Очень раннее утро 7 ноября 2024 года. Дональд Трамп провозглашает себя 47-м президентом Соединенных Штатов Америки.
Видок у него был еще тот. Как ни крути, но, несмотря на явное серьезное итоговое преимущество, в начале голосования было еще совершенно ничего не ясно. И этой неясности способствовала откровенно "моделирующая социология" последнего времени, дававшая Харрис превосходство в большинстве из 7 спорных штатов (только Джоржию социологи, в итоге, отдавали Трампу).
8 лет назад я писал пост об уникальности едва ли не каждых следующих выборов президента США, но с тех пор и информации прибавилось и событий много разных произошло.
Вот сейчас прошли выборы 47-го президента и их результаты снова стали уникальными.
Смотрите, 8 лет назад Дональд Трамп стал первым в истории президентом, ранее никогда не получавшим, грубо говоря, зарплату от государства. То есть, не работавшим в органах- власти ни в какой роли - ни будучи туда избранным, ни будучи чиновником, а также не служившим в силовых структурах. Вышло, в итоге, неплохо.
Сейчас он стал первым президентом-республиканцем, сумевшим вернуться в Белый Дом и первым, кому это удалось в последние два века. Напомню, что единственным, кому это удавалось сделать был экс-мэр Баффало и Нью-Йорка, экс-22й президент США, демократ Гровер Кливленд, бывший президентом в 1985-89 и сумевший вернуться в Белый Дом по результатам выборов 1892 года, получив номер 24.
Но и тут помимо партийной принадлежности рекорда, Трамп установил еще один: дело в том, что он стал первым президентом США, сумевшим вернуться в Белый Дом с момента введения всеобщего избирательного права в США в 1918 году (тогда право участвовать в выборах президента США получили женщины).
Короче говоря, вот эти два рекорда Трампа просто вопили о том, чтобы написать новую версию поста об уникальности разных президентских выборов в США. Постов будет несколько, сами понимаете.
Но прежде, чем перейти к основной части истории я объясню вопрос нумерации среди президентов США. Короче, номер присваивается не лицу, а комбинации «период-лицо».
То есть, Обама, отработавший два срока, имеет один номер (44), а у Трампа уже два (45 и 47).
Итак, сначала о предыстории. Как известно, у каждой истории она имеется, а уж у выборов президента США ее вообще море. В принципе, причин введения этого поста стала невозможность Континентального Конгресса США решать насущные проблемы управления страной после завершения Войны за Независимость (Парижский Мир 1783 года). В принципе, в истории неоднократно делались попытки совмещать в одном органе власти исполнительную и законодательную ветви, но, практически всегда толком ничего не получалось. Причины разные - не будем тратить на них время.
Факт в том, что очень быстро после обретения независимости стало ясно, что нужен хотя бы какой то верховный арбитр. Тем более, он фактически уже был. Во время исторического заседания в одном балтиморском кабаке представителей штатов Мериленд, Пеннсильвания и Вирджиния по вопросу организации рыбной ловли в Потомаке, стороны единодушно решили пригласить для эффективного разруливания ситуации не представителей Конгресса, а экс-глакома Континентальной Армии Джорджа Вашингтона. Опыт был признан успешным, но встал вопрос - какие полномочия должен иметь верховный арбитр, где его взять, на какой срок, кем и как избираться?
На самом деле, у европейцев был опыт выборности верховных властей, но подходил ли он Америке?
Ок, была Священная Римская империя, где еще в раннем Средневековье император избирался собранием местных монархов. была Польша, прости Господи..., были итальянские городские республики. Был и "Престол Святого Петра", на который пап избирали представители верхушки католического духовенства.
Но на дворе был конец 1780х, от Польши после двух разделов, оставался небольшой огрызок, а от сонма республик Северной Италии только Венеция и Генуя (впрочем, им то вроде тогда еще ничего не угрожало). А еще были Соединенные Провинции Нидерландов и, как раз, события, там происходившие в то время, когда американцы решали, что делать с верховной властью и подтолкнули "отцов-основателей" к принятию той формы организации руководства страной, что хоть и с серьезными изменениями, существует и по сию пору. Но прежде, чем обратиться к Нидерландам, упомянем практику выборов в других государствах с, условно говоря, республиканской формой правления.
Венеция. Там главой государства был дож. Избирался он из самых богатых семей государства и на всю жизнь, хотя мог быть и свергнут за плохое руководство страной (ИМПИЧМЕНТ!), впрочем, случалось это крайне редко. Избирался дож в 11 (ОДИННАДЦАТЬ) этапов. При этом никакой предвыборной компании не было. Формировалась избирательная комиссия (ВЫБОРЩИКИ), которая формировала другую избирательную комиссию, затем третью и так далее, пока не оставалось несколько человек, которые и решали кто будет дожем. Такая длинная процедура объяснялась желанием верхушки Венецианского общества соблюсти по максимуму интересы всех группировок элиты государства (кстати. Венеция была довольно большим по тогдашним меркам государством - помимо собственно города, там была еще почти вся Далмация, Истрия, побережье Италии, а то и отдельные части Греции). До конца 17-го века дожу было строго настрого объявлять себе преемника или заместителя, но в конце того же века, все же была введена должность вице-дожа (ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ !).
В Генуе (она занимала площадь нынешней итальянской провинции Лигурия и через нее шли транспортные потоки в такие крупные города, как Милан, Турин, Болонья) было все проще. Там был чисто патрицианский парламент из 40 представителей самых богатых семей страны (дворянства там не было, но элита была формализована - вспомним, знаменитые "300 семей Нью-Йорка"), который раз в два года выбирал дожа (дож - это по другому произнесенное слово "дюк" - герцог, а герцог - просто глава государственной и военной власти на той или иной территории, большой, если меньше, то "граф"). Занимать эту должно можно было только один раз. Самый последний дож, свергнутый французами в самом конце 18го века (после этого была провозглашена Лигурийская Республика, после поражения Наполеона Генуэзская Республика была ненадолго восстановлена, но дожа не избирали - не успели, Геную присоединили к Пьемонту (Сардинскому Королевству_8 лет назад я писал пост об уникальности едва ли не каждых следующих выборов президента США, но с тех пор и информации прибавилось и событий много разных произошло.
Была еще крошечная Республика Сан-Марино. Там была своя формула власти. Выборы происходили раз в полгода (ну она маленькая, чё !) - в апреле и октябре (да и так до сих пор происходят, за исключением 1957 года, когда в Сан-Марино местные коммунисты пытались начать строить социализм, так что "здоровым силам" местного общества при поддержке итальянской армии пришлось ненадолго порядок нарушить). Проводились они, де-факто, всеобщим (есть имущество, мужчина - голосуй) открытым голосованием. Но это не самое интересное - дело в том, что избирали не одного главу государства, а двух - «капитанов». До сих пор там так. Избираться можно было и повторно.
Но наибольшее внимание с самого начала борьбы за независимость отцы-основатели уделяли Нидерландам, которых воспринимали как братское государство. Именно в Нидерланды в 1780 прибыл Джон Адамс, ставший первым послом США в этой стране (в Париже послом был Бенджамен Франклин, в сериале «Сыны Свободы» его сыграл Том Уилкинсон, Адамса там же Пол Джиаматти) и выступивший с пламенной речью в Генеральных Штатах, в которой рвя на себе рубаку (фигурально выражаясь) доказывал, что если у США и есть близкое, братское по духу государство где то в мире, то это вот Нидерланды. Голландцы, кстати, выступили на стороне мятежных провинций в войну против Великобритании, но в целом неудачно. Большего успеха они достигли в контрабандной торговле с США.
Однако, Адамс, будущий первый вице-президент США и второй президент, безусловно идеализировал ситуацию. Дело в том, что республикой Нидерланды были, скорее формально и главной причиной было то, что основные должности в стране передавались по наследству.
Смотрите, в стране 7 провинций и, формально, каждая из провинций могла выбирать себе собственного штатгальтера. При этом главкомы армии и флота должны были быть одним человеком. Далее, выборы проводил парламент («штаты»), но и там места передавались по наследству. Власть штатгальтера была вроде бы формализованной, но на самом деле многие из них пытались (не всегда без успеха) стать диктаторами. С начала существования республики у власти (за единственным исключением) у власти в провинциях стояли представители герцогской семьи Оранских. Исключением было правление в Нидерландах английского дворянина Лесли. В конце 16 го века получилось так, что в пяти южных провинциях власть оставалась у основной ветви Оранских, а в двух бедных северных провинциях свою династию создал двоюродный брат того Оранского, что сидел в Гааге. В 1650 году после смерти очередного штатгальтера из Гааги - Вилема II возникла уникальная ситуация - наследником стал мальчик всего лишь двух дней от роду. В монархии все было бы просто - власть оказалась бы у регента или регентского совета, но тут то как бы республика! В общем, следующие 20 лет вошли в историю Нидерландов, как «Первый Безштатгальтерный период» (будущий Вилем III был жив здоров, его учили лучшие учителя страны и было ясно, что когда он подрастет и сможет реально руководить страной, его штатгальтером, конечно, выберут, но зачем торопиться ?). За эти годы экономика страны рванула вверх космическими темпами, а население выросло в два раза («Тюльпанная Лихорадка» была как раз тогда).
Во главе самой богатой и населенной провинции Нидерландов Голландии тогда стоял Великий Пенсионарий Ян Де Витт, которому помогал его старший брат Корнелиус. Великие Пенсионарии были в Нидерландах, если что и до, и после. Это очень интересная должность. Представьте себе премьер-министра без правительства и, при этом, представленного самому себе (штатгультеру он не подчинялся), но чьи распоряжения все исполняют. Понятно, что если штатгальтера довольно силен, то пенсионарий все же работает под ним, но тут то никакого штатгальтера еще не было, вот Де Витт и разгулялся под рукоплескания нидерландской буржуазии.
Но власть буржуазии не нравилась представителям партии сторонников де-факто монархии, а также рабочему классу и трудовому крестьянству, которые в итоге свергли Де Виттом и убили. После чего наследственный глава парламента Фальк поспешил провозгласить Вилема Оранского новым штатгальтером. Вилем женился на Марии Стюарт, внучке убитого сторонниками Кромвеля короля Карла I, а после того, как сторонники парламентской формы правления свергли в 1688 году брата Анны Джеймса («Славная Революция») стал королем Англии. Но детей у него не было, и страна опять осталась без штатгальтера, хотя он и успел перед смертью передать власть своему родственнику с севера (1702). Но его долго не принимал юг и начался «Второй Безштатгальтерный период». В итоге, только в 1747 году в Нидерландах был реставрирован старый порядок (при этом был принят закон, по которому главой государства может быть только представитель Оранской династии!). В последующие годы штатгальтеры выстраивали в стране порядок, очень напоминающий нынешние систему власти в некоторых государствах Восточной Европы - формально там была демократия, а фактически на всех выборных должностях сидели люди, одобренные в Гааге (их называли «регентами»). Однако, до абсолютной монархии в Нидерландах было ну очень далеко. Плюс среди среднего класса зрело недовольство системой управления страной, результатом которой стала стагнация экономики (ВВП не рос на протяжении десятилетий) и прекращение роста населения - то есть, нидерландцы ну точно с голоду не дохли, но статус великой европейской державы Нидерланды потеряли и это, естетственно сильно било по мозгам среднего класса.
Арест принцессы Вильгельмины Прусской, жены штатгальтера Вилема V 28 мая 1787 года - переломный момент революции.
Это событие дало повод брату Вильгельмины прусскому королю Фридриху Вильгельму II (прапрадеду императора Вильгельма II) начать интервенцию в Нидерланды. Необычность революции проявилась еще и в том, что никаких кровавых репрессий после поражения революционеров не последовало.
В итоге возникло движение патриотов, которые требовали демократизации власти. Революция Патриотов («Время Патриотов» - Patriottentijd (1780-87)) - это отдельная крайне интересная и необычная тема, про которую можно много что написать, но сразу перейду к концу истории - патриоты проиграли, Нидерланды были оккупированы войсками Королевства Пруссии, в 1788 году Генеральные Штаты приняли закон по которому должность штатгальтера передавалась по наследству (в 1815 англичане там создадут Королевство Нидерландов и вместо «спорной» должности штатгальтера, там появится бесспорный монарх) а активисты были вынуждены бежать за границу. Важно знать, что отцы-основатели США внимательно следили за событиями в «братской стране» и Джефферсон сделал правильное замечание по поводу происходящих событий, что лучше, чтобы власть в США была бы сменяемой и выборной. А тут еще и Адам Герард Матта - один из лидеров революции приплыл в Нью-Йорк Сити и поселился в доме у Джона Адамса.