Стокгольм, охваченный пожаром...

May 24, 2013 16:35

Оригинал взят у norrsida в Стокгольм, охваченный пожаром...
В ночь на понедельник 20 мая в Стокгольме вспыхнул пожар этнических беспорядков. События развернулись так же, как это было в прошлом году в Великобритании и семь лет назад во Франции.

Все началось в пригороде Стокгольма Хусбю, название которого, безусловно, войдет в историю. (75% жителей Хусбю имеют иммигрантские корни). Каждую следующую ночь география бунта ширилась, и в ночь на четверг беспорядки охватили уже более десяти населенные иммигрантами предместий. В «зоне бедствия» оказались Ринкебю (Rinkeby), Якобсберг (Jakobsberg), Нурсборг (Norsborg), Чиста (Kista), Тенста (Tensta), Соллентуна (Sollentuna), Ворберг (Vårberg), Скарпнек (Skarpnäck), Шерхольмен (Skärholmen), Фитча (Fittja), Хагсетра (Hagsätra), Бреденг (Bredeng), Рогсвед (Rågsved), Скогос (Skågos) - и это не все пострадавшие районы.


В каждом из предместий по ночам теперь происходит одно и то же: группы молодых людей (это члены иммигрантских молодежных банд и «сочувствующие») громят магазины, полицейские отделения, станции метро, поджигают машины, здания (была подожжена даже школа) и площадки для сбора мусора. В ночь на понедельник в Хусбю жителей одного из многоквартирных домов пришлось эвакуировать для того, чтобы они не задохнулись в дыму.

Даже превосходно экипированная и оснащенная по последнему слову техники шведская полиция не в силах усмирить непокорные предместья. Интернет всколыхнули кадры любительской съемки: на видеозаписи, сделанной в Хусбю, одинокого полицейского избивает шесть молодых иммигрантов. О масштабах происходящего свидетельствует тот факт, что вечером во вторник 21 мая главный полицейский лена Стокгольм Матс Лёфвинг (Mats Löfving) лично отправился в Хусбю, сказав, что не может остаться работать за письменным столом в столь тяжелый момент.

Подчиненный Лёфвинга Ёрген Ульссон (Jörgen Ohlsson) в четверг 23 мая заявил изданию «Дагенс Нюхетер» о том, что молодежные беспорядки фактически являются одной из форм партизанской борьбы. Ульссон, который является руководителем отдела по делам молодежи в полицейском управлении пригорода Стокгольма Сольна (Solna) объявил, что основными участниками беспорядков являются молодые люди в возрасте от 14 до 21 года, ранее попадавшие во внимание полиции из-за хранения наркотиков, грабежей и применения холодного оружия.

Неудивительно, что именно стражи порядка стали основной мишенью для ночных хулиганов. Вооруженные камнями бунтовщики нападают не только на полицейские патрули, но и на автомобили спецслужб и даже на отделения полиции. Сообщения СМИ напоминают донесения с полей гражданской войны в какой-нибудь ближневосточной стране.

Как говорят полицейские, то, что они пережили во время ночных боев на улицах Стокгольма, стало самым напряженным моментом за все годы их службы. Пожарных,прибывающих для тушения автомобилей, банды также встречают камнями. Опубликованное в Фейсбуке открытое письмо, одного из пожарных к «тому, кто бросал в нас камни ночью», привлекло внимание многих пользователей сети Интернет. «Почему ты поступаешь так со мной? - обращается пожарный к хулигану. - Точно также, как и у тебя, у меня есть семья, которая хочет встретиться со мной!» Экипажи «скорой помощи» вообще предпочитали не выезжать на вызовы в опасные районы.

Однако события получили в местных СМИ неожиданную интерпретацию, согласно которой главными их жертвами являются «партизаны». Главными пострадавшими, как утверждают шведские газеты с первого дня восстания, являются сами восставшие. СМИ охотно подхватили заявления охотно встречающихся с журналистами бунтовщиков и их соседей о том, что при подавлении беспорядков полиция серьезно нарушила права человека: ведь полицейские били дубинками, на них были шлемы, и они даже использовали специально обученных собак. Кроме этого хулиганов смертельно обидел тот факт, что когда они бросали в полицейских камни, те награждали их весьма нелестными эпитетами.

Этнические беспорядки стали камнем, упавшим в затхлый пруд шведской политической жизни. И если правящий буржуазный Альянс поначалу предпочел сделать вид, что в Стокгольме ничего страшного не произошло (когда в воскресенье вечером в Хусбю «полыхнуло», премьер-министр Фредрик Рейнфельдт не стал прерывать просмотра финального матча чемпионата мира по хоккею), то оппозиция постаралась использовать случившееся с максимальной выгодой для себя. Справедливости ради надо сказать о том, что в понедельник премьер-министр все-таки послал к журналистам для объяснений министра по вопросам интеграции, а во вторник сам прервал тишину, фактически признал бессилие властей заявив о том, что события в Хусбю вполне могут иметь продолжение.

По мнению левоцентристской оппозиции, «буржуазное» правительство Альянса своими действиями, как говорится, довело иммигрантов до ручки - вот они и взялись за камни. Шведские умеренные левые давно сменили борьбу за права рабочих на отстаивание интересов мигрантов (добавим, что еще они также борются за права сексуальных меньшинств). Левоцентристы утверждают, что причиной социальной нестабильности является направленная «рыночная» политика буржуазного Альянса, в рамках которой после 2006 года произошло серьёзное сокращение социального сектора. Потому лидер ведущей партии оппозиции - Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДПРШ) Стефан Лёфвен (Stefan Löfven) заявил, что главной причиной беспорядков в Хусбю являются плохая социальная ситуация - значительная доля молодежи в пригороде нигде не учится и не работает.

Ставшее формальным поводом к беспорядкам убийство полицейским при обыске 69-летнего иммигранта в понедельник 13 мая (по другой версии - 12 мая) до сих пор скрывает в себе много неясностей. Иммигрантская общественная организация «Мегафон» (Megafonen) («организация молодых жителей предместий за социальную справедливость»), начавшая информационную кампанию под лозунгом «Долой произвол полиции!» сразу же после убийства, привлекла в Хусбю много «горячих голов». «Мегафон» не смутил тот факт, что иммигрант был убит в тот момент, когда с ножом в руках собирался напасть на полицейского (а по непроверенной информации, убитый имел отношение к криминальному миру). Даже если полиция, как это утверждают «Мегафон» и восставшие, сознательно помешала раненому иммигранту получить своевременную медицинскую помощь это не снимает ответственности организации за начавшиеся беспорядки. Активисты «Мегафона» и ряда других политических и общественных организаций, вчера вечером вышли в центре Хусбю на митинг. «Остановить насилие. Мы - за независимое расследование», - было написано на плакатах митингующих.

Митинг, заявленный как мирная демонстрация, оказался совсем не мирным - на головы защитников восставших иммигрантов полетели камни (такова была благодарность протестующих за заступничество). После того как раненых увезла «скорая помощь», митинг продолжился, но никакого позитивного результата он не принес. В ночь на четверг 23 мая беспорядки охватили уже южные окраины Стокгольма, и столица Швеции оказалась в кольце восставших предместий. Во многих из пятнадцати горевших в ту ночь предместий хулиганы подожгли даже местные отделения полиции.

Надо отметить, что среди иммигрантов нет единства в оценке действий молодых «партизан». К примеру, Нима Голам Али Пур (Nima Gholam Ali Pour) в статье, опубликованной на сайте «Ньюсмил» на следующий день после начала волнений прямо заявил, что хулиганы, поджигающие авто в Хусбю, своими действиями «подставляют» мирных представителей местного сообщества. Четырнадцатилетняя школьница из Хусбю Нарамиш Акдемир (Naramish Akdemir) объяснила журналистам «Дагенс Нюхетер», что после того как хулиганы «прославили» её район на всю Швецию, ей будет очень сложно найти себе работу.

Версию, грубо назвать которую можно «среда заела», подвергли сомнению и многие этнические шведы. Почему, когда в 80-х гг. на севере Швеции отмечались огромная безработица и социальная деградация, никто не жег машины? Возможно, в случае с Хусбю дело состоит вовсе не в социальных предпосылках, задается вопросом на сайте «Ньюсмил» симпатизирующий правоцентристам Кристер Эрикссон (Christer Eriksson). Эрикссон отмечает, что участвовавших в бунте молодых людей никак нельзя назвать оставленными государством - большинство из них учатся в школе или гимназии. Автор статьи также предложил читателям, трактующим восстание как справедливый ответ на «жестокости полиции», не путать причину со следствием, поскольку экипированные против борьбы с беспорядками полицейскими проявились в Хусбю только после начала бунта, а не наоборот.

Применить силу шведские власти призывают единственные критики мультикультурализма в шведском парламенте - националисты из партии «Шведские демократы». Их лидер Йимми Окессон (Jimmie Åkesson) заявил 21 мая изданию «Афтонбладет», что во всем виновата реализуемая властями после 1974 года щедрая иммиграционная политика: «Ответственность за происходящее должна лежать в первую очередь на тех, кто осуществляет акции насилия на тех, кто бросает камни. Но главная причина всех событий - это безответственная раскалывающая общество политика, осуществлявшаяся в течение многих лет и ведущая к напряженности и разногласиям в обществе».

«Шведские демократы» предложили в среду свой вариант решения кризисной ситуации (он, надо думать, понравится полиции, которая в последнюю ночь уже даже не выезжала к каждому пожару как раньше). В Хусбю, по их мнению, нужно ввести чрезвычайное положение, а для усмирения ночных банд следует использовать водометы. И если утверждение националистов о том, что к беспорядкам приложили руку их старые враги - ультралевые - еще можно попытаться опровергнуть, то против пользы водометов в сложившейся ситуации действительно не поспоришь.

Главным «коньком» «Шведских демократов» является критика мультикультурализма. Националисты справедливо замечают: в Швеции сложилась парадоксальная ситуация: прибывающим в страну иммигрантам не нужно учить шведского языка и принимать местные культурные нормы - они и без этого получат гражданство, при этом их язык и культура защищены законом. Однако события, разворачивающиеся в Хусбю, связаны не только со «слабыми местами» мультикультурализма. Они четко вписываются в число проявлений охватившего современную Швецию системного кризиса. Рождаемость в стране не соответствует необходимому для воспроизводства населения уровню; молодежная безработица не щадит ни мигрантов, ни этнических шведов; качество медицинского обслуживания и уровень школьного образования неуклонно падают.

Многие комментаторы уже заявили о том, что беспорядки, начавшиеся в Стокгольме в конце мая, нельзя сравнивать с волнениями, отмечавшимися во Франции и Великобритании. Эти эксперты забыли сделать поправку на местные условия: для Швеции этнические беспорядки такого масштаба - из ряда вон выходящее явление. Оценку событиям шведы дадут уже осенью следующего года, когда пойдут голосовать на очередных парламентских выборах.

Не хотелось бы выступать в роли Кассандры, но пока что прогноз развития событий для Швеции неутешителен. Вполне вероятно распространение беспорядков на другие города страны; очень хочется верить, что дело до этого не дойдет.

Впервые опубликовано: http://intellika.info/publications/stokgolm_okhvachennyy_pozharom/

швеция, новости, бред и неконтроллируемый поток сознания

Previous post Next post
Up