Абитурент-86. Часть 4. Распределение и жилье

Aug 09, 2023 12:36

Важным моментом при выборе вуза была политика распределения в нем. В общем то, везде действовало правило - лучших выпускников в лучшие места. Для тех, кто оканчивал московские вузы с красным дипломом была прямая дорога на местные предприятия. Тоже было и в провинции, если не было возможности получить распределения в более престижные места. Для примера, две моих знакомых, окончивших геофак МГУ с красными дипломами, благополучно получили работу в Москве (одна в 1991, другая в 1992, когда распределение еще работало), а еще одна, на одни пятерки учившаяся в пензенском Пединституте отправилась на работу в Ленинград, куда к ней приехал и ее муж (он был моложе). Понятно, что если ты учился в том же педе не шатко ни валко, то варианта было два - или в деревню, или замуж за курсанта «Артухи» и в гарнизон.

А вот в Политехе было интереснее. Дело в том, что он всегда ориентировался в основном на местные производства, поэтому в подавляющем большинстве случаев, наши выпускники в Пензе и оставались (хотя, например, одногруппники моей мамы в конце 1960х отправились в Киев). С одной стороны, это было хорошо, но с другой лишало выпускников достаточно простого социального лифта. Однако, вот в аспирантуре то можно было учиться и в Москве (чаще наши это делали в Ленинграде), а там уж как повезет. Некоторым реально везло.

Но теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Вот, например, живешь ты в, например, Ярославле и интересна тебе компьютерная техника. Ты поступаешь в местный политех, но фишка в том, что разработка и производство компьютерной техники в СССР велись в ограниченном числе городов (сходу - Москва, Ленинград, Киев, Минск, Пенза, Казань, Тбилиси и, по моему, Рязань). То есть, если ты учился на конструктора ЭВМ, то скорее всего тебя отправят в другой город. А там жди спецэффектов.

«Назадвсссры» расскажут вам, что каждый молодой специалист сразу же получал собственную комнату в общаге, а года через три и квартиру. На самом деле, все зависело от ситуацией с жильем в конкретном городе. В Пензе эта ситуация в 1950-90хх характеризуется одним словом на букву «ж». Посудите сами - после Войны у нас жило 160 тысяч человек, но уже через 20 лет население выросло в два раза, в начале 1970х пензяков (для местных, включая Заречный) было уже 400 тысяч, в 1981 (хорошо помню этот момент) в семье приезжих из деревни родилась девочка, объявленная полумиллионным жителем, а в 1992 население города превысило 550 000 к чем надо прибавить 70 000 ранее выделившегося закрытого города Заречный. Таким образом, за менее чем полвека население города выросло в четыре раза. И никто уже не хотел жить в землянках, как в Первые Пятилетки.

И вот вот тут возникала ловушка для выпускников. Во первых, пензяков не ставили в очереди на получения жилья, мотивируя это - ну ты же где то живешь, раз местный ? А если и ставили, то постоянно отодвигали. Во вторых, распеределенные из других городов жили в общагах, так как не все НИИ и заводы могли пробить жилье своим работникам. Я знаю женщину, которая начав работать в Пензе в 1986 году так навсегда и застряла в общаге. И одного мужчину, коренного пензяка, который даже будучи начальником цеха в крупнейшем пензенском заводе до 43 лет жившего с женой и двумя детьми в коммуналке (у нас это называется - «комната на общей кухней»). Или вот примеры из нашего НИИ, куда я попал после распределения. Лет 5 там вообще не давали квартир - НИКОМУ. Дошло до скандала, тот самый «супертокарь без которого все встанет» пришел к директору и сказал, что или квартира или он уходит. Директор НИИ поехал к первому секретарю горкома партии и слезно просил квартиру. Дали. После чего дали и кооперативный дом, едва ли не половину которого следовало отдать чиновникам, милиционерами и выходцам из деревень. Моя хорошая знакомая приехала в Пензу с тысячей в кармане на первый взнос, проработала в НИИ 10 лет, при ней строилось 2 или 3 кооперативных дома, но квартиру ей так и не дали (ЗА ДЕНЬГИ !), в итоге, она в 47 лет взяла однушку по ипотеке. Первые четыре года она, кстати, жила в 10-метровой комнает общежития с коллегой. С личной жизнью, понятно, непросто. Она так и не вышла замуж. Нет, формально она в 28 лет в гражданском браке, но привычка жить одной так и не позволила создать полноценную семью.

Тяжелые проблемы с жильем в Пензе ломали судьбы, так как местные ребята (и девчата), у которых возникали отношения с приезжими, практически гарантированно нарывались на конфликты с родителями и эти конфликты были куда тяжелее, чем в Москве. Во первых, в Москве если уж прорвался, то квартиру тебе рано или поздно давали, например, по системе социального найма (что в Пензе было и есть доступно в основном для госслужащих), во вторых, там просто проще снять квартиру. Моему другу мать запрещала жениться на любимой женщине, мотивируя это тем, что та оттяпает у него их трешку. Первой его большой любовью была студентка из второго по населению города области, второй - девушка из Нижегородского Универа, попавшая к нам по распределению. И так у него толком ничего не получилось. А вот у выходцев из деревень никаких проблем не было - квартиры им давали куда легче и проще, главное, захоти и чтобы были денежки от продукции подсобных участков.

........................................
Вилючинский вулкан (75 фото) и сотни других фотографий прекрасных мест нашей страны на сайте priroda.club в идеальном качестве и без каких либо роялити.

вуз, жизнь, история

Previous post Next post
Up