"Хозяева воздуха"

Nov 30, 2024 14:30

То есть, смотрите, вот в 1990 Майкл Кейтон-Джонс снял вероятно лучший кинофильм о войне в воздухе в годы Второй Мировой войны "Красавица Мемфиса", а в 2001 Стивен Спилберг - "Братьев по Оружию" - лучший телесериал о Второй Мировой войне в Европе. Да, сейчас, особо после спилберговского же "Тихого Окена" тот сериал кажется немного примитивным, но что важно - ни творение британца, ни творение самого коммерчески успешного кинорежиссера в истории ни по отдельности, ни по совокупности превзойти не удалось. Никому.

И вот, на ринге Кэри Джо Фукунага (кстати, одну из ролей играет сын Стивена Спилберга Сойер). "Apple", конечно, зашел с козырей. У меня, конечно, к Фукунаге свои счеты за "Алиенист", но ведь каждый гений имеет право на ОДИН эпический провал, нет ?

Так получилось, что начал смотреть со второго эпизода, который начинается с того, как в госпиталь прибывают обмороженные во время налета американские летчики. И сразу стало ясно, почему весь мир смотрит американские (и английские) сериалы про войну, но никто - российско-советские. Ибо англо-саксы не боятся показывать правду, а у нас за правду чморят. Даже посмертно (гуглите "Астафьев Спицын").

Вы можете себе представить ТОЧНУЮ экранизацию "Живых и Мертвых" ? Не ремейк слащавого мультика с Лавровым и Папановым, а чтобы по тексту.  Я нет. Народ не примет. Даже не официозные критики, а именно - народ ан-масс. Весь. Те, кто книжку читал просто из за обилие черноты (и так жизнь не простая), а те кто не читал (абсолютное большинство) - потому что не "В бой идут одни старики" (никто не поет) или "А зори здесь тихие" (хотя если Кравец раздеть.....). Если уж карамельную до тошноты "Проверку на дорогах" держали 20 лет под спудом....  Кстати, вот китайцы попробовали экранизировать творение Васильева - получилось на 3+, но подвел крайне низкий профессиональный уровень актрис Благовещенского театра. Хотя Андрей Соколов, сыгравший Васкова смотрелся нереально реально.

Что главное в любой военной драме ? Чувство эмпатии по отношению к главным героям. Вера в то, что все должно кончиться хорошо и "Чапай выплывет". Если этого нет, то хоть тебе там будет Петров, хоть Безруков (он то, кстати, однажды снялся в очень приличном военном сериале ! Почти реалистичном, правда, снятом в период очередного резкого охлаждения российско-польских отношений, так что сами понимаете, что там было), что Бурунов - пофиг.

Но война такое дело... Помните, сцену, из "Живых и Мертвых" где Синцов, назначенный комбатом, прибывает под Сталинград, а его подчиненные рассказывают ему про то, сколько они за последние ДНИ схоронили комбатов до него ? Сегодня ты есть, а завтра нет. Кстати, это было отыграно более или менее в ныне хорошо подзабытом фильме 60-х о, да, войне в воздухе во время Блокады Ленинграда - "Балтийское Небо" с очень молодым Михаилом Ульяновым. Вот и те же "Братья по Оружию" - да, основные герои доживают до конца войны и голос за кадром рассказывает, что с ними было потом (кстати, очень мощный эпизод), но многие то и "исчезают". А тут бомбежки Германии, во время которых пилоты гибли постоянно и вот сейчас, начиная смотреть сериал ты даже не можешь предполагать, кто из главных героев доживет до Победы, а кто нет. Черт, цепляет.

Возвращаясь к вопросу способности отечественных авторов снимать фильмы про войну, цепляющие за душу. Как ни странно, могут. Очень редко и... документальные. Целый один - фильм Валдиса Пельша 2017 года "Берлин 41-го. Долетали сильнейшие". Впрочем, после этого, второго своего исторического документального фильма, "старшие товарищи", видимо, посоветовали более исторической тематикой не заниматься. Лучше про горы... Или Антарктиду.

Еще одна проблема - то, что в российско-советском кино есть принцип "плохого конца". Если есть герой, то лучше если его убьют. Зачем ? Да, хз, на всякий случай. А если даже и выживет, то исключительно в максимально фейковом варианте. И плевать на исторические реалии ! Поэтому с самого начала любого кино про войну, снятого к востоку от .... блин, поляки то такие же, в общем, ага, Одера, надо готовиться, что главный герой  не выживет. Что прокатывает иногда в "большом" кино, но не прокатывает в телесериалах точно - в телесериалах главных героев много. По крайней мере ТАМ, где все таки следуют статистике - не все погибали на войне. Даже среди хороших людей.

Еще одна проблема, абсолютно неизбывная в своем отрицании - это отказы от исторической точности. Ну вот ездит по Советской Белоруссии лета 1941 года "тигр" в "Московской Саге", там же где нквдешники везут из лагеря Никиту Градова на Ан-2 и утрись ! Кстати, режиссеру то ох*евшие журналисты задали вопрос - откуда нах в 1941 "тигр" ? На что тот ответил, что реально хотел, чтобы был "тигр". Понятно, что ни о каком объяснении технических вопросов в нашем сериале (я про причины ночных бомбежек англичанами) никогда речь не пойдет. Вероятно, в том числе и потому что нормальной истории войны у так и нет. Сплошь - "версии, догадки, расследования". Как вам новость из официальных СМИ - "МО РФ рассекретило материалы о Моонзундской операции РККА в 1944 году". Блин, какие там тайны могли бы оставаться, что только через 80 лет еще было что рассекречивать ?

Вот по совокупности и получается, что "Т-34" с Петровым уже все забыли (это там, где не хватило денег немецким танкистам на форму немецких танкистов), а "Братья по Оружию" до сих пересматриваются.

телесериалы, история, мысли вслух, война

Previous post Next post
Up