Основной довод неосталинистов в их "доказательствах" того, что в СССР в середине 1930-х реально существовал военно-троцкистский заговор заключается в том, что ни один следователь НКВД не мог бы придумать такие подробности такого заговора, какие дали в своих показаниях приговоренные вскоре к смерти ведущие военноначальники Советского Союза.
Многие комментаторы текстов и видео, в которых делается такое утверждение, бросаются по прочтению-просмотру доказывать неправоту и глупость автора "исследования".
Но ведь не все так просто. Да, простой рабочекрестьянин, попавший в НКВд по комсомольскому призыву, имевший неоконченное начальное образование и не прочитавший ни одной в жизни книги никакой заговор сочинить бы не смог. Это понятно. Они не знали, что такое прическа, стирали подштанники раз в месяц и единственная мечта, что у них была - это трахнуть однокласнницу сына или дочери. Если возрастом вышли. И то не факт. Был там один проверенный коммунист, который умудрился за год три раза жениться на школьницах, два раза на 17-летних, один раз на 15-летней. Потом расстреляли. Как шпиона. Они даже говорить то практически не могли. Посмотрите фильм Пельша "Люди, сделавшие Землю круглой", там много примеров подобных персонажей.
С другой стороны, были и всяко разно львы шейнины, которые книги не только читали, но и писали (фильм "Ошибка инженера Кочина", снятый перед войной с Михаилом Жаровым по сценарию Шейнина очень и очень неплох даже по нынешним временам). И с фантазией у которых было все совсем неплохо. Знаете, была одна классическая история - у Аркадия Гайдара арестовывают первую жену и он, чудом найдя ПРЯМОЙ номер Николая Ивановича Ежова, глубоко заполночь ему звонит. И рассказывает, что его бывшая может быть кем угодно, но только не заговорщицей. Почему ? Да потому что она дура, которой были нужны только деньи, шмотки, цацки и далее по списку. А если она и присутствовала на каком нибудь совещании заговорощиков, то, скорее всего - нихрена этого не поняла. Сколько было тогда Аркадию Голикову ? 33, 34 года.. Откуда у него вообще взялась эта жена ? Дык, приехал в Москву, молодой, горячий, конченный псих, баба нужна, а той нужен был кто то с деньгами и амбициями. Когда разобрался - развелся. И вот, Голиков, со всей страстностью не самого худшего в истории Советского Союза писателя весьма убедительно рассказывает это Ежову. А кем был Ежов, кроме как педерастом ? Ну, по крайней мере, горожанином. Это уже неплохо. Рабочим. Ну... где то как то. В общем, с образным мышлением у него точно все было в порядке. И он выслушал страстный монолог Гайдара и, вместо того, чтобы послать срочно ребят за популярным писателем (первый что ли ?) говорит - "Разберемся" и отпускает бывшую жену Гайдара.
Но вот вопрос... Хм.. аж мороз по коже. А где гарантия, что "железный нарком" не мог попросить Гайдара помочь сочинить заговор ? Вообще, сочинение подобных историй - хорошая разминка для мозгов. Я тут с полгода назад целый вечер думал, как легализовать в Свердловске немецких шпионов в конце 1930-х. В принципе, непросто, но можно. Спасибо Ракитину за обилие фактажа в его документальном романе "Уральский Монстр". Но если уж живешь в то время в реале и во всех нюансах неплохо разбираешься, то сочинение заговора для хорошего писателя сверхзадачей точно не является. Мало того - повод для гордости (тихой, таким не поделишься) - помог вывести на чистую воду лютых врагов Советской власти, за которую кровь проливал в 14 лет. Британский сериал "Захват" с Холидей Гренжер (Роббин в "Страйке") смотрели? Вот тут именно тот случай.
Иногда, конечно, случались и перегибы. Например, известному "мяснику Свердловска" Дмитриеву простили "организацию лабораторий по созданию бактериологического оружия в интересах японской разведки", что он приписал местному лейб-коррупционеру Кабакову, но когда он всем жителям области с фамилиями, напоминающими немецкие, приписал работу на Абвер, довольно жестко дали по рукам (расстреляли то есть, но не сразу). Дмитриев, впрочем, никаким Дмитриевым не был (ну вы поняли) и какую никакую школу в детстве закончил. Иначе, откуда бы он про биолаборатории слышал бы ? Он слово то такого не знал бы, скорее всего.
Кстати, то, что писатели могли заниматься такой работой есть прямые доказательства. Когда началась Война пара детективщиков второго эшелона, например, сочиняли показания финских пленных, а уж творение господина Кривицкого вот уже 80 лет рвет мозги фанатам Сталина и плевать, что он сам то творение разоблачил (вернее, разоблачили по его команде).
Но возникает и практический вопрос - а сколько было таких талантов, что могли сами придумать заговор ? Вот, как мне кажется, сравнительно немного. Но они могли потребовать придумать их (заговоры) от свои куда менее интеллектуально развитых подчиненных. И что делать ?
А вот тут самое интересное, что, кстати, проявилось на некоторых процессах помимо Военного - заставить придумать заговор самим арестованным. И тут, оказывается, что существует железобетонные доказательство данного тезиса. Причем, от человека, который прошел подобный процесс и остался жив, мало того, сумел впоследствии спокойно написать мемуары, ставшие мировым бестселлером и были экранизированы. Нет, никакой криптоистории, все, кто первоначально пережил Большие Московские процессы и был приговорен не к смертной казни, а к длительным срокам заключения, впоследствии были убиты по приказу Берии. Речь идет вообще не об СССР.
Смотрите, когда "патриоты" начинают распинаться о том, что вот какие эти восточноевропейцы неблагодарные - мы их освободили, а они нас ненавидят. Ну не знают они о том, что происходило в Восточной Европе до тех пор, пока советским гражданам разрешили ездить туда в турпозедки. А творился там настоящий мрак. Сходу можно вспомнить с чего начал Георгий Дмитров, поставленный Сталиным рулить Болгарией. Еще даже не провогласив республику он уже распорядился сформировать Народный Трибунал, перед которым была поставлена задача физической ликвидацией всей не успевшей убежать политической элиты Царской Болгарии, включая полне себе левую оппозицию. Дмитров приказал убить 10 000 человек, но местные болгарские левые и фашистские (ну да, в Болгарии тогда у власти был блок компартии и "Звена" - местной фашистской, но не нацистской организации) активисты покрутили пальцами у виска и решили все же судить по хоть какому нибудь закону. В итоге, 10 000 арестовали и судили, но казнили только четверть из них, а каждого десятого вообще отпустили. Правда, репрессии на этом не закончились. Например, канонический случай - суд и казнь лидера Земледельческого Союза (тамошних эсеров, их потом заставили объединиться с коммунистами) Николы Петкова. Что удивительно - его месяц уже после вынесения приговора уговаривали покаяться. Он плюнул и написал несколько все более и более покаянных писем, но они Дмитрову не понравился и того все таки расстреляли.
Страшные репрессии были в Румынии, где коммунисты Анны Паукер додумались до проведения психологических экспериментов над заключенными, в Венгрии, в ГДР было арестовано 24 тысячи человек, но там то ладно, все непросто. В Югославии репрессии велись, ожидаемо, против сталинистов, но Тито точно не был живодером. Наказания были довольно вегетарианскими. А в Албании людей расстреливали зачастую только с целью запугивания. В общем, на Востоке Европы шла лютая жесть, о которой у нас народ тупо не знает.
В 1948 году в Праге коммунисты устроили "красный Майдан" и свергли законную власть демократических партий. Чтобы зафиксировать результат сначала выкинули в окно министра иностранных дел Масарика (сына того самого Масарика, что первый президент Чехословакии), а потом повесили генерала Гелиодора Пику, одного из основателей чехословацких вооруженных сил в составе РККА. На казни этого человек присутствовал посол СССР. Как говорят. А в 1950 дошла очередь до всяко разно евреев и участников Сопротивления за пределами Чехословакии во время Второй Мировой войны. Арестовали даже лидера Компартии Чехословакии Сланского (Клемент Готвальд был президентом). и министра иностранных дел Клементиса. Всего 14 человек. Все шло к казни всех осужденных, но тут возникли французские коммунисты, которые сумели заставить Москву сохранить жизнь тем из осужденных, кто участвовал во французском коммунистическом Сопротивлении. Среди них был и замминистра иностранных дел Артур Лондон, которому смерть заменили на вечную каторгу. После "процесса Сланского" было еще несколько над партфункционерами чуть более низкого уровня. Например, в 1953 году был арестован и осужден будущий многолетний чехословацкий лидер Густав Гусак. До кучи уничтожили и лучший европейский хоккейный клуб LTZ.
Лондону пришлось не просто камни долбить, но и еще пару раз выступать на указанных процессах в качестве "свидетеля", рассказывая о заговорщицкой деятельности обвиняемых. В начале 1953 давно спившийся Готвальд, наконец сдох (что привело к снятию сборной Чехословакии с чемпионата Мира по хоккею и единственной в истории серебрянной медали сборной ФРГ на ЧМ), а там и Джугашвили копыта откинул и ситуация началась очень очень потихоньку приходить в норму. Лондона (и Гусака) освободили в 1955, но до 1963 они оставались помилованными, а не реабилитированными. В 1963 было принято тайное решение Политбюро ЦК КПЧ о реабилитации жертв процессов, а вскоре Лондон покинул страну и в сооавторстве со своей женой написал книгу "Признание", где подробно описал то, как он его подельники сочиняли себе заговор. Чтиво убийственное. В 1970 его экранизировали с Ивом Монтаном в роли Лондона и Симоной Синьоре в роли его жены. Скончался Лондон в 1986, ему был 71 год.
Click to view
Трейлер "Признания" (1970)
48-летний Монтан играет 38-летнего Лондона
Так вот, можно конечно до бесконечности заниматься играми ума, а можно и прочитать "Признание", где человек, сам сочинивший себе заговор, подробно описал весь процесс от начала до конца. Всегда возникал вопрос - как мог человек, три года проведший в нацистском концлагере смалодушничать в коммунистических застенках ? Лондон отвечает на этот простой вопрос - подсудимого убеждают, что его признание нужно для укрепления народной власти, просто необходимо, ибо Сталин не мог ошибаться и чем власть коммунистов сильнее, тем сильнее со слугами народа воюют враги народной власти. Все просто - теперь подсудимым нужно помочь своей родной партии и своей родной власти. И они помогали. Почти искренне.
В общем, если столкнетесь с такими сталинистами, что упорно верят в то, что просто так придумать заговор нельзя - тупо посоветуйте "Признание". Даже не распинаясь про все остальное, упомянутое в этом тексте.
И "Признание" вполне заслуживает того, чтобы ее прочитали все, кто прочитал "1984" Оруэлла и "451 градус выше нуля" Бредбери даже раньше, чем "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына.
Я не уверен, что эта книга когда либо издавалась в России или СССР, но была опубликована в журнале "Иностранная Литература" году в 1988-89, практически одновременно с "Именем Розы" Умберто Эко.