Почему в Новосибирске не строят метро

Jan 29, 2017 23:40



фото Ильнара Салахиева

Строительство метро в Новосибирске откладывалось из-за отвлечения средств на возведение Бугринского моста - 1,5 млрд за два года могло быть направлено на продолжение Дзержинской ветки метрополитена, заявил первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов 22 июля на брифинге, передаёт корреспондент Сиб.фм.

«Мы явно затянули с распечатыванием продолжения строительства метрополитена в Новосибирске. Ожидания помощи на строительство метро из федерального бюджета, пока остались ожиданиями из-за экономической ситуации. Тянуть сразу несколько крупных транспортных объектов, которые строятся по Новосибирску и Новосибирской области, довольно сложно. По 750 миллионов два года подряд отвлекали на строительство моста. Согласитесь, что если 1,5 миллиарда за эти два года отвлечь на строительство метро, то ситуация была бы совершенно другая», - рассказал Ксензов.

Заместитель мэра заверил, что «вектор принятия решений и точка принятия решений по продолжению строительства метро все-таки должна быть сформирована в 2014 году. «Я надеюсь, что мы найдем подходы опять же совместно с администрацией Новосибирской области для продолжения строительства и завершения строительства, прежде всего Дзержинской линии», - добавил чиновник.

Напомним, в апреле состоялась торжественная церемония надвижки арки третьего - Бугринского - моста через Обь: на высоте 70 метров строители сомкнули две половины конструкции общим весом 3600 тонн. Строительство моста началось 15 февраля 2010 года, сдача в эксплуатацию намечена на осень 2014 года. В июле ОАО «Сибмост» подало иск к мэрии Новосибирска о взыскании 2 млрд рублей неустойки за строительство Бугринского моста из-за продления сроков контракта.

Источник

От себя: Текст этот - отличный повод для того, чтобы поиграть цифрами такому фанатику экономической географии и статистики, как я.

Что такое Новосибирск ? Новосибирск это третий по населению город России и крупнейший в ее азиатской части. Население Новосибирска составляет около 1,6 миллиона человек и растет со скоростью 2% в год. Не успело тамошнее руководство отметить достижение отметки в полтора миллиона, как уже надо готовиться к преодолению нового рубежа - 1 600 000 жителей. Судя по всему, это произойдет осенью. Размеры города довольно таки нехилые - с севера на юг он протянулся на 26 километров, с запада на восток - на 17. Таким образом, его площадь составляет треть от площади "старой" Москвы. Средняя температура воздуха в городе 1,7 градуса, что на 4,1 градуса ниже, чем в Москве. Зима в Новосибирске длится 5 месяцев, полностью занимая ноябрь и март. В Новосибирске, единственном азиатском городе России, имеется метрополитен, открытый ровно (07.01.1986) 31 год назад. По многочисленным планам его развития, в нем (метрополитене) должно быть пять линий и 53 станции. Однако, за 31 год построено только 13 станций на двух линиях. Последнюю по времени станцию, "Золотая Нива", открыли шесть лет назад. С тех пор ничего. Кстати, в отличии от того же Нижегородского метрополитена, Новосибирский это не аттракцион, а вполне себе транспортная магистраль. Чтобы представить его загруженность, скажу, что пассажиропоток станции "Марксистская" всего в полтора-два раза уступает пассажиропотоку "красной" московской линии, но где то даже превосходит пассажиропоток "серой" линии, при том, что в Новосибирске длина поездов 4 вагона, тогда как в Москве - 8 (в Питере - 6, кроме "Красной" линии, где тоже 8).

То есть, повторю вводные - Новосибирск - большой по площади (под 400 кв.км urban area) и быстрорастущий миллионный мегаполис, где зима не 3 месяца, как в Москве, а пять. При этом в городе линии метро проложены только в 6 районах из 10 и никакого строительства его просто не ведется при том, что имеющиеся линии загружены на уровне московских. Кстати, в среднем каждый седьмой житель города в течении дня пользуется услугами метрополитена (в Москве - 50%, в СПб - 40%). Понятно, что если бы сеть станций метро была бы по плотности сопоставима с московской (как и планировалось изначально), то процент загрузки был бы заметно выше, особенно зимой.

Теперь перейдем к деньгам. Как видно из статьи, Новосибирску нужно всего то 750 миллионов рублей в год, чтобы вести строительства метро. Много это или мало ? Это вообще НИЧЕГО. В Москве строительство станции при длине туннеля в один км методом глубокого заложения составляет 7 миллиардов рублей при сроках строительства в 5-6 лет, при тех же параметрах, но при методе неглубокого заложения - 5-6 миллиардов и сроках строительства не более трех лет. На самом деле станции обходятся дороже, так длина туннеля приходящаяся на одну станции не 1 км, а ближе к 1,5. При этом сейчас одновременно в Москве строятся 37 станций. Таким образом, ежегодные расходы на строительство метрополитена составляют порядка 50 миллиардов рублей.

Кстати, если верить властям Новосибирска, цена строительства станций метро там сопоставима с Московской - 5-6 миллиардов за штуку.

Население Новосибирска в 8 раз меньше населения Москвы. ВРП на душу населения примерно в три раза меньше, чем в Москве. Таким образом, если саппроксимировать расходы Москвы на строительство метрополитена на Новосибирск, то получается, что Столица Сибири, по уму, должна иметь тратить на строительство своего метрополитена примерно по 2 миллиарда рублей в год, что позволило бы сдавать по одной станции каждые 2,5-3 года с перспективой закончить план развития метрополитена примерно к 2217-2137 годам. Однако и этих 2 миллиардов Новосибирску никто тратить не дает.

Еще одна интересная тема - снижение пассажиропотока Новосибирского метрополитена почти в полтора раза за последние 15 лет. Почему это произошло ? Хотя у меня и есть не очень далекие родственники в НСибе, но я бы предположил следующие причины этого дрифта. Их, как мне кажется, две:

1. Массовая автомобилизация населения в конце "нулевых" - начале "десятых"
2. Перераспределение мест трудоустройства в черте города. Ясно, что когда метрополитен начинали строить, его линии совпадали с основными маршрутами перемещения населения из спальных районов в промзоны, однако, за последние четверть века наполняемость данных маршрутов могла измениться в связи с тем, что произошло перераспределение трудовых ресурсов между крупными промышленными объектами промзон и многочисленными объектами малого и среднего бизнеса самой разной направленности, расположенными совершенно не обязательно в тех местах, где имеются линии метрополитена.

Ну и на сладкое - а как расходы на строительство метрополитенов соотносятся с расходами на любимые игрушки наших властей. В конце 2015 года информационный ресурс РБК провел исследование на тему - "Расходы России на войну в Сирии" и получил кругленькую сумму - 1 мрлд. рублей в неделю. Я не буду не оспаривать, не корректировать полученную цифру - у меня просто нет таких возможностей, поэтому приму ее за данность. Таким образом - ежегодные расходы на Сирийскую Гражданскую войну сопоставимы с расходами на строительство Московского метрополитена.

Я сознательно не сравнивал российские метрополитены с метрополитенами в других городах - слишком большая разница в ВРП, доходах населения, цене и методиках возведения. В том же Стокгольме, население которого составляет примерно 60% от населения Новосибирска (тему пригородов поднимать не будем) функционирует 100 станций метрополитена с ежедневном пассажиропотоком примерно в 90% от населения города (напомню - в НСибе 15%, в Москве - 50%) и ценой билета в 6 раз выше (я имею в виду одноразовый билет, многоразовые позволяют конкретно экономить), чем в Новосибирске при том, что СЗП в Стокгольме ЧИСТЫМИ примерно в 5 раз выше, чем в "Третьем Городе России".

Короче - "зверям в зоопарке не докладывают мяса" (с) Новосибирску недодают денег на метро ! Все таки - одна станция в три-четыре года это куда лучше, чем ни одной в пять.

метро

Previous post Next post
Up