День в истории космонавтики. 17 ноября. Зонд-6 вернулся домой, но ....

Nov 18, 2015 23:13

Вчера упустил. Сегодня догоняю. 17 ноября 1968 года на территории Советского Союза произошла посадка, не совсем (мягко говоря) удачная космического корабля Зонд-6.

На самом деле, когда просто читаешь хронологию советской лунной программы, то четко понимаешь - дело не в том, снимали ли американцы свои лунные экспедиции в павильонах Голливуда или нет, при том уровне понимания, что такое хорошо, а что такое плохо, никаких шансов у СССР преуспеть в Лунной гонке не было.

Посмотрим, как все было. К Луне должен был полететь космический корабль 7К-Л1П, по конструкции схожий с орбитальным кораблем "Союз". Вот так он выглядел



Первая попытка запустить его к Луне состоялась 10 марта 1967 года. Ну то есть еще не к Луне, а просто высокоэлептическую орбиту. До околоземной орбиты корабль добрался, но ускоритель сработал не так как надо и объект вышел на орбиту с очень низким перигеем, в результате чего корабль на второй день полета вошел в плотные слои атмосферы и сгорел. Этот корабль был назван Космос-146.

Проходит месяц. 8 апреля. Следующий запуск. Корабль на околоземной орбите, но двигатели ускорителя (блок "Д") отстреляны раньше срока и корабль остается на орбите Земли (получил имя Космос-154).


28 сентября 1967 года. Масса генералов на Байконуре машут платочками, провожая в полет к Луне "Зонд-4". Махали ровно 67 секунд, пока у "Протона" не отказал один из шести двигателей и она не была подорвана. Спускаемый аппарат спасен.

22 ноября 1967 года. Те же с теми же платочками. Первая ступень "Протона" отработала, как надо, но один из четырех двигателей второй отказал. Спускаемый аппарат спасен.

2 марта 1968 года. Ну слава Богу ! Платочки с чувством глубокого удовлетворения засунуты в карманы брюк. Зонд-4 с ПЯТОЙ попытки отправился таки к Луне. Ну вообщем, не совсем к Луне... По плану он должен был выйти на высокоэлептическую орбиту с апогеем где то хорошо за 300 тысяч км по направлению к Луне. Он и вышел, но в противоположную стороны от спутника Голубой планеты. Полетал полетал и спикировал в Гвинейский залив. Правда, в последний момент его успели взорвать.

23 апреля 1968 года. Первая попытка запуска Зонда-5. Он должен был облететь Луну и вернуться на Землю. Амбициозный план. Никому еще не удавалось вернуться на Землю с лунной орбиты. Но .. после начала работы двигателей второй ступени, сброше обтекатель и в системе управления кораблем происходит замыкание из за чего ракета начинает уходить от заданной траектории. Спускаемый аппарат спасен.

21 июля 1968 года. Вторая попытка. Ну тут просто бардак начался - при подготовке к пуску лопнул бак окислителя блока «Д», частично разрушив головной обтекатель (ГО). Корабль 7К-Л1 с полуразрушенным ГО упал на несколько метров вниз и застрял на площадках фермы обслуживания; бак горючего блока Д с пятью тоннами керосина оторвался от фермы и уперся в элементы третьей ступени ракеты. По одним данным 1 человек погиб, один был ранен, по другим данными погибло 3 человека.

15 сентября 1968 года - в космос отправляется Зонд-5. На этот раз все прошло как по маслу - и до Луны долетел и фотки сделал и на Землю нормально вернулся, приводнившись в Индийском океане. Это был реальный триумф советской космонавтики.

Одно не то что бы напрягало, но все так оставляло ощущение некоторой недосказанности - посадка была совершена не на территории СССР и посадочная система не задействовалась. Поэтому программа полета следующего корабля подразумевала мягкую посадку в Казахстане. 10 ноября 1968 года с первой попытки (!!!!) к Луне отправился Зонд-6. Все сделал нормально, нащелкал много очень интересных фотографий Луны (съемка велась на пленку с форматом кадра 13 на 18 см, причем, были сделаны даже стереопары !). На обратном пути, 17 ноября нормально вошел в атмосферу, затормозил, открылся парашют .... который на высоте 5,3 км сработала посадочная системы, парашюты были отстрелены и спускаемый корабль упал на Землю. Слава Богу, не взорвался подрывной боеприпас, поэтому фотопленка уцелела. Почему произошел отстрел ? Ну из за чистой воды раздолбайства ! Как пишет в своих воспоминаниях Каманин, обнаружилось, что в последний момент "для облегчения" , по указанию Мишина, было снято оборудование подсветки для видео. В предыдущем полёте данное оборудование позволило температуре на борту не опускаться ниже нуля. Однако перекись водорода, используемая для коррекции траектории в этот раз замёрзла до температуры -5 С и стала разлагаться. Подогреть ее при помощи подсветки было невозможно, и это привело к критическим последствиям. Стало снижаться внутреннее давление. Многие приборы, в том чиcле приёмо-передатчики стали отказывать. Чудом аппарат был направлен к расчётной точке. Официально причиной аварии спускаемого аппарата при возвращении на Землю была названа "технологическая ошибка". По мнению Чертока "Слабое поджатие окантовки люка" вызвало негерметичность и утечку воздуха. На 6-е сутки полёта перед посадкой из-за разгерметизации давление в СА упало до 380 миллиметров ртутного столба, а на участке спуска - до 25 миллиметров. После подачи питания на систему приземления из-за низкого давления возник коронный разряд в схеме гамма-высотомера, который выдал ложную команду на запуск двигателей мягкой посадки и одновременно на отстрел парашюта СА



Фотографии, сделанные Зонд-6

"Марсианина" смотрели ? Там целая группа конструкторов думает, как облегчить возвращаемый аппарат, а тут главкону пришла в голову гениальная идея и он, никого не поставив в известность решил что то там подкрутить.

На 8 декабря 1968 года был запланирован первый полет советского пилотируемого космического корабля к Луне. В экипаж по некоторым данным должны были войти Леонов и Рукавишников (по другим - Беляев и Быковский). Наши опережали американцев, старт Аполлон-8 произошел 21 декабря. Но с "Протоном" снова начались проблемы, потом окно закрылось, потом руководство не решилось на этот полет (память о Комарове была еше очень горяча) и пилотируемые полеты были отменены. Вместо этого на 20 января 1969 был запланирован старт еще одного автоматического Зонда , седьмого. Ну полет этого корабля закончился быстро. "Протон" просто взорвался на стартовом столе. Спускаемый аппарат уцелел.

Дальше началась безумная эпопея с супер-ракетой Н1. На самом деле, других вариантов у наших просто не было. Протон мог запустить к Луне "обрезанны" "Союз" без лунного модуля. Чтобы еще и модуль отправить, даже совсем маленький, одноместный, нужна была куда более мощная ракета. Ну и ...

21 февраля 1969 года - вторая попытка запуска "Зонд-7". Н1 взрывается на старте. Спускаемый аппарат уцелел.

3 июля 1969 года - третья попытка. Н1 взрывается. Спускаемый аппарат спасен.

8 августа 1969 года - очередной триумф советской космонавтики. Зонд-7, запущенный "Протоном" благополучно выполняет всю программу полета, а его спускаемый аппарат без приключений возвращается на Родину. Все это произошло всего через три недели после триумфального возвращения экипажа Армстронга. Будь на борту Зонд-7 космонавты, они бы вернулись домой живыми и здоровыми. Кстати, с радиацией к тому времени уже разобрались.

20 октября 1970 года - в космос отравился последний "Зонд" - восьмой. И его программа тоже завершилась успешно.

Так почему бы у нас ничего не получилось ? Все просто - фактор времени. Наши все время догоняли, торопились и из за этого допускали ошибки. Американцы с самого начала планировали полететь на Луну и уже 27 октября 1961 года состоялся первый запуск тяжелой ракеты-носителя Сатурн-1. Первый же запуск аналогичного по мощности "Протона" произошел только в июле 1965 года и еще несколько лет эту ракету никак не могли довести в плане надежности. А у американцев все 10 "первых сатурнов" отработали штатно, выполнив программы полетов. 9 ноября 1967 года американцы запускают Сатурн-5, единственно возможным ответом на который могла стать суперракета Н-1 конструкции Мишина с двигателями Кузнецова. Но наши торопились ! И в результате четыре неудачных и крайне затратных запуска Н-1. В 1974 Мишина заменили на Глушко, который сразу начал разработку новой суперракеты ("Энергия") на создание которой ушло 13 лет и в результате было совершено два запуска - первый в 1987 не очень удачный, а второй с кораблем "Буран" прошел как по маслу. Кузнецов же, никуда не торопясь доводил свои двигатели НК-15 и получил в итоге крайне надежные устройства НК-33, способные работать  в 20-40 раз дольше требуемого времени. Затем эти двигатели были запущены в серийной производство, но это совсем другая история.

Кстати, только второй запуск Сатурна-5 (с беспилотным Аполлоном-6) закончился неудачей. Да и то, относительной. И то, что она была относительной главную роль сыграла надежная автоматика, которая смогла вывести корабль на орбиту (правда не совсем с теми параметрами, как требовалось), несмотря на выключение двух двигателей второй ступени !

Сейчас приходится читать, что еще бы чуть чуть и Н-1 стала была надежной ракетой, а лунную программу СССР удалось бы полностью выполнить (по ней в начале 80х на Луне планировали построить постоянно действующую станцию". Думаю, это иллюзия. Кузнецов довел свои двигатели только потому, что его перестали торопить. Если бы все продолжалось как шло, то нет никаких оснований предполагать, что следующие две ракеты Н-1 (их уже собрали) не повторили бы судьбу предыдущих четырех.

Второй фактор, в принципе, исходящий из первого - какая то непредусмотрительность, несерьезность даже. Когда читаешь описания неудачных миссий, то возникает ощущения постоянных "наавосей". Ну подумаешь, главный конструктор в последний момент вносит изменения в конструкцию уже отлаженного корабля, подумаешь, не предусмотрели возможность отключения двигателя, подумаешь отправили космонавта на недоведенном корабле.. фигня какая то.. Думаю, Политбюро было право, убрав Мишина.

история, космос

Previous post Next post
Up