Вчера автору трилогии "Миллениум", взорвавшей в начале нулевых мир детективного жанра исполнилось бы 60.
У меня двойственное отношение и к детективной серии о Кайле Блюмквисте и Лисбет Саландер и к самому автору. Ларссон или , как говорят шведы, Лашсун был конченным леваком со справкой, своего рода терминальной формой естественного отбора среди шведских писателей левой ориентации. Человек до крайности ненавидел любые формы неравенства и угнетения, но , к сожалению, был как тот бухглатер, который так борется за экономию средств предприятия, что забывает о том, что деньги берутся не из тумбочки, а кем то зарабатываются.
В итоге, в его книгах не только критикуются пороки капиталистического общества, а и воспеваются все возможные категории тамошних маргиналов - гомосексуалисты, свингеры, лесбиянки, "политические беженцы", просто нешведы и так далее. Шведы же у него, как правило, враги всего хорошего и борцы за все плохое. При этом все эти извращенцы-эммигранты заняты чем угодно, только не производительным трудом. Они журналисты, журналисты, журналисты, опять журналисты, дизайнеры по стеклу, работники охранных и детективных агентств, полицейские и прочая и прочая и прочая. О ! Медбрата-курда из третьей части забыл. Редкий случай хоть какого исключения.
Пер Валё и Май Шеваль, идеологические "Родители" Лашсуна конечно тоже вовсю критиковали Швецию, причем, это была не нынешняя в целом позитивная Швеция, а довольно мрачная Швеция конца 60х, страна нищих пенсионеров, уличной преступности и беспредела полиции. Но у них хотя бы находились какие то яркие радостные мазки для своих героев. Лашсун же с одной стороны воспевает непродуктивную жизнедеятельность, критикую страшные корпорации, а с другой с трудом сдерживает слюни , расписывая жизнь богачей.
Click to view
"Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера - один из лучших в истории детективных фильмов
Я прочитал все три книги взапой. Написаны они, конечно, талантливо. А первая так вообще шедевр детективного жанра. Но когда проходит время, то понимаешь - первая да, настоящий детектив, по круче серии о комиссаре Мартине Беке, но вот оставшиеся две это агитки, перенасыщенные сублимацией всех возможных комплексов автора. Именно поэтому, как мне кажется, последние две книги серии не были экранизированы в Голливуде. То же, что было снято в Швеции смотреть невозможно по определению. После удачной "Девушки с татуировкой дракона" с Нюландером и Рапас и которая стала первым в истории шведским фильмом, собравшим более 100 миллионов долларов в мировом прокате, остальные две экранизации были ужасны и представляли собой нечто напоминающее советские телеспектакли. Впрочем, после просмотра творения Финчера и шведский "оригинал" начинает казаться весьма бледненьким.
Но закончим с негативом. Посмотрим в чем главное достижение Лашсуна. Швеция маленькая, но великая страна. Всего 8 миллионов человек, которые с завидной регулярностью выдают на гора нехилые достижения в науке, технике и культуре. Астрид Линдгрен, АББА, автомашины Сааб. Но будем откровенны.. первого полета истребителя Saab Grippen (1988) и релиза альбома "Joyride" группы Roxette шведы как то особенно мир не удивляли. Ну да, они регулярно выигрывают чемпионаты мира по обеим видам ледового хоккея , но и только. И вот "Миллениум" с последующим киновоплощением первой его части реально возобновили интерес к Швеции в мире. Говорят, в США турагенства продают специальные туры по местам боевой и трудовой славы Лисбет и Кайла. Правда вот , Хедестада таки нет и это конечно серьезное упущение.
Так что тотальный ненавистник всего шведского Лашсун, тем не менее снова вывел Швецию в топ самых желанных для путешественников стран.
p,s, Да и кстати, мне Рапас все же нравится больше.