Попробовал смотреть "Перевал Дятлова"

Dec 01, 2020 07:27



Вот, на самом деле, чувство "испанского стыда".

Буду честным, предубежденное отношение к творению ТНТ у меня сложилось практически сразу после того, как появилась информация о съемках сего продукта, который, похоже изначально клепался как очень дорогая иллюстрация решения прокуратуры о том, что причиной смерти "дятловцев" стала лавина или "доска", вернее, события, сходом оного образования вызванные.

История "царской экспертизы" с самого начала вызывала чувство фейспалма, особенно в том, что другие версии и не рассматривались (вру, были еще намеки на то, что члены группы поубивали друг друга, но, видимо, решили эту тему не развивать). То есть, кто то наверху решил попедалировать ну самую "безопасную" версию. Вы же не считаете, что кто то сейчас, в России 2020 года мог бы всерьез, на официальном уровне, обсуждать версию Ракитина* ? Да хоть бы и ракетную. В современной России же нельзя критиковать свое прошлое. Ну, если только, Ельцина и Горбачева, да и то, ПОКА, неофициально.


Что интересно, тогда, в 1959 никто не утверждал, что виной всему стал сход лавины. Поэтому и возникла тема непреодолимой силы. А ведь экспертов по горной тематике тогда было если не больше чем сейчас, то уж точно не сильно меньше. Может быть дело было в том, что слишком много людей участвовали в поисках и подобную версию они был точно не приняли б ?

Ок. Сняли сериал. В сети появились первые кадры. Герой-кгбешник шляндает по метровому снегу в плаще и шляпе. Really ?

Интервью съемочной группы. Московский (московский ??) еврей-ителлигент, похоже, дитё тех, кого в 1970-е не выпустили, а в 1990-е уже не особо и хотелось, распинается про то, что на самом деле "дятловцы", собираясь в поход, рвались на свободу ! А их типа, не пускали ? Ага.. как раз после гибели Дятлова на правительственном уровне было решено как бы слегка придержать массовый туризм в силу того, что его массовость не обеспечивалась соответствующим уровнем организации.

То есть, да, рвались, но не только группа Дятлова и не в пику партийно-государственным органам. Во первых, спортивный (правда с военным уклоном) туризм развивался и при Сталине (почитайте номер "Советского Спорта" от 22 июня 1941 года с описание массовых турпоходов ИМХО в Саратовской области), во вторых, во второй половине 1950-х на государственном уровне была развернута крайне активная пропаганда этого вида спорта. Много лет назад мне посчастливилось подержать в руках "Справочник Юного Туриса" образца 1958 года (это издание было вроде альманаха, издававшегося много лет подряд), в котором кратко, но ёмко и эмоционально описывались красоты нашей страны. Причем, не абстрактно, а очень предметно. Поверьте, если бы подобные тексты (а вот по прочтению этого, мне тупо захотелось все бросить, схватить рюкзак и на ближайший поезд куда угодно) умели писать сейчас, проблем с развитием внутреннего туризма не было в принципе. Выходили книги Паустовского и Голицына, в которых описывались красоты родного края и сам процесс походов.

И кто то будет рассказывать, что туризм был в то время сродни ночным танцам под "кости" ? Really-2 ?

И что мы видим ? Начало второй серии - Дятлов заходит в кабинет к какому местному начальнику за разрешением на поход, смотрит на оного чиновника щенячьими глазами и ссыт в брюки ? Вот в этот момент у меня и возникло это чувство "испанского стыда".

Второй раз это чувство меня посетило при просмотре "натурных" черно-белых съемок. Если бы авторы хотели передать атмосферу времен Хрущова так, чтобы зритель почувствовал, что смотрит черно-белый КИНОфильм в духе "А если это любовь", "Дело было в Пенькове", "Девчата" или "Живет такой парень", то, хотя бы, добавили бы зерна. Просто черно-белая картинка - она ни о чем. Когда американцы лет 10 назад сняли абсолютно стилизованный под нуар военный боевик "Хороший немец" с Джорджем Клуни, Кейт Бланшетт, Бо Бриджесом и Тоби Макгуайром, то там действительно и картинку сделали по 1940-е, и игру актеров сэмулировали по то, как тогда играли, причем, не только в США. Здесь же вот эти монохромные сцены напоминают рассказы либералов про то, что на Украине нет нацистов или на организацию спектаклей в шекспировском "Глобусе", когда зрителям предлагалось верить, что если на сцене стоит табличка "здесь замок", все и верили, что там стоял замок.

Еще одна проблема, что авторы сериала даже не подумали о том, чтобы придумать актерам собственные уникальные образы. Дятлов в упомянутой сцене получения разрешения на поход - чистой воды Скляр из "Мы из джаза". Вы уже забыли такой фильм ? Не мудрено. Его в середине 1980-х сняли. Но, создатели "Перевала", похоже, нет. Золотарев - рафинированный интеллигент с закосом под Ланового из "Черного Квадрата", но в гриме Леонова-Гладышева из "Убойной силы". Схерали ????? В 1950-х все эти деревенские силовики два слова без мата связать по русски не могли. Вы когда нибудь читали протоколы заседаний сельских райисполкомов ? Я читал. Недаром, в хрущевские времена родилось множество анекдотов про чудовищную косноязычность чиновников.  Да он должен шепелявить-картавить, кривить рожу, слова подбирать минут по пять. А тут сидит такой... фат.

Фальшь прет изо всех щелей. Упитанные московские мальчики, боящиеся минимально проявить человеческие эмоции, изображают дятловцев, людей из совсем другого времени, когда эмоциональность, природная, человеческая отнюдь не вызывала желания повертеть пальцем у виска. Причем, не только позитивная ("смех без причины - признак дурачины"), но вообще - любая. Люди плакали, ругались, смеялись прилюдно - в этом не было ни криминала, ни признаков ненормальности.

В истории отечественного кино есть примеры успешного восстановления атмосферы советского прошлого с использованием и симуляции картинки кинофильмов того времени, и сравнительного точной, документальной передачи  реалий прошлого, причем, не только буквы, но и духа эпохи. Во первых, это канонический "Мой друг Иван Лапшин" с Андреем Мироновым в главной роли, снятый Алексеем Германом в 1984 году, при просмотре которого возникает устойчивое ощущение, что это не кинофильм, а хоумвидео. Во вторых, ныне незаслуженно забытый (ну.. там очень специфический посыл..) телефильм "1 мая", премьера которого состоялась в 2001 году. В этом фильме, показана судьба одной ленинградской семьи с середины 1930-х до начала 2000-х, причем фильм был разбит на отдельные новеллы, действия которых происходит в 1930-х, 1950-х, 1970-х, начале 1990-х и в 2001 году. Фишка была, как раз в том, что каждая из этих новелл была снята в технике и в эстетике соответствующих исторических периодов. То ли, в 2001 году в отрасли еще работали те, кто умел гнать продукт по "гамбургскому счету", то ли еще почему, но вот тот фильм ни малейшего неприятия не вызывал. Помнится, я смотрел его почти не отрываясь, настолько качественно он был снят.

В данном же случае ни о какой реконструкции прошлого речь не идет даже в принципе. Это калейдоскоп бессмысленных картинок, заимствований, полной потери духа эпохи. Понятно, что определенный ажиотаж у любителей РОССИЙСКИХ сериалов он вызвал. Страна у нас большая, народу живет много, что бы тут не сняли, все равно, кому нибудь понравится, а если рекламу будут крутить по всем каналам практически круглосуточно, то число "проникшихся" будет довольно много. Тем более, первые серии уже начали выкладывать на ютьюбе.

* - я не адепт канонической версии Алексея Ракитина о том, что дятловцев убили русскоязычные американские спецназовцы, но, что туристы из Свердловска были убиты, а не погибли в результате природной или техногенной катастрофы он, как мне кажется, доказал довольно убедительно.

телесериалы, криминал

Previous post Next post
Up