Восприятие туристических и альпинистских "аварий" ТОГДА

Aug 19, 2024 20:16

С моим отцом в НИИ работал один мужчина, увлекавшийся горным туризмом. Однажды, году в 1968, во время похода по Тянь Шаню на их группу обрушилась снежная лавина. Насколько я помню, четверо погибло, а он единственный выжил, хотя и лишился пальцев на ногах. Вроде бы, спасательная операция по поискам той группы стала "днем рождениия" пензенской КСС, в клубе первой руководительности которой я потом занимался туризмом в старших классах школы. Сейчас в ее (Татьяна Тарасовна Мартыненко) названа детско-юношеская турбаза в Пензе.

Так вот, никто факт той "аварии" не скрывал, по крайней мере, среди знакомых. Все знали, что вот - Олег Сергеевич - тот самый единственно выживший. Кстати, жив до сих пор, уже за 80. За 70 пробежал 50 км лыжный марафон.


В журнале "Юность", главном литературно-публицистическом молодежном журнале РСФСР (номер 2 - ленинградская "Смена", дальше "Ровесник" и "Студенческий Меридиан") публиковалась документальная повесть о том, как группа альпинистов попала под камнепад, один из них погиб и потом совместными усилиями его "одногруппников" и коллег из другой группы по отвесной стене труп погибшего спускали, получая другие многочисленные травмы.

По второму каналу ЦТ показывали документальный фильм о неудачной попытке высадить парашютный десант на пик (ИМХО) Ленина. То есть, высадить то высадили, но побились крепко.

http://multigaminatori.com/
http://multigaminatori.com/gaminator-kazino/

В журнале "Туризм" шли регулярные разборы "аварий".

В общем, альпинизм и туризм были, возможно, единственными отраслями человеческой деятельности, на которые госпропаганда махнула рукой, признав, что гражданство и принадлежность к носителям коммунистической идеологии никак не защищает от возможности получить неприятности вплоть до самых страшных.

Ну и не забудем о том, что в СССР вовсю издавалась альпинистская литература. Мемуары Тенцига я прочитал еще году в 1983. Тогда же книги, посвященные первовосхождениям на К2 (лакированную версию, естественно !) и Канченджангу.

Что важно - вот эти все "аварии" воспринимались на уровне туристско-альпинистского сообщества, как (повторюсь) неизбежность. Помню как к нам в клуб пришел бывший его воспитанник и, я уже не помню в каком точно году, зашел разговор о возможности похода по Кольскому полуострову. И вот он, как всем известную историю рассказал про то, как там несколько лет назад пропала группа туристов. Вероятно, он имел в виду гибель 10 туристов из Куйбышева на Чивруайском перевале в 1973 году. Хотя может быть речь шла о гибели группы белорусских туристов под руководством Михаила Кореня в 1971. Я реально не знаю. Никаких фамилий не называлось, а (вот что интересно !) особо это упоминание интереса у нас не вызвало. Просто приняли к сведению и всё.

В 1986 идем мимо Фишта, родедондроны до горизонта. Инструктор говорит - "а вот с той стороны того горного хребта несколько лет назад целая группа замерзла". Он, безусловно имел в виду историю с 31-м маршрутом. И что ? Да ничего. Сказал и сказал.

Про тайну гибели группы Дятлова впервые узнал в 2000. Тогда, в ожидании окончания тысячелетия выходила целая серия книг в духе - "Величайшие катастрофы тысячилетия", "Величайшие загадки тысячелетия" и так далее. И в от одной из таких книг читаю описание событий в первых числах февраля 1959го на Северном Урале. Авторы склонялись, насколько я помню, к версии с шаровой молнией, влетевшей в палатку. Ну и что ? Да ничего. Обычная "авария" - шаровая молния влетела в палатку. народу убежал и замерз. Чё такова то ?

И только 12 лет назад, мучимый чудовищной черной депрессией, наткнулся на почитаемого тогда мною (то есть, уважаю и сейчас, но тогда ждал с нетерпением каждый новый материал) Алексея Ракитина "Смерть, идущая по следу". И вот тогда да, проняло.

Почем так все воспринималось ? Возможно, потому что советское общество было чудовищно горизотнально дифференцировано. Никому и в голову не пришло бы за пределами "пузыря" альпинистов, их друзей и членов семей обсуждать всяко разно происшествия в горах. Например. Или, например, авиакатастрофы. Вот, поверьте, если бы в наше время они случались бы с такой же частотой как в 1970е, когда ежегодно гибли едва ли не десятки пассажирских самолетов, это была бы тема номер один в соцсетях, а тогда.... Ну да, про "Пахтакор" все знали, но вот у нас в Пензе в июне 1986 года Ту-154 выкатился за пределы ВПП, у одно человека на борту сердце остановилось. Думаете, это как то в Пензе обсуждалось ? Да ни в жисть. У отца друг юности работал в аэропорту, так вроде что то он сказал как то мимоходом, но не более того. 

история, криминал, горы

Previous post Next post
Up