Три дня назад я впервые побывал в новом здании Пензенского драмтеатра. Впечатления противоречивые. Но сначала краткая предыстория.
Драмтеатр в Пензе открыли еще до революции, несколько раз перестраивали, пока на новый 2008 год его не сожгли окончательно.
источник фото То что это был поджог ни для кого секретом не было. Вот только с причинами общественное мнение никак не могло определиться. Слишком много вариантов было. Во время пожара выгорели "внутренности" театра , но фронтон, украшенный барельефами остался невредимым. Тем не менее, наверху было решено его снести и построить на месте старого совершенно новое здание. Постоянно растущие заявляемые цифры стоимости строительства вызывали гомерический хохот у горожан, но будем справедливы - сколько бы на него не потратили денег - строительство нового театра не превратилось в долгострой и закончилось примерно за полтора года.
Был объявлен конкурс проектов, победил в котором проект театра, который я бы назвал "Надежда Кадышева в камне". Ибо единственное слово, которое приходит в голову при созерцании оного сарокофага - "БООГААТО".
Фото из википедии
Глядя на него понимаешь, что Пенза, в виду своей архитектурной заброшенности в годы советской власти, сейчас в темпе вальса преодолевает все эпохи советского архитектурного искусства. Вот пока у нас на дворе сталинский ампир (см. "Плазу", "Дом на Красной" и далее по списку) ну и немного американский функционализм конца 19го века (все эти безвкусные жилые высотки). И как всегда водилось в России , более ранние достижения напрочь забыты (вот тоже старое здание Драмтеатра и комплекс зданий на Володарской - "Гражданпроект" и "Управление сельского хозяйства" - ярчайшие примеры советского арт-деко). Осталось, вообщем, дождаться "послевоенного американского модерна", который Москва проглотила еще в 70е, но который до нас еще никак не дойдет. Но можем и не дождаться. Сейчас планируется запретить строить в центре города здания выше 7 этажей, а вообще в городе выше 18. Кто то жуть как хочет, чтобы Пенза оставалась провинциальной деревней. Видимо, в таком антураже жить привычнее.
Итак, уже 4 года созерцая это здание во время перемещений по улице Московской (оно, кстати, не вызывает ощущения уродства. Рядом выполненный в той же стилистике торговый центр "Пассаж", а напротив опять же несколько зданий , идентичных по визуальному решению. В целом это напоминает квартал сталинских домов в каком нибудь крупном провинциальном центре вроде Саратова), я впервые оказался внутри. Повод был самый что ни на есть важнейший - концерт одной из очень немногих приличных российских рок-групп Би-2 с симфоническим оркестром. О самом концерте отдельно напишу. Концерт был супер ! Симфонический оркестр оказался более чем в теме. Я был неправ.
Но так вот. Впечатления. Во первых, резко увеличив место для артистов, создатели театра также резко сократили пространство для зрителей.
Click to view
В прежнем все было наоборот. Там были просторнейшее фойе, очутившись в котором испытывал чувство благолепия от прикосновения к искусству театра. Сейчас фойе маленькое, но не тесное. Ибо количество зрителей также поуменьшилось.
Зал маленький. По длине его укоротили раза в полтора. Нет широченных проходов как вдоль, так и поперек, как было в старом театре. Между рядами сидений очень маленькое расстояние. В старом театре можно было проходить между ними не задевая сидящих, сейчас же всем приходится вставать. Очень удобные, но ненадежные кресла. У меня, например, тупо выпало сиденье, но работница театра моментально подбежала и поставила его на место.
Вместо бельетажа и двух балконов оставили бельетаж и балкон. Но заметно их подняли. Бельетаж также укорочен для создания двух небольших лож.
Однако, в этой тесноте есть и свои плюсы.
Во первых - однозначно лучше стал звук. Мы сидели в партере сбоку, но звук был как будто по центру. Во вторых - обстановка стала более уютной. Как в сельском клубе. Попкорн и семечки не продавали, пришлось ограничиться газировкой. В третьих - все вышенаписанное можно рассматривать как ворчание человека вне контекста и вот почему.
В Пензе всегда была проблема концертных площадей. Еще в 1988 году Борис Моисеев (да, да, тот самый) в интервью пензенскому телевидению удивленно заметил, что в полумиллионном городе нет нормального концертного зала. И он был прав. Например, Алла Пугачева в 80е отказывалась выступать в Пензе потому что стадион у нас тогда был убогий, а в драмтеатр ее не пускали. Все остальные пензенские площадки ("Киров", "Заря", "Дом Офицеров", "Дом политпросвещения" - "Пензенская филармония", "Терновский", "Дзержинский", "40летия Октября") банально были непригодны для выступления артистов высокого уровня. Некоторые из них имели приличных размеров залы, но что касается гримерок, уборных и так далее - тут была беда. Фактически, кроме Драмтеатра серьезные артисты у нас выступали только в Дворце культуры и техники им. Кирова, но сейчас его перестраивают. Поэтому , остался только Драмтеатр.
Но вот как раз сейчас то ситуация в корне изменилась ! Заканчиваются отделочные работы в новом здании Пензенской областной филармонии и концертном зале "Пенза". С качеством и статусом у этих объектов все в полном порядке. Мне просто нравится там бывать. Отличное место, очень хорошая архитектура объектов. "Пенза" это уже конкретные 60е, павильон СССР на Всемирной выставке в Монреале, а филармонию наверняка со временем назовут "Тумбой", но все равно - выглядят они куда лучше и основательнее драмтеатра.
Плюс новый Дворец спорта "Дизель-арена". Место вполне подходящее для рок-концертов. Не самое худшее место и стадион "Первомайский". Также заканчивается перестройка "Кирова". Да, и не забудем о новом здании Областной библиотеки. И здание супер и место неплохое. Оркестр Пятницкого туда не засунуть, но что то камерное легко и беспроблемно. До последнего времени, как известно, у нас только одно приличное место было в плане камерных концертов - Музей Мейерхольда. Но там уж совсем тесно.
В итоге, в ближайший год Пенза получит целый комплекс первоклассных объектов культуры, в каждый из которых будет не стыдно пригласить артистов самого высокого уровня. И далеко не только отечественных.
В этой новой реальности Пензенский Облдрамтеатр станет тем, чем он и должен быть - Драматическим Театром. Мой отец сказал умную фразу - "Пусть лучше на спектаклях будет тесно, нежели артисты будут смотреть на пустые места". Полагаю, что прежде чем утвердить проект здания, руководство театра здраво оценило необходимое количество мест. Да "Тодес" это хорошо, но "Тодес" скоро будет иметь на выбор кучу мест в Пензе куда приехать с очередными гастролями, а вот труппе Пензенского театра лучше иметь более компактный и более удобный зал.
Так что с концептуальной точки зрения все в полном порядке.
Но чувствам не прикажешь. :( Как я уже сказал, они смутные. Ну не люблю я стиль "барбаричи" (по научному так называют то, что у нас называют "Бооогаато !") плюс не самые приятные впечатления от бьющих электричеством латунных перил лестниц. Вообщем, есть ощущения какого то скоростроя - "Я тебя слепила из того , что было". Вроде все броско и "боооогааатоо", но даже не пахнет основательностью. Пахнет суетливостью, временностью. Было как то не по себе. Повторюсь - после громадного зала и фойе, уходящих в таинственную темноту бесконечных коридоров, укромных уголков бельетажа старого театра, новый напоминает облепленный латунью сельский клуб. Кстати - картина на входе очень в тему. Только Чехова с остальным заменить на тракториста с коровой. Извините, с дояркой.
Но звук хороший. И то, что подняли уровень партера тоже правильное решение - раньше до середины зала зрители смотрели на сцену откровенно снизу вверх.
Вообщем - как я уже написал в самом начале - впечатления самые противоречивые.