Начало большого пути

Oct 11, 2020 17:21



Журнал "Техника Молодежи", №1 (январь) 1969 года
Кто бы мог представить, что вот с этого маленького анонса, размещенного на 32 странице журнала началась целая история исторических серий в нескольких советских, а, затем, российских популярных научно-технических журналах. В первом выпуске самой первой советской журнальной исторической серии речь шла об истребителе Поликарпова И-16

Я родился в декабре 1968 года и многие аспекты жизни 70-х мне, в силу детской психологии, казались абсолютно естественными. Только спустя много лет я начал задумываться о том, что многое из того с чем я рос, что меня формировало возникло буквально right now и, родись я буквально за пару-тройку лет до того (ну я не говорю, что в другой социальной среде), у меня сформировалась бы совершенно другая картина мира.

Ну вот такой пример: суббота - выходной день. Для меня с самого раннего детства это было естественно, ну серьезно - а как может быть иначе то ?? Только вот ввели в СССР пятидневную рабочую неделю только 7 ноября 1967 года и это был "подарок родной Коммунистической Партии Советского Союза трудящимся" в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. А ведь, думаю, все понимают, что подобная реформа существенно изменяет образ жизни трудящегося человека. Например, мои родители гуляли свадьбу после обеда в субботу (дело было в июле 1966 года), чтобы как то получить второй день. При этом друзья моего деда приехали только поздно вечером. Те же дачи для простых рабочих и инженеров получили смысл только благодаря "лишнему" выходному. В окрестностях Пензы, например, дачные поселки начали расти как раз в самом конце 1960х.

Кстати, давайте не будем вспоминать про "черные субботы". "ЧС" - это была плата работников заводов за "чистый" 8-часовой рабочий день. Вот в НИИ работали по 8.15 и получали 7.15-часовую пятницу.

Или вот, из той же оперы - до 1969 года норма жилплощади, позволяющая добиться улучшения жилищных условий составляла 6 кв.м. на человека, а с 1969 года - 9. То есть, для многих семей идея получения новой квартиры в 1968 еще не стояла, а в 1969 уже внезапно возникла. И сколько я себя в детстве помню, обсуждение оной было обычной темой разговоров взрослых. Телевизоры - тоже интересно. У нас в семье телек был с самого моего рождения и уже в 1972 мы купили новый. Дед же вообще купил его в 1957, чтобы смотреть экспериментальные передачи со Всемирного Фестиваля Молодежи и Студентов в Москве. В 1959 он вышел из строя и после собравшей весь квартал процедуры утилизации кинескопа с прыжком деда в канаву и грудами шелухи от семечек в на расстоянии метров в 100 от оной, был приобретен следующий (тот самый, что вышел из строя в 1972). А ведь, если взять тот же 1972 год, выяснится что всего в СССР при населении около 250 миллионов человек, телевизоров было в районе 35-40 миллионов штук, то есть, да, они были в большинстве семей, но еще далеко не во всех, при этом.половина из этих 40 миллионов была приобретена буквально за три-пять последних лет. И люди прекрасно знали, как это - жить без телевизора. А я УЖЕ не знал.

Но пост не о телевизорах, квартирах и дачах. Он о "введении в исторический оборот" информации о боевой техники Второй Мировой войны. До определенного времени в советской прессе практически никак не упоминалась военная техника ни противников, ни союзников, да и про свою писали мало. Да, была книга Шаврова об истории советского авиапрома до 1950 года, а 1957 году авиаконструктор Яковлев издал свою автобиографию, однако, в той книге не было иллюстраций. При съемках же кинофильмах о немецкие самолеты "играли" или макеты,или классика жанра - учебные самолеты Як-18 c нарисованными свастиками. Вообще, внимание к исторической точности особого не было. В советском историческом фильме "Полонез Огинского" немцы ездили на "зилах" и стреляли из "калашей". Встречалось много чего "эксклюзивного", например, Ан-2 в гитлеровской "ливрее".



"Тигры" атакуют !
Ну, на самом деле, не "тигры", а Т-44, замаскированные по "тигров", если верить статье в "Технике Молодежи", опубликованной спустя лет 10 после выхода фильма Юрия Озерова "Курская Дуга", но, поверьте, когда советские кинозрители увидели впервые эту сцену, шок был неимоверный, где то на уровне созерцания голой попки Александры Яковлевой в "Экипаже".

Но в 1968 года на киноэкраны вышел кинофильм Юрия Озерова (родного брата известного спортивного телекомментатора) "Курская Дуга" - первый эпизод пятисерийной киноэпопеии "Освобождение", в котором, возможно, впервые в советском кино при "драпировке" советской техники, изображающей немецкую (в первую очередь, речь, конечно, шла о танках) было уделено серьезное внимание соблюдению исторической достоверности. Так, на 35-ой минуте фильма в сцене немецкой танковой атаки, зрители увидели ряды немецких "тигров" (а уже не абстрактных "немецких танков", при создании которых главная задача была в том, чтобы сделать их внешне отличающимися от Т-34 и КВ, и не более того). Конечно, это были никакие не "тигры", хотя, при желании, в Чехословакии по старым чертежам вполне можно было бы собрать и настоящие. Но, в отличии от предущих случаев, в этот раз наши танки (насколько я помню, это были Т-44), были одеты фанерные макеты корпусов и башен тигров, даже с восстановлением не только общей фомы, но и отдельных элементов конструкции. То, что это не "немцы" было видно только по ходовой, все же, на восстановление "шахматки" наши не пошли.

Фильм, имевший бешенную популярность, вызвал также массовый интерес и технике Второй Мировой войны. Есть у мен, как говорится по украински, чуйка, что не мифические коллекционеры писали те письма в "ТМ", а простые советские граждане, многими из которых были ветераны войны, которым банально хотелось узнать про ту технику, на которой они воевали которую использовали союзники и противники. Почему ТМ ? Да все просто - с 30-х годов этот журнал был флагманом советской научно-технической периодике. Что важно, к публикации первой в советской печати "исторической серии", редакция издания подошла крайне серьезно, пригласив консультантами знаменитого воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба и создателя авиационного вооружения Героя Социалистического Труда Бориса Шпитального.

Также мне кажется, что выход второго издания "Записок Авиаконструктора" Яковлева также был спровоцирован ростом интереса к технике ВОВ. Второе издание, получившее собственное имя "Цель Жизни" (М., "Политическая Литература"), на этот раз, было богато иллюстрировано фотографиями не только советской, но и германской и английской авиационной техники, что вообще было разрывом шаблона для тогдашних "коллекционеров".

В 1971 году в журнале "Крылья Родины", до того времени бывшем чисто досаафовским изданием, очередные номера которого начинались с новостей парашютного спорта, внезапно началась публикации исторической серии на основе книги Шаврова. В отличии от ТМ, где от номера к номеру печатались статьи, весьма объемные, посвященные одному самолету, в КР печаталось сразу по несколько небольших текстов, посвященных далеко не только знаменитым самолетам, а и всяко разно опытных тоже.

В 1972 году в весьма популярном среди школьников и людей с "золотым руками" журнале "Моделист Конструктор" началось публикации исторической "суперсерии" "Морская Коллекция", издание которой продолжается и по сию пору.



Журнал "Крылья Родины", №3 (март) 1974 г.
Востребованность исторических серий, посвященных вооружению времен Второй Мировой войны была столь высока, что процессу популяризации военной техники подключались и совершенно непрофильные журналы. Сейчас трудно представить, что "Крылья Родины", в восьмидесятые годы бывший лидером по объему и подробности материалов, посвященных истории авиации, за полтора десятилетия до того представлял собой журнал, в котором тотально превалировали материалы "досаафовской" тематики, стабильно начинавшийся новостями парашютного спорта.

В 1973 была анонсирована историческая серия журнала "КР", посвященная не только советским, но и зарубежным боевым самолетам Второй Мировой войны.

В 1974 "ТМ" запустили сразу две серии - одну, традиционную (один номер - одна ед. техники) про .... трактора, другую более новаторскую, но, по большому счету, с форматом, заимствованным в "МК" (одна статья - несколько ед. техники), посвященную истории авиации. ВСЕЙ - "Наш Авиационный Музей". К тому времени, "МК" уже завершил две серии - про линкоры и подводные лодки и начал про эсминцы. Потом было много все более и более подробных ремейков этих серий.

Активизация интереса к истории военной техники способствовало 30-летие Победы Советского Народа в Великой Отечественной войне в 1975 году. Появилось много изданий с типовыми названиями вроде "Оружие Победы".

Чего только дальше не было ! Пароходы, парусники, танки, стрелковое оружие, легковые автомобили, в 1981 в "КР" вышла очень интересная серия об истории советских опытных боевых самолетов времен ВОВ, благодаря которой из небытия вернулись фамилии таких авиаконструкторов, как Яценко и Таиров.

Сейчас материалы, посвященные истории техники - обычное дело, но у всякого великого пути всегда есть первый шаг и им в нашем случае стала статья в январском номере "Техники Молодежи" 1969 года.

Результаты популяризации не заставили себя ждать. Когда в 1975 году в нашем детском саду был объявлен конкурс на рисунки о войне, мы быстро взяли карандаши и скреативили батальное полотно "Бой советских ястребков и немецких мистершмиттов". При этом, пацаны рисовали и наши (почему то это были ЛАГГ-3) и немецкие самолеты реально, СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА. Спустя года 3 я на подобном конкурсе, но уже в школе, слепил из пластилина Макки Саетта, даже изобразив на хвосте крест Св.Петра и .... никого это не удивило. Ну Саете и Саета, мало ли какие тараканы в голове у автора, почему он лепит модели итальянских истребителей. Кстати, родителей моих в школу не вызвали и в суд на них не подали. Вегетарианское время тогда в стране у нас было.

А вот цветной телевизор мы купили только в 1989 году...

история, жизнь, пресса

Previous post Next post
Up