Единственный раз за Волгой

Jul 03, 2021 16:22



Ил-86
В 1988 единственный раз на нем летал. Обратно, из Хабаровска возвращались без посадки на Ил-62. Два этажа в самолет - это было круто !

Пенза расположена от Волги всего в 200 километрах, но я ни разу в жизни Волгу с запада на восток не пересекал (ну не считая поездок через Тверь в Санкт-Петербург) и Ульяновск - это самый восточный город России (да и любой другой страны) до которого в добирался по суше.

Однако, в 1988 году я провел целых два месяца в окрестностях Хабаровска в стройотряде.

Как я там оказался ? Да просто. Благодаря правилам, действовавшим тогда в Пензенском Политехническом институте, где я тогда учился и отцу, все детство рассказывавшем мне о своей службе как раз в Хабаровском крае.

У нас в институте было правило - не давать студентам отдыхать на каникулах. Летняя сессия заканчивалась в июне, осенняя начиналась в октябре, но из оставшихся трех месяцев в нашем распоряжении оставалось максимум два. Первые два лета расписывались следующим образом - или два месяца в стройотряде, или месяц в сентябре в совхозе. В принципе, никто не мешал ехать в совхоз и добровольно, но это нюансы. Вариант избежать и того и другого - медицинские показания, однако к таким «уклонистам» у нас отношение было до странности отрицательное. Например, когда на первом курсе один такой персонаж из нашей группы сумел избежать колхоза, то после возвращения домой он просто в группе не прижился и ушел на академ. Думаю, никто даже не помнит как его зовут. Сам я тоже чуть чуть не повторил его судьбу, так как в сентябре лежал в больнице от военкомата и только за неделю до окончания совхоза туда поехал. Вот как чуял - стоит ! Оказался прав.



8-битный персональный компьютер Robotron EC 1834
Для 1987 года и для советских провинциальных пользователей ЭВМ того времени - невероятнейший хайтек. Одни 5" дисководы чего стоили !

После первого курса я наше способ избежать и стройотряда и совхоза - два месяца оттрубил в «научно-производственном отряде». Если кратко - изучал работу на персоналках (тогда еще 8-битных) и играл на них. Толку от этих двух месяцев было, казалось бы, ноль кроме того, что я теперь знал, как это - работать на ПК (ОС у нас была какая то руссифицированная версия CP/M) и начал учиться быстро печатать на клавиатуре (еще не вслепую, всему свое время).

Но после второго решил не халтурить, а съездить таки в стройотряд. Мотивация была простая - а как это, закончить ВУЗ и не пройти такую школу ? Тем более, после третьего и четвертого курсов ожидалась производственная практика, а после пятого - преддипломная и второй шанс попасть на «стройки коммунизма» мог быть только после окончания ВУЗа, когда, может быть и настроения уже не будет.

На выбор предлагались следующие варианты - стройка в окрестностях Хабаровска, переработка рыбы в окрестностях Архангельска, работа на кирпичном заводе в райцентре Пензенской области Никольске. Последний вариант был отвергнут сразу - и в чем кайф работать в 10 минутах ходьбы от дома моей любимой тёти ?

Причины выбора Хабаровска были очевидны, тем более, два месяца сидеть в сырости и чистить рыбу ??

image Click to view


Фильм о Хабаровске снятый как раз в 1988 году

Батя мне рассказывал, что в Хабаровске все время холодно. Зимой ажинно до -60, а летом дома не прогреваются, поэтому я тащил с собой в поездку чуть ли не зимнюю куртку. Ну, а что ? Это сейчас, благодаря интернету быстро собрать информацию о любом городе в мире нет никаких проблем. В то время все было куда сложнее. Кстати, вот эту проблему с получением информации упорно не хотят признать все «хочуназадвсссры». По мне - только за то, что этой проблемы больше нет стоит нежно и трепетно любить современную действительность.

Добирались в Хабаровск на самолетах, с пересадкой в Москве. О том, с чем я там впервые столкнулся я еще напишу в новых постах серии «В Москву, в Москву». Летели на Ан-24, приземлились в Быково. Был такой региональный аэропорт в окрестностях Москвы. Вот обидно, как раз в конце 1980-х там построили новое здание аэропорта, но сейчас там «паркуются» только спортивные и частные самолетики.

В Хабаровск летели на гиганте Ил-86 по Дуге Большого Круга с посадкой в Норильске. Пересекали север Запада Сибири и немного зацепили Северный Ледовитый Океан. Змееподобные русла сибирских речек и громадина дельты Оби в ярчайшем солнечном свете еще то зрелище. Полет поражал тем, что самолет вообще никак не колебался. Ни качки, ни турбулентности. Ничего. Раз в час слегка потрясет - мелко-мелко и всё. Приземлились в Норильске. Там здание Аэропорта было (а может и сейчас есть) копией пензенского. На часах 2 ночи, за окном светло, идет дождь, недалеко от аэропорта олени с санями, на взлетной полосе полярный Ан-12 в красной ливрее. Бросились отправлять письма и почтовые открытки с норильскими штемпелями.



Здания Хабаровского Аэропорта
Слева старое, справа, вдали новое. Оно кажется, по провинциальным меркам громадным и таковым и было. Однако, там всегда было не протолкнуться. Хабаровск был тогда воздушными воротами Дальнего Востока, поэтому народу там было море. Зал ожидания был забит под завязку и много народу проводило время в расположенно справа на снимке сквере. Что интересно - туалет аэропорт был расположен не в здании, а отдельно - за сквером, метрах в 100. Почему это так важно - расскажу в следующем посте.

Прилетели в 8 утра по местному времени и в 1 час по московскому. А вылетели в 5 вечера. В воздухе провели 7 часов 40 минут. Запомнил ! Билет стоил 135 рублей. Средняя зарплата тогда в СССР была где то 210-220 до вычета подоходного налога (по моему, он составлял 12%).

Выходим из самолета, я достал из рюкзака спортивную кофту и тут вот, что называют американцы hot wave - волна раскаленного возраста. На дворе утро, а в Хабаровске уже за 30. Вот реально - это был абсолютный шок.

До места дислокации отряда надо было еще ехать на пригородном поезде. На чем то, наверное на троллейбусе номер 0 (это был единственный троллейбусный маршрут, имевшийся тогда в Хабаровске, не знаю как потом было) доехали на вокзала, погрузились в поезд и двинулись.

И эта поездка стала настоящим адом. Температура все росла, при этом мы уже больше суток были на ногах. Ощущения были.. ну представьте - вас будет в 6 утра после длительной пьянки и отправляют капать картошку. Причем, отказаться нельзя в силу чисто объективных причин - ее на самом деле надо копать. И да, на улице жуткая жара. И опохмелиться можно будет только в обед.

Кстати, вагоны были еще те - 1954 года выпуска, с чисто деревянными полками и с двумя фонарями в разных концах вагона. До точки езды было менее 40 км, но ехали мы очень медленно, часа полтора.

На месте (городок, спустя 30 лет ставший известный из за головотяпства местного начальства во время эпического наводнения Амура и притоков) нужно было еще расположиться в местной строительной конторе, где нам было выделено несколько комнат, а уже в 8 утра вперед, на работу. До кучи, оказалось, что там нет (от слова совсем) чистой воды и нас как раз привезли, чтобы достроить, наконец, очистные сооружения, которые строились ажинно с лета 1971 года. У нас в отряде было два "трудновоспитуемых подростка", родившихся уже после начала строительства этого объекта). Утро первого дня, после абсолютно бессонной ночи - попробуйте спать при +25 и влажности под 80%, особенно, со сбитым временем, смело можно назвать «утром стрелецкой казни». До сих пор помню колыхающиеся от недосыпа фигуры коллег с полузакрытыми глазами, окружившие водокачку с ржавой водой.

Как говорит Варламов - «это был просто конченный п..дец».

.............................................


Лето 2021 - вероятно, самое жаркое за последние 11 лет, со времен жуткой жары 2010го. Но есть отличный способ справиться с перегревом, если вы часто бываете на даче - купить надувной купити надувний басейн. Если страна вашего проживания Украина, то нет ничего проще - просто зайдите на сайт компании Intex Bet и закажите там искомый товар. Самый простой надувной бассейн диаметром в 183 см и высотой бортов - 51, обойдется (без стоимости доставки) менее чем в 600 гривен. Согласитесь, это, реально, копейки. Организовать шашлыки для себя и ближайших друзей будет стоить дороже.

жизнь, #этолето

Previous post Next post
Up