Юрия Соломина больше нет

Jan 11, 2024 22:49



Юрий Соломин, вероятно, первая советская абсолютная звезда телевидения. Конечно, он был киноактером, театральным актером, но вот именно с его появлением на телеэкранах можно начинать говорить о появлении жанра "советский телеблокбастер". Сначала был "Адъютант Его Превосходительства". Я терпеть не могу этот фильм. Во первых, Пенза - один из немногих российских городов, по которому реально прошла Гражданская война. Во вторых, с самого начала все догадывались, что героя Соломина убъют, тогда как про Штирлица также заранее было известно, что все с ним будет хорошо, ибо "Бомбу для Председателя" Семенов написал еще в 1970.

А вот "Хождение по мукам" и "Летучая Мышь" были реально бомбами и мне очень нравились. В принципе, именно Соломин (Соломины !) вытягивали эти фильмы. Ну еще эпизодические демонстрации голой спины Ирины Алферовой, конечно. Особенно, "Летучая Мышь", телемюзикл, ставший настоящим бенефисом братской пары. Блин, надо будет скачать пересмотреть.

Но и много лет спустя Соломин стал символом умения в России снимать телесериалы, снявшись в 2004 в пермом Большом русском сериале "Московская Сага" по эпопее Василия Аксенова.

По большому счету, Юрий Соломин был свое рода "аналогом" Майкла Кейна или Николаса Кейджа в наших палестинах. Когда нужно было вытянуть откровенно слабый, а то и пропагандистский сюжет запускали "кракена" - Юрия Соломина и все налаживалось: фильм воспринимался как хит.

Однажды он вытянул фильм, который сионистская московская тусовка заранее записала в провальные.  Речь идет о фильме 1986 года "Певучая Россия", в котором Юрий Соломин сыграл основателя одноименного хора Митрофана Пятницкого. Помню, насколько я был шокирован. Выросшие в во времена Застоя прекрасно помнят, что радио тогда круглые сутки передавали то народные песи, то арии. В общем, тяжкая тоска снедала радиослушателей в перерывах между редкими радиоспектаклями. И на этом фоне фильм о Пятницком не мог изначально восприниматься не иначе как очередная "производственная драма" с Лавровым, Ефремовым (отцом) или Жжоновым в главных ролях. А получилась история первых советских поп-звезд. К концу фильма уже подпевать хотелось, хотя я нереально не люблю фольклор.

Крутейшим был фильм 1980 года "Скандальное происшествие в Брикмилле" о профессиональном выгорании простого британского управленца среднего звена. Понятно, что советские фильмы о "той жизни" еще тот сюр и кринж, но вот именно этот получился пронзительно искренним и правдивым. Другое дело, что не пошедший на работу управляющий банком вряд ли стал бы играть на барабанах тему из "Половецких Плясок". Судя по возрасту главного героя и темпу это было бы что то из "Холлис" или "Ярдбёрдс". Но важно не то - впервые советские телезрители увидели героя, свободного настолько (и внутренне, и в делах), что он мог позволить себе просто не пойти на работу (подобная тема в англоязычной литература встречается с 19го века, в российской, ясен фиг - ни с какого). Именно мистера Кэттла через 30 лет скосплеит Саша из "Квартета И" (ну тот, который ".. Машу трахнул") в "О чем говорят мужчины" - "Задолбало всё, задолбало !".

Какая моя любимая сцена в фильмах с Соломиным ? Естественно, та, в которой инженер Телегин, забив на всякие вселенские кризисы, собирается на встречу с Дашей. Вокргу революция, бардак, а он бреется, повязывает галстук и едет на вокзал, чтобы отправиться в Петроград к любимой женщине. И знаете, когда я как то пересматривал этот сериал, то настроение было как в "Чапаеве" - а вдруг успеет, вдруг встретит и не будет ни Самары, ни войны, но.... . Согласитесь, ради таких моментов мы и живем и именно их мы помним потом всю жизнь.

В общем, Соломин был настоящей звездой позднесоветского кино и одним из немногих, за героев которого не снедал испанский стыд.

Короче, светлая память замечательному актеры и символу не самой худшей эпохи.

rip, кино

Previous post Next post
Up