В мире есть немного автогонок, интерес к которым равен интересу к гонкам "Формулы 1". "24 часа Ле-Манна", суточный марафон спортпрототипов и машин класса "Гран-Туризмо" безусловно входит в этот короткий список.
5 часов назад на трассе Circuit de la Sarthe (длина 13 км 629 м, 38 поворотов, рекорд трассы в нынешней конфигурации, 3 минуты 19,074 сек - 246,5 км/ч, установил в 2010 Луи Дюваль на Peugeot 908 HDi), единственной трассе, проложенной частично по негородским дорогам общего пользования, Фернандо Алонсо взмахнул французским триколором и 82я гонка "24 Heures du Mans" стартовала.
На стартовой решетке стояло 54 автомобиля: 7 заводских спортпрототипов категории LMP1-H представляли концерны Toyota, Audi и Porshe. Еще два прототипа категории LMP1-L представляют частную швейцарскую конюшню Rebellion Racing, эта команда едет на французских прототипах Oreca с моторами Toyota. За ними 17 прототипов класса LMP2. В этом классе сейчас выступают исключительно частные команды. Затем вперемежку 28 болидов класса LM GTE Pro и LM GTE Am (спорткары Grand Tourismo), представляющие как заводские команды Ferrari, Porsche, Aston Martin и Chevrolet, так и частные команды, едущие на спорткарах тех же марок.
Кольцо Сартэ
Когда то прямая Мульсанн была на самом деле прямой, без шикан и в 70е спортпрототипы разгонялись на ней до 400 км/ч.
Технические спецификации на классы автомобилей, участвующие в гонках 24 часа Ле-Манна:
LMP1-H
Вес от 870 кг, закрытая кабина, двигатель без ограничения по объему с рекуперацией энергии, пилоты - профессионалы, нанятые фирмами-производителями.
LMP1-L
Вес от 850 кг, закрытая кабина, объем двигателя не более 5,5л без рекуперации, пилоты - частники.
LMP2
Заводские команды в категорию не допускаются.
Минимальный вес 900 кг
Объем двигателя с турбонаддувом не более 3,2л. (6 цилиндров), а без турбонаддува 5л. (8 цилиндров). Максимальный объем топливного бака 75 литров. Стоимость шасси не выше 370 тыс. евро, стоимость двигателя не более 80 350 евро. В состав каждого экипажа должен входить хотя бы один пилот-любитель.
LM GTE Pro и LM GTE Am
Серийные автомобили (требуется, чтобы было выпущено не менее 100 автомобилей (300 с шасси из углеродного волокна). Автомобиль омологизированный для гонки должен быть внешне идентичен серийному, двигатель должен быть быть размещен также как и в серийных авто, но может быть сдвинут назад у автомобилей, которые были выпущены серией не менее 2500 за последние 12 месяцев. Вес машины 1245 кг., объем двигателя до 5,5 литров. В категории Pro выступают профессионалы, а в серии Am любители (джентльмен-драйверы). В категории Am запрещено использовать автомобили последнего года выпуска.
В этом году в категории LMP1-H, как уже было сказано выше, свои болиды выставили Audi, Porsche и Toyota.
Заводская команда Audi Sport Team Joest выставила три спортпрототипа Audi R18 e-tron quattro.
Сердце машины 4-литровый дизель V6 с системой рекуперации энергии, начинающейся на скорости 120 км/ч. Энергия накапливается аккумулятором емкостью 500 кДж, питающем два электродвигателя мощностью по 100 л.с. с приводом на передние колеса.
Экипажи:
#1:
Лука де Грасси (Бразилия. 29 лет. Вице-чемпион GT2 2007. В 2010 провел 18 гонок в Формуле-1 в команде Virgin. В прошлом году в Ле-Мане стал 3м на "Ауди" в зачете LMP1)
Том Кристенсен (Дания. 46 лет. ДЕВЯТИКРАТНЫЙ победитель Ле-Мана в категории LMP1 - восемь раз на "Ауди", один на "Бентли". А еще одно второе и 3 третьих места. Шестикратный победитель "12 часов Себринга" (одна из трех главных мировых гонок на выносливость), действующий чемпион мира в гонках на выносливость FIA WEC, бронзовый призер DTM 2005 и 2006 годов)
Марк Жене (Испания. 40 лет. 36 гонок в Формуле-1 за "Минарди" и "Уильямс". Лучший результат 5е место в Гран-При Италии в 2005 году. Победитель "24 часов Ле-Мана" в 2009 на "Пежо 908").
На месте Жене должен был ехать Люк Дюваль, но он попал аварию 3 дня назад во время свободной практики.
#2
Марсель Фесслер (Швейцария 38 лет. Победитель "24 часа Ле-Мана" в 2011 и 2012 годах, чемпион FIA WEC 2012 года, бронзовый призер чемпионата DTM 2003 года)
Андре Лоттерер (ФРГ. 32 года. Двукратный чемпион "24 часа Ле-Мана" в 2011 и 2012 годах. Вице-чемпиона 2010. Чемпион SuperGT 2011 года (японский чемпионат GT)). Чемпион FIA WEC 2012 года и вице-чемпион 2013.)
Бену Трелуйе (Франция. 37 лет. Двукратный чемпион "24 часа Ле-Мана" в 2011 и 2012 годах. Вице-чемпиона 2010. Чемпион SuperGT 2006 года, чемпион Формулы Ниппон (японский аналог GP2) 2006. Чемпион FIA WEC 2012 года и вице-чемпион 2013)
#3
Фелиппе Альбукерке (Португалия. 29 лет. Дебютант подобных гонок. Никогда всерьез не выступал в гонках прототипов до нынешнего сезона. В этом году за рулем спортпрототипа класса LMP2 Zytek выиграл гонку в Имоле, входящую в зачет серии European Les Mannes ( это своего рода вторая лига после FIA WEC. В ней не выступают машины класса LMP1. В прошлом был известен по довольно удачному выступлению в многочисленных младших формулах: в 2006 побеждал в Renault 2.0, в 2009 принес Португалии бронзу в A1).
Марко Боннаноми (Италия. 29 лет. Чемпион Ле-Мана 2012 года)
Оливье Джарвис (Великобритания. 30 лет. Двукратный бронзовый призер Ле-Мана - 2012 и 2013).
Тойота в лице заводской конюшни Toyota Autosport представила прототип Toyota TS040 Hybrid
Дизель 3,7 литра, V8.
Экипажи:
#7
Александр Вурц (Австрия. 40 лет. 69 гонок в Формуле-1 за "Беннетон", "Уильямс", "Макларен". 3 подиума. Лучший результат в чемпионате - 8е место в 1998 году. Чемпион Ле-Мана 1996 ("Порше") и 2009 ("Пежо"). Бронзовый призер чемпионата FIA WEC 2012 ("Тойота"))
Стеффан Сараззан (Франция. 38 лет. 1 гонка в Формуле-1 ("Минарди", 1999). Трехкратный вице-чемпион Ле-Мана. Бронзовый призер FIA WEC 2013)
Казуки Накаджима (Япония. 29 лет. Провел 38 гонок в Формуле-1 за "Уильямс" в 2007-9 годах. Лучший результат 6е место на Гран-При Австралии в 2008. В Ле-Мане выступал два раза - в 2012 не доехал, в прошлом году был 4м на "Тойоте" в классе LMP1. В 2012 выиграл чемпионат Формулы Ниппон)
#8
Энтони Дэвидсон (Великобритания. 35 лет. 24 гонки в Формуле-1. Ни одного очка. Второе место в Ле-Мане 2013 года на "Тойоте". В настоящее время лидирует в чемпионате FIA WEC)
Николя Лапьерр (Франция. 30 лет. В прошлом году был 4м в Ле-Мане. Чемпион Формулы А1 2009г. За последние 3 сезона 6 побед в гонках чемпионата FIA WEC, в том числе 2 в обеих гонках нынешнего сезона)
Себастьян Буэми (Швейцария. 25 лет. 55 гонок в Формуле 1 за "Торро Россо". Лучшие результаты - 7е место. Вице-чемпион Ле-Мана 2013. 3 победы в последних трех гонках чемпионата FIA WEC. Бронзовый призер 2013)
Самая интригующая команда нынешней гонки - Porsche Team с болидом Porsche 919 Hybrid
2-литровый турбомотор объема 2 литра с системой рекуперации мощности.
Экипажи:
#14
Ромен Дюма (Франция. 36 лет. Двукратный чемпион Ле-Манна 2010 и 2013 на "Ауди", а также двукратный вице-чемпион в классе GT.
Нил Яни (Швейцария. 30 лет. Чемпион А1 2008 года. В 2012 на частной машине Rebellion занял 4е место в Ле-Мане. Тогда же занял 4е место в чемпионате FIA WEC)
Марк Либ (ФРГ. 33 года. Троекратный победитель Ле-Мана в классах GT, в том числе в 2013 году.
#20
Тимо Бернхард (ФРГ. 33 года. Чемпион Ле-Мана 2002 в классе GT, чемпион 2010 и вице-чемпион 2013 в абсолютном зачете на Audi).
Марк Уэббер (Австралия. 37 лет. Троекратный бронзовый призер Чемпионата Формулы-1. 215 стартов. 42 подиума. 9 побед. В 1998 выступал в чемпионате FIA GT. Одержал 5 побед, занял третье место в общем зачете)
Брендон Хартли (Новая Зеландия. 24 года. Проявил себя в прошлогоднем чемпионате GandAm, победив на дейтоновском прототипе в гонке на Road America. В этом году GrandAm и American Les Mannes Series объединились и создали новую серию United SportsCar Championship, аналогичный мировому FIA WEC, хотя тамошние болиды отличаются по спецификациям от болидов FIA).
Швейцарская команда Rebellion Racing выставила на гонку в Ле-Мане прототип Rebellion R-One на основе шасси Lola B12/60 c мотором Toyota, аналогичным, используемым в фирменных спортпрототипах.
Среди пилотов двух экипажей (#12 и #13) надо выделить Ника Хайфельда, проведшего 185 гонок в Формуле 1 и 13 раз побывавшего на подиуме. В 2012 он входил в состав Rebellion вместе с Николя Простом и Нилом Яни, занявшего 4е место в Ле-Манне.
Опускаемся вниз и обнаруживаем две российские команды:
G-Drive Racing выставил прототип LMP2 Morgan с экипажем из Романа Русинова, Оливера Пла (Франция) и Жюльена Канала (Франция). Прототип этот на самом деле Pescarolo 01 разработки 2007 года. На таком же прототипе в прошлом году была одержана в классе LMP2 в Ле-Манне командой OAK. Мотор Nissan VK45DE - 4,5 литра, 450 л.с., 8 цилиндров.
Pescarolo 01 на прошлом Ле-Мане в цветах OAK.
В прошлом году 33-летний Роман Русинов выступал за G-Drive в чемпионате FIA WEC в классе LMP2, одержал 4 победы, но в общем зачете стал только третьим. Но в прошлом году болид российской команды был построен на основе шасси Oreca.
SMP Racing выставила в классе LMP2 спортпрототип Oreca 03 с мотором Nissan VK45DE, на котором в прошлом году выступала команда G-Drive.
Oreca 03 в 2013
В составе двух экипажей команды входят и известные российские гонщики Сергей Злобин, Антон Лодыгин, Кирилл Ладыгин и очень известные зарубежные - финн Мика Сало (47 лет, 33 гонки в Формуле 1, 2 подиуму. В Ле-Мане дважды побеждал в классе GT2) и Николя Минассян (вице-чемпион Формулы 3000, вице-чемпион Ле Мана 2008 и бронзовый призер 2011. Оба раза выступая на Пежо 908). Также SMP Racing выставила Ferrari 458 в классе LM GTE Am с экипажем из Андрея Бертолини, Виктора Шайтар и Алексея Басова.
В составе команд класса LMP2 можно еще обнаружить датчанина Кристиана Клина, проведшего 51 гонку в Формуле-1 в 2004-10 годах. Он выступает за швейцарскую команду Newblood на таком же прототипе, как и у G-Drive, но с мотором Judd.
Вот конкретно на этой машине поедет Джанкарло Физикелла.
Куда интереснее, чем LMP2 класс GTE Pro. К фаворитам в нем я бы отнес экипаж команды AF Corse, выступающий на спорткаре Ferrari 458 Italia GT2 в составе Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Джанмария Бруни, побеждавший в Ле-Мане в 2012. Им придется биться с Корветтами, Астон-Мартинами Вантадж (один из которых поведет Бруно Сенна) и Порше 911.
О том что уже произошло на трассе (на самом деле для нас мало приятного) расскажу в следующих постах.
............................................
Компактный
ингалятор microlife neb 50a является надежным, простым и эффективным прибором для ингаляционной терапии. Входящие в комплект детская и взрослая маски позволяют позиционировать данный прибор в качестве семейной модели. NEB 50А быстрый и высокоэффективный ингалятор. Небулайзеры Микролайф - созданы с использованием наиболее эффективных и современных технологий.