"Слово Пацана. Кровь на асфальте": проблема формы

Dec 19, 2023 14:05



"Клуб "Плейбой""
Телесериал американского телеканала NBC был снят с показа, якобы по причине низких рейтингов, после показа 3 серий в ноябре 2011 года. Однако, все понимали, что дело в давлении феминистских организаци, разглядевших в этом эпическом историческом полотне прославление сексуальной эксплуатации женщин. В пользу последней версии говорит и то, что NBC так и не показал оставшиеся 4, уже снятые, серии.

При советской власти важной составляющей повседневности было пьянство. Беспробудное. С естественным образом вытекающей из него криминализацией и обнищанием соответствующей части общества.

Работяг держали на работе не потому, что от них был толк, а потому что «руки золотые» и уволить их было нельзя, а водка была дорогая. На среднюю зарплату в 200 рублей в середине 1980х можно было купить примерно 40 бутылок. Если человек выпивал стакан водки в день, тем самым он легко и непринужденно спускал на это дело 40% зарплаты. Пьяница - криминальный элемент в большинстве случаев, от нищеты же страдали его близкие. Анекдот про «вы будете меньше есть» - суровая реальность. Мой друг, сын трудовика в нашей школе, мужика доброго, умного, работящего, но алкаша, впервые увидел хурму и гранат в 8-м классе, когда моя мама его угостила. И реакция была у него на них не в стиле - «ну мы это не едим», а именно - «а что это такое?». Нищета, в полном соответствии с «Эрой Милосердия» вызывала ненависть к тем, кто пил только по праздникам и после бани, иногда сугубо иррациональной, как со стороны взрослых, так и, по наследству (хотя и в меньшей степени) их детей.

При этом, те самые те, кто пил по праздникам, были и так жестко дискриминированы со стороны государства. У них время учебы в ВУЗах и техникумах не шло в срок трудового стажа, а после окончания учебных заведений они получали заплаты значительно меньше, чем подсобные рабочие на заводах, при том, что именно от «интеллигентов в маминых кофтах» государство требовало «ковать щит Родины» и закрывать дефицит рабочих рук в сельском хозяйстве (руки в нем были, но при Брежневе они работали в основном на своих подворьях, а кормить город кому то было нужно).
Поэтому, жить как в США, где вот «Адская Кухня», а вот Гринвич-Виллидж не получалось по определению. Да, были кварталы, где «наших» и всяко разно чиновничества-силовиков было большинство, но было все и с точностью до наоборот. И регулярно возникал вопрос - «с какого нужно все это терпеть: или шашечки или ехать?».

К чести государства и его органов правопорядка все же там понимали некоторую ненормальность ситуации, будучи (к счастью) вынужденно поддерживать порядок не только в местах проживания хозяев жизни, а и почти повсеместно. Делалось это медленно, печально, но довольно эффективно. Например, у нас в Пензе с подростковыми бандами, в принципе, было покончено к лету 1986 года. То есть, банды то никуда не делись, иначе моя троюродная племянница (ныне уже бабушка, педагог и глубоко воцерквленный человек) не хвасталась бы мне летом того самого 86го, что является, как это «марухой», да, самого крутого пацана у них в районе. Но с активностью было покончено. В марте 1986 нашу дворовую шантрапу собрали в местном опорном пункте милиции и устроили наказание «порка в присутствии родителей» и во дворе все стало тихо и спокойно. Тогда же, по рассказам участников, прошла и последняя эпическая драка в формате район на район. Как рассказывали, бой бы запланирован (для земляков) в сквере у Дворца Культуры «Заря». Были сотни пацанов из Арбеково (это крупнейший микрорайон города, где проживает едва ли не 40% полумиллионной Пензы) и Заводского района (часть Октябрьского района). Менты сходку накрыли и начали разгонять. Бежать от «Зари» до Арбеково там километра 3. Нет, это не значит, что после этого все стали читать журнал «Юность» и слушать «Дёр Стрейтс», но градус ночной жизни спал резко и спустя три года мой институтский друг из большого района частной застройки (для пензяков - Шуист) удивлялся, что когда к нему в Арбеково в час ночи подвалили два пацана, то им всего лишь нужно было знать, сколько время. Узнав, они пошли дальше. А этот мой друг был еще тот параноик, помню сидим мы с ним на конечно трамвая в Хабаровске после концерта Майка Науменко и он мне говорит - «Сейчас нас будут пи..дить». Но это совсем другая история*.

В райцентрах все было похуже. Исторически силовики там были срощены с младых ногтей с местными неформальными силовыми структурами (одна история конца нулевых, когда в одном из таких райцентров местного криминального авторитета, он же лидер местного казачества брали едва ли не силами ФСБ и все закончилось реальным ночным боем), еще в памяти местных, поэтому никто бы не стал напрягать будущие кадры обеих структур и в одном родном для одного из моих подписчиков, а мне просто не чужом райцентре банды, известные как «пионеры» и «ондатры» безнаказанно терроризировали местных граждан (но по ночам !) и в 90е тоже. У меня в таких бандах был троюродный брат (погиб) и два двоюродных племянника.

Кстати, казанцы дважды пытались «потрясти» и Пензу. Но наш город уже тогда отличался склонностью местной милиции к поддержанию порядка, поэтому в первый раз пришлые даже успели побегать по площади у вокзала Пенза-1, а во второй раз поезд с ними остановили прямо в полусотне километров от города.

Но это небольшое отвлечение. Вернемся к системным вопросам.

Итак, милиция была вынуждена поддерживать порядок на почти всей территории городов, а в разных совсем уж криминальных местах это был вопрос времени. Представители же разных сословий - и образованного (те, кто «книжку читал», говоря словами одной иноагентши) и того, у кого «ни папы, ни мамы, ест через день» (ее же слова) были вынуждены жить совместно и в одинаковых условиях.

А вот на Диком Западе все было совсем не так. Во первых, там исторически сложилась («Капитализм!») дифференция доходов по степени востребованности профессии, как следствие, территориальное размежевание по материальному признаку и различное отношение органов правопорядка к сформировавшимся районам. Легендарный инспектор Бёрнс в правление президента Кливленда в Нью-Йорк Сити тупо поставил цепочку полицейских в районе Уолл-Стрит и не пропускал в Даунтаун Нью-Йорка недостаточно хорошо одетых персонажей.

Результатом стало то, что когда в начале нулевых в США на телеэкраны вышел сериал «Прослушка», по мнению телекритиков, собранных BBC года три назад признанный лучшим телесериалом всех времен и народов, он имел некие практические последствия исключительно для жителей негритянских гетто, но никак не для нормальных людей, которые просто смотрели картины увлекательно переданных реалий жизни наркобарыг из Балтимора и нехотя борющихся с ними (а зачем ?) тамошних полицейских. На реальную повседневную же жизнь относительно нормальных американцев эти похождения никакого влияния не оказывали. Ибо, где они, а где негры и другие нарколыги? Помните «Детектив Шафт» с Самуэлем Джексоном и Кристианом Бейлом, где герой последнего пытается мутить дела с неграми? Они его воспринимают как совершенно инородное тело. И это нормально. В недавнем телесериале Бена Аффлека «Город на Холме» про криминальную жизнь Бостона начала 90х вот эта сегрегация показана еще более жестко.

А у нас, вот сейчас некий Жора Крыжовников выдал на гора телесериал «Слово Пацана (Кровь на асфальте», как говорят, аутентично передающий реалии жизни в Казани конца 80х и всё, бл..ть, завертелось. Дети того поколения начали, хм, играть в своих отцов как там, так и в других городах. Мало того, появился и первый труп. Но почему так произошло? Та же «Прослушка», хоть и добавила интересной жизни наркоторговцам (они начали использовать твиттер и смартфоны), но такого резонанса ведь не вызвала?

Объясняю. Отсутствие социальной сегрегации никуда не делось. Даже перебравшись в коттеджные поселки дети гопоты остались детьми гопоты, а дети тех, кто «книжки читал» ими же. Формы взаимодействия изменились, да. Плюс соотношение может быть другим. Плюс пришедшее в 90е понимание (ныне активно из ментальности изгоняемое), что зависимость друг от друга важнее зависимости от государства. То есть, ментальная картина общества правктически не поменялась. Соотношение оттенков да, но не наличие их на одном и том же полотне.

Однако, государство предпочитает этого не замечать, ориентируясь исключительно на две социальные группы - «хозяев жизни» и на «ни папы, ни мамы», зачастую пересекающиеся и имеющие общие корни, причем свежие, которые можно и руками потрогать. Этому госзаказу внимательно следуют и медиа, напрочь отрицающие существование других социальных групп. Каждый вечер на «Первом» выходят быдло-шоу про поющих алкашей типа «Синей Птицы» (по-моему, у меня отец скоро что то со мной или с собой сделает из-за них), но давно вы видели передачу о рок-музыке или о той же Тейлор Свифт? Правильно, как минимум, с той поры, как один, ненавидимый широкими народными массами телеведущий описал реалии Четвертой Мировой. Он был последним. А вот у тех же американцев есть сериалы и про негров для негров, и про негров для белых, и про белых для белых (тут тоже много вариаций).

Можно ли было предсказать реакцию народонаселения на «СП. КнА» ? Конечно. Можно ли было ее избежать? Можно! Для этого всего лишь надо было изменить формат. Сними Крыжовников экранизацию соответствующей книги в формате кинофильма - даже близко не было бы такой реакции. Просто, потому что «нимамынипапы» в кино на подобные фильмы не ходят и потому, что в фильме одна-две серии и надо деньги платить, а в сериале 8 и бесплатно (плюс есть время втянуться, да и онлайн-кинотеатры никто не отменял). Книга то, по которой был снят сериал вышла довольно давно - в 2020 году, но почему-то не привела к столкновениям район на район. Странно, правда?

Но Жоре хотелось аудитории и хайпа, а руководству НТВ денег. Поэтому в ближайшую деревенскую уборную было вывалено ведро свежих дрожжей. И заполыхало! И хз когда это полыхание пройдет, учитывая возвращение откуда известно тех, кто получил свободу за полгода.

И вот тут возникает вопрос госцензуры. Нет, никаких сомнений, что «Смерть Сталина» - это не очень умный и лживый фильм, но вы можете себе представить детей, играющих в проводящих зачистку на даче в Кунцево нквдешников ? Я тоже нет. А вот детей, устраивающих см. выше межрайонные побоища уже и представлять не надо - эти кадры весь мир видел.

Понятно, что самые активные члены фэндодма «СП. КнА» кончут так, как было объяснено на самых верхах - «или сопьются, или под машину попадут», но возникает справедливый вопрос - а сколько нормальных людей они успеют утянуть с собой.

** Обошлось

телесериалы, история

Previous post Next post
Up