1 и О-4 - многофункциональная общественно-деловая зона.












III.
Земля и Революция
В настоящей исторической справке мы коснулись истории бывших землевладений Саввино-Сторожевского монастыря и Звенигородского Успенского собора. Земли монастыря принадлежали ему с 1404 года по 1764 год (360 лет), а затем с 1764 по 1918 год (154 года) входили в состав земель Государственной коллегии экономии. Пустошь Корталово с незапамятных времен (ориентировочно с начала XV века) по начало XVII века (около двух столетий) принадлежала церкви Николая Чудотворца «Уского конца», а затем, с начала XVII века по 1918 год - Звенигородскому Успенскому собору.
Таким образом, земли эти более 500 лет являлись церковными, своего рода «сакральными» землями. До РЕВОЛЮЦИИ 1917 года на них никто не смел посягать. Даже изъятие монастырских земель в 1764 году не изменило административной или хозяйственной системы их организации.
Казалось бы, РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года, одним из главных следствий которой стал знаменитый ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ 1918 года, должна была внести какие-то существенные изменения в бывшее церковное землевладение в Звенигороде. Но нет! Заповедные церковные поля, не искаженные после секуляризации, не были искажены и невообразимым по своей мощи ПЕРЕВОРОТОМ ХХ века. Эти поля продолжали возделывать колхозники - потомки тех крестьян, которые жили на них веками и обрабатывали их столетие за столетием.
Звенигород на протяжении практически всей своей истории был бедным городом. По экономическим показателям он не мог хоть как-либо спорить с прочими городами Московской губернии. Следствием этого является тот факт, что звенигородцы не осуществляли в городе активного строительства и не пытались посягать на церковные земли, пронизывавшие городскую территорию и окружавшие город со всех сторон. Более того, активной застройке не подверглась в Звенигороде даже выгонные земли, которые принадлежали городу.
Бедность города препятствовала хозяйственному развитию Звенигорода, но она же сделала его обладателем своего рода «несметных сокровищ»: в городе сохранились бесценные соборы рубежа XIV-XV веков, которые не сохранила ни Москва, ни передовые города региона - Коломна, Серпухов, Дмитров, Можайск. Отсталый статус Звенигорода вознес его на передовые позиции в отношении обладания ценнейшими памятниками эпохи складывания Русского централизованного государства. До сих пор еще можно приезжать в Звенигород с целью увидеть, как выглядели Москва и подмосковные города в эпоху средневековья. Звенигород по праву можно называть ЗАПОВЕДНИКОМ «ДРЕВНЯЯ МОСКОВИЯ В ПОДМОСКОВЬЕ».
Великолепно сохранившиеся ансамбль Звенигородского кремля XII-XIV веков с древнейшим целостным памятником Московской земли Успенским собором и находящимися в его интерьере древнейшими же фресковыми композициями региона и ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря - это самые ценные объекты культурного наследия федерального значения в Московской области. Эти объекты больше, чем любые другие в Подмосковье, имеют все права быть включенными в список ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. Но эти права действуют лишь до тех пор, пока святыни Звенигорода еще окружают незастроенные поля, являющиеся естественной «средой обитания» для древних памятников. Луга, поля, леса, ручьи и реки - это неотъемлемые детали природной резервации для объектов средневековья, все еще существующие в городской черте Звенигорода. В случае утраты их исторической невинности претензии Звенигорода на мировой статус его сокровищ будут отклонены.
В связи с этим закономерным представлялось желание сделать из Звенигорода ГОРОД-МУЗЕЙ, ГОРОД-ЗАПОВЕДНИК, подобный знаменитому Суздалю. Планы относительно этого разрабатывались в 1980-1990-х годах, но, к великому сожалению, не были доведены до конца.

Звенигород - самый близкий к столице исторический город Подмосковья, и поэтому именно ему, сумевшему избежать разрушений в тяжелых исторических водоворотах ХХ века, суждено ныне первому встретить вероломные атаки новой РЕВОЛЮЦИИ.
Об этой РЕВОЛЮЦИИ не прочитаешь в газетах или интернете, не услышишь в новостях по радио или на телевидении. Но это не значит, что необъявленной официально РЕВОЛЮЦИИ нет! Новейшая РЕВОЛЮЦИЯ (или в русскоязычном варианте, без романтики и поэтического шарма, - ПЕРЕВОРОТ) действует не менее коварно и уничтожительно, чем ПЕРЕВОРОТ начала ХХ века, который хорош хотя бы тем, что был официально объявлен. Раз за разом НОВЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ идут приступом на штурм наших ИСТОРИЧЕСКИХ СВЯТЫНЬ, на штурм нашей ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ с целью смести ее, очистить от нее пространство и начать НА ОБЛОМКАХ СТАРОГО МИРА строительство МИРА НОВОГО.
Мы гордимся «цивилизованностью» проживаемого нами времени. Но наша «цивилизованность» - в высшей степени ложная. Если скинуть эту псевдоцивилизованную вуаль, то мы увидим, что на самом деле мы живем в ВАРВАРСКУЮ ЭПОХУ, которая в угоду жажде сиюминутного обогащения немногочисленной группки СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО необдуманно приводит к разрушению все, что встречается на ее пути.
В отличие от ВАРВАРСКОГО ОБЩЕСТВА, к которому мы сегодня честно должны себя причислить, настоящая ЦИВИЛИЗАЦИЯ должна строиться на бережном и трепетном отношении к ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ и ИСТОРИЧЕСКИМ ПАМЯТНИКАМ ПРОШЛОГО. Прекрасные и справедливые законы о защите КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ должны не только издаваться, но и работать. На разработку ЗОН ОХРАНЫ объектов культурного наследия не просто должны отпускаться из государственного бюджета гигантские суммы, но эти ЗОНЫ ОХРАНЫ должны своевременно утверждаться и действовать. И никто, ни самый малый, ни самый великий, не вправе посягать на них.
Примеры из новейшей истории подмосковного Звенигорода из раза в раз служат подтверждением того, что мы живем в ЭПОХУ ВАРВАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, когда люди, встроенные в государственный механизм, действуют не на сохранение НАЦИОНАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ, а способствуют его уничтожению. Зоны охране звенигородских памятников федерального значения Успенского собора, Саввино-Сторожевского монастыря и усадьбы Введенское разработаны еще в 2014 году, но они до сих пор не утверждены и сроки их действия уже вышли.
ЕСЛИ ОНИ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ, ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО! ЗНАЧИТ, КТО-ТО ПОСТАРАЛСЯ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ!

А что же нужно нам - ОБЩЕСТВУ, КОТОРОЕ ХОЧЕТ ПО ПРАВУ НАЗЫВАТЬСЯ ЦИВИЛИЗОВАННЫМ?

Во-первых, нужно сообща отбить очередной набег ВАРВАРОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ от бесценных сокровищ Звенигорода.
Во-вторых, нужно добиться создания на подступах к нашим историческим святыням «ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ» - ЗОН ОХРАНЫ, с помощью которых намного легче будет отразить все возможные в будущем варварские набеги. Хотя при этом надо признать, что принятие зон охраны не остановит попыток посягательства на памятники.
В-третьих, нужно постоянно говорить о том, что бывшие церковные земли Звенигорода, равно как и любые другие особо ценные национальные культурно-исторические или природные объекты, должны остаться «ЦЕРКОВНЫМИ», но не в религиозном смысле этого слова, а в первоначальном - этимологическом (церковь (ἐκκλησία) - собрание, община, общество).
НЕЛЬЗЯ ОТТОРГАТЬ ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ОБЪЕКТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБОЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ!
НЕЛЬЗЯ И ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО ПОДЕЛИТЬ НА ЧАСТИ ТО, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМ И ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЫМ И НЕДЕЛИМЫМ!

наследие, Подмосковье, память, Россия, Московская область, охранные зоны, Звенигород, застройка, история

Previous post Next post
Up