Про одну очень красивую девушку. И умную

Dec 11, 2024 23:41




Мод Адамс (1872-1953)
Чёрт, это была совершенно фантастическая женщина ! В таких влюбляются на всю жизнь, но вот как раз в случае с Мод все было не так просто.

Вчера переписывался со своей давней знакомой, живущей в одном не самом маленьком городе одного из Уральских регионов. Она учительница и на днях со своим классом сходила в местный драмтеатр на пьесу, которая называется "Потомок". Автор Владимир Жеребцов.

Краткое содержание - группа молодых людей приходит в музей и видит экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне  с несколько нетривиальным сюжетом (больничная палата с пулеметом). Один из молодых людей итересуется у экскурсовода историей картины и та подзывает 85-летнюю сотрудницу музея, дескать, это ее экспозиция. И тут один из членов группы касается пулемета и переносится в 1942 год. Больница, эвакуация, молоденькой медсестре поручено доставить какие то важные документы до наших. Та справляется. Парень возвращается в наше время и выясняет, что вот эта старая женщина и есть та медсестра. То есть, пьеса написана где то в 2010.

Меня сюжет заинтересовал в том плане, что идея перемещения героя в прошлое, а затем встречи в настоящем людей из того времени где он побывал несколько нетривиальна. Просто перенос в прошлое и обратно - тема широко распространенная, начиная, по видимому, с "Янки при дворе Короля Артура" Марка Твена, есть также довольно популярные спиноффы связи тех, кто оказался в прошлом с теми, кто остался (или вернулся) в настоящем. Сходу из относительного "свежака" можно вспомнить отличный телесериал "Без Времени" с Эбигейл Спенсер (девушка Фила Спектора ДО Донны в "Форсмажорах") в главной роли, вышедший на телеканале NBC в 2016-18 годах. Но вот именно такая тема - встреча с людьми из прошлого в настоящем - это отдельный случай. Сходу можно вспомнить "Последний Отсчет" - фильм 1980 года с Кирком (отцом Майкла) Дугласом и Мартином (отцом Чарли) Шином в главных ролях, в котором американский атомный авианосец оказывается 7 декабря 1941 года рядом с Пирл-Харбором. Что то подобное снималось и потом. Но когда я прочитал описание "Потомка", данное знакомой, мне, что конечно же естественно, пришел в голову культовый роман Джека Финни "Меж Двух времен". В принципе, это лучшее, что когда либо было написано о перемещениях о времени. Да и вообще - эта тема была для Финни основной практически все время его творчества в 1950-80х годах.

Дальше пошел такой ход мыслей - неоднократно читал, что именно роман Финни - основа для фильма 1980 года "Где то во времени" Дженно Шварца с Кристофером Ривом в главной роли. Напомню, что в том фильме герою Рива, популярному писателю, случайно в руки попадает фотография некоей театральной актрисы начала века века и он в нее влюбляется. Причем, настолько сильно, что умудряется перенестись во времени на 60 лет назад. Затем вернуться в свое время. Где его найдет та самая актриса. Естественно, постаревшая на эти 60 лет.

И вот тут все стало еще интереснее. Ибо никакого отношения этот нетривиальный фильм (музыку к нему, кстати, написал сэр Джон Барри - автор темы "Джеймса Бонда" и пятикратный обладатель премии "Оскар", на минуточку) к Финни не имел, так как был снят по книге Ричарда Мэттисона "Ставка на возврат во времени". Причем, Мэттисон выступил сценаристом! Кто такой Мэттисон ? Фильм 2007 года "Я - Легенда" с Уилом Смитом в главной роли помните ? Это четвертая экранизация одноименной книги Мэттисона, вышедшей в 1954 году.

И вот книга о том, как силой любви переместиться в прошлое, а потом вернуться обратно, чтобы тут встретить свеого любимого человека. Самое интересно то, что актриса на фотографии не выдумана автором, а представляла собой совершенно реального человека - сверхпопулярную бродвейскую актрису конца XIX - начала XX веков Мод Адамс, наиболее известную по роли Питера Пена в одноименной болвейской постановке.

Дело было так... В начале 1970х Мэттисон с семьей путешествовал по Америке и в окрестностях Рино, Невада посетил Оперный Театр Пайпера.... хм.... что это за театр и почему он стоит практически посреди пустыни ? Ну это отдельная и типично американская история, не будем на нее отвлекаться (ну если кратко - была локальная Золотая Лихорадка в 1860х, народу хотелось зрелищ. Построили театр. Он сгорел. Построили второй. Он сгорел. Построили, в 1885 третий - стоит до сих пор. Причем работает, так как Рино постепенно стал вторым по значению игровым центром Невады после Вегаса и там народ теперь не переводится).  И вот там Мэттисон увидел портрет Мод Адамс. Увидел и ...  Но скажу, что когда я сегодня утром его увидел, то понял чувства 46-летнего писателя. Мэттисон представляет, что не он один испытал такие чувства и у кого то из тех, кто реально был поражен внешностью актрисы появляется возможность перенестись во времени. то ? Мэттисон, уже известный в то время писатель, снимает целый отель на берегу озера Мичиган и буквально представив себя тем путешественником во времени, начинает надиктовывать роман. И вот тут мы железобетонно видим параллели с романом Финни. Помните как там люди переносились в прошлое ? Нет ? Ну, прочитайте. Это классика фантастической литературы.

image Click to view



Затем была экранизация. В том же самом отеле. Первоначально фильм был принят не очень восторженно, но сейчас он (и, отдельно, его сценарий) входят в Топ-100 Американского Кинематографического Института. А диск с саундтреком фильма был продан более чем в миллионе экземпляров. Главную роль сыграл Рив ("Супермен"), а роль той самой актрисы - Джин Сеймур, в нашей стране известная в первую очередь по телесериалу "Доктор Куинн: Женщина-врач". Ну это давно было - в 90е. А еще, совсем молоденькой она сыграла в "Человеке с Золотым Пистолетом" - первом кинофильмом об Агенте 007 с Роджером Муром в главной роли.

Итак, кто такая Мод Адамс ? Ну, многие интересующиеся началом "Века Прогресса", конечно слышали об Эвелин Несбит - "первой супермоделе Америки" и "девушке на Розовых Качелях", но Несбит была, всего лишь, хористкой и осталась известной в первую очередь из своей скандальной истории (ну не у каждой актрисы муж убивает бывшего любовника. То есть, не "действующего", а бывшего. При этом, любовник - не абы кто, а человек, построивший "Мэдисон Сквер Оперу"), а вот Адамс играла главные роли на Бродвее и вообще никогда не была замешана ни в каких скандалах. У нее вообще любовников не было. И мужей тоже.

Мод Юинг Адамс Кискадден родилась в Солт-Лейк-Сити в 1872 году. Ее отец был шахтером, а мать - театральной актрисой. Причем из очень и очень интересной семьи. Ее прямые предки приплыли в Америку на "Мэйфлауэре", а ее бабушка и дедушка были в той самой первой "компании" Бригема Янга, что пришли к Великому Соленому озеру в 1847 году. Дед же потом тем, кто срубил первое дерево для строительства первого мормонского храма в тех краях. В общем, это как если бы ее предки были друзьями детства Ким Ир Сена. Где то так. На сцену Мод впервые вышла в 9 месяцев на руках у матери. В 16 лет она дебютирует на "Бродвее" и становится абсолютной суперзвездой. Как бы объяснить насколько...

Ну, на пике карьеры она зарабатывала 1 миллион долларов в год. Что такое один миллион в 1900 ? До президента Никсона инфляции в США почти не было (тогда страна отказалась от золотого стандарта) и этот миллион можно умножить где то на 15. Теоретически - это не очень много, но смотрите. Во первых, в тех США народу было примерно раза в 4 меньше, чем сейчас. Бюджет США был около 600 миллионов долларов (сейчас 3,5 триллиона). Театральные актеры, в отличии от современных актеров кино не имели роялити за повторный показ своих фильмов. То есть, вышли на сцену, получили зарплату, всё. Ну и еще - фильмы могут смотреть десятки миллионов человек, тогда как размер театральных залов был не более 3000 зрителей. Но чаще в разы меньше. Сейчас самый высокооплачиваемый актер Голливуда Адам Сэндлер (ага... я не шучу), за прошлый год заработавший свыше 70 миллионов долларов. Можно посмотреть и с другой стороны - Элизабет Тейлор, первая киноактриса заработавшая миллион долларов за фильм, сделала это только в 1960х годах (но фильм бы не единственный !).



Мод Адамс в роли Питера Пена. 1905 год

В общем, вы поняли, что 1 миллион для театральной актрисы в начале прошлого века - это было за гранью добра и зла. Тут важно еще понять то, что для многих актрис того времени пределом желаний было выйти замуж за богатого поклонника, да хоть бы и не очень богатого, а обеспеченного, а тут вообще никаких проблем. А ведь она была не только актрисой, а еще изобретательницей, имевшей три патента на электрические лампочки и системы театрального освещения. В 1916 она совместно с компанией Eastman Kodak начала работу над созданием цветной кинопленки. Мод торопилась, ведь ей было уже 44, но она мечтала сняться в цветной киноэкранизации мюзикла "Питер Пэн" - исполнительницей главной роли в котором она была на протяжении 2 десятилетий. Параллельно с работой над пленкой, Адамс получила патент за систему освещения (помните "Вавилон", сцену, в которой осветитель погибает от перегрева ?), но тут жуткая эпидемия испанского гриппа и Адамс заболевает. Она выжила, но болела так тяжело и с таким пакетом осложнений, что вернулась на сцену только через 13 лет, когда ей было под 60. Впоследствии она еще неоднократно выходила на театральные подмостки и даже пыталась сниматься в кино (но тут не сложилось). Затем работа преподавателем актерского мастерства на родине предков в штате Миссури и смерть в возрасте 80 лет в штате Нью-Йорк.

Уникальной для того времени была и личная жизнь Мод Адамс. Ну то есть вообще без скандалов ! Она любила одиночество и была, по мнению историков театральной Америки лесбиянкой. Причем, очень верной. Известны две ее подруги. С первой Мод встречалась с начала 1890х до 1901, а вот со второй, известной издательницей и редактором книг и газет Луизой Бойнтон (1868-1951) 45 лет. Они похоронены под одной могильной плитой. Кстати, в то время в США к подобным отношениям относились совершенно спокойно. Пары, подобные Адамс и Бойнтон называли "бостонскими семьями".

p.s. А цветные фильмы в Голливуде начали снимать только в конце 1920х.

театр, история, кино, женщины

Previous post Next post
Up