Boeing 737-800 авиакомпании МАУ в аэропорту Бен-Гурион, 18 ноября 2019 года*.
Именно этот авиалайнер с регистрационным номером UR-PSR погибнет 8 января 2020 года в окрестностях Тегерана.
Несмотря на признание руководства Корпуса Стражей Иранской Революции (КСИР) ответственности за уничтожение пассажирского авиалайнер украинской авиакомпании МАУ 8 января 2020 года, серьезные вопросы по теме остались.
Смотрите. Когда рано утром было объявлено о гибели самолета и в твиттере выложили видео последних секунд жизни 176 пассажиров лайнера, первое что пришло в голову было - "Самолет залетел куда то не туда и силы ПВО с перепуга его сбили". Да, именно это сейчас и утверждают официальные иранские представители. Также возникло желание поискать в Google Earth признаки военных объектов, приближение к которым стоило жизни пассажирам и экипажу лайнера. Однако, я не военный эксперт, поэтому подобное "исследование" напоминало бы спекуляцию на теме и я решил просто подождать.
В тексте на
sedov2019 было сказано, что судя по видео самолет не был сбит ракетой, но так на видео ее и нет. Полагаю, автор, когда тот текст писал, считал, что речь идет о терракте.
Потом появились фотографии с места падения самолета, на одной из которых и
vikond65, дословно, написал, что "вопрос закрыт". Дальше пошла история с выступление Трюдо и, в итоге, признанием иранцев.
Однако, вопросы то остались. Самый главный - почему именно "украинец" ?
Общий вид Международного Аэропорта Тегерана
Пара слов об аэропорте Тегерана. Официально он называется Tehran Imam Khomeini International Airport (Тегеранский Международный Аэропорт имени Имама Хомейни, IKIA). Это главные воздушные ворота Ирана и второй по загруженности персидский аэропорт. Хотя он называется "Тегеранским", но расположен в 25 километрах на юго-восток от столицы страны, в местечке Салманабад.
Международный авиационные перевозки в Иране начались в 1949 году, когда Иран присоединился к ICAO, а аэродром Мехрабада, тогда находившийся в окрестностях Тегерана (сейчас он почти в центре города, в 9м районе), получил статус международного аэропорта. Мехрабадский аэродром возник в 1938 и на нем базировались частные самолеты богатых иранцев и "гостей страны". Бурный рост экономики Ирана во времена правления шаха Резы Пехлеви привел к тому, что Мехрабадский аэропорт стал не справляться с ростом трафика и, незадолго до Исламской Революции 1979 года, началось проектирование нового аэропорта. Ну потом пошли всяко разно спецэффекты, война с Ираком, санкции и открылся Аэропорт им. Хомейни только в 2004 году, в дни празднования 25-летия установления режима мулл. В этот аэропорт были переведены все международные рейсы, в Мехрабаде же остались перевозки внутри страны, база ВВС Ирана и инфраструктура для авиаперевозок государственных персон. Жизненный уровень иранцев растет, вызывая и рост внутреннего траффика. Сейчас пассажиропоток Мехрабадского Международного аэропорта (THR) уже в два раза больше, чем IKIA.
По состоянию на 2017 год (более поздних данных не нашел) Тегеранский Международный Аэропорт не входил не только в Топ-50 мировых аэропортов, но и в Топ-50 азиатских (здесь лидер Пекин с 100 миллионами пассажиропотока, №50 - Абу Даби - 22 миллиона пассажиров в год). Тем не менее цифры пассажиропотока (около 9 миллионов человек в год) у него весьма внушительные. Ежегодно в него прилетают и из него улетают около 60 тысяч пассажирских авиалайнеров. Если сравнивать его с российскими аэропортами, то он бы занял место между Пулково и Аэропортом Сочи, ближе к последнему. Что интересно, рост благосостояния иранцев привел к тому, что пассажиропоток формально второго по значению аэропорта - Мехрабадского в два раза выше. Он, кстати, тоже стал международным. Хотел бы добавить, что между Тегеранским Международным и Мехрабабдским аэропортами по прямой 35 километров. Два других тегеранских аэпропорта, также как и Мехрабадский, находящиеся в городской черте Тегерана, еще дальше.
Но вернемся к аэропорту им. Хамейни. Учитывая регулярный ежегодный рост числа взлетов/посадок в 9% получаем интенсивность взлетов из международного аэропорта Тегерана в 3-4 раза в час или один взлет в 15-20 минут. С учетом подлетающих к аэропорту самолетов, можно говорить о том, что новые отметки на экранах радаров службы ПВО, которая, похоже и сбила украинский "Боинг", появляются в среднем раз в 7 минут. И это не пиковая нагрузка, а регулярная - час за часом, день за днем, месяц за месяцем. Пиковая, наверное, может быть и больше. Понимаете, к чему я веду ? Проходила информация, что после украинского "Боинга" в течении часа из Тегерана за границу (а еще, не забудем о 8-9 вылетах местных рейсов из Мехрабадского Аэропорта !) вылетело еще пять бортов. Также известно, что ничего необычного в маршруте украинского самолета в его несколько минут полета не было. Непонятен и момент со связью экипажа с диспетчерами аэропорта. Сначала прошла информация, что она (связь) внезапно пропала сразу после взлета, а затем это прерывание приписано повреждениям, полученным от взрыва боеголовки ракеты. Может быть "украинец" как то внезапно изменил маршрут ? Но те, данные по маршруту открыты. Ничего необычного в нем не было. Понимаете, к чему я веду ?
Вот на этом месте я взял паузу и послушал последний ролик Анатолия Шария. Ровно через 2 минуты он произнес ожидаемое: волшебные слова - "теория заговора".
Продолжение следует.
* - фото с
википедии.
Источники:
1,
2,
3.