Оригинал взят у
actoris в
Информационное пространство и критическое мышление. Крайний пост.Вчера здесь был опубликован
серьезный пост по теме массовой информации.
Он был далеко не первым. До этого я уже писал многосерийный текст про СМИ (
1), писал про критическое источниковедение (
2), ужасался интеллектуальным уровнем блог-писателей (
3,
4), упоминал про скрытое влияние массовой информации на мировоззрение (
5), разбирал конкретные примеры вредоносного бинарного мышления (
6) и нашего личного негативного влияния на информационное пространство (
7). Даже забавные параллели из мира животных тут проскакивали (
8), и наглядные иллюстрации манипулятивных технологий через оптические иллюзии (
9, с картинками!). А ведь, сюда же можно еще и приложить посты на тему системного мышления (
10), которых тоже хватало! В общем, чего только тут не было по этой извечно актуальной теме...
Мне кажется, что за последние годы я высказал в этой области едва ли не всё, что можно было высказать в рамках любительского блога. Повторю ещё разок основные тезисы - для тех, кто принципиально не читает большие тексты, не любит иллюстрации и приукрашенные формулировки.
1. Абсолютное большинство народных представлений о явлениях и процессах в человеческом обществе построены на основе массовой информации. И, благодаря этому, имеют сильнейшие искажения.
2. Эти искажения становятся следствиями случайных и намеренных манипуляций с фактами и логических уловок. Большинство активных наполнителей информационного пространства не стремятся к объективности. Их цель - доказать точку зрения своего лагеря, либо получить дивиденды с роста популярности своего ресурса, за счет подачи наиболее сенсационной, или наиболее ожидаемой массами информации.
3. В этом процессе на равных выступают как "традиционные" формы средств массовой информации (телевизор, радио, газеты), так и интернет-ресурсы. Например, в блогосфере точно так же выделяются свои "особо популярные СМИ", вырабатывается наиболее модная "генеральная линия", и точно так же искажается информация в угоду идеологии или популярности.
4. Искажения в информационном пространстве играют на руку бинарной пропаганде. Благодаря постоянному упрощению и "остроте" подачи информации, массовое сознание всякий раз склоняется к делению на два противоборствующих лагеря по отношению к большинству фактов и большинству значимых явлений. Альтернативные, "третьи" точки зрения попросту игнорируются.
5. Единственная защита от потери реальности и попадания на удочку бинарной пропаганды - это личные навыки критического анализа; умение отделять факты от предположений и оценок, отличать важное от второстепенного, обходить логические уловки и не поддаваться на эмоциональные аргументы. Подобные навыки необходимо развивать с детства. В идеале, их развитие должно включаться в школьные и вузовские программы.
Как-то так.
На самом деле, конечно, хочется сделать и чего-то более существенное.
Можно каким-то образом проработать всю эту тему на более серьёзном, научном уровне. Тут будет и практическая польза, и модный "междисциплинарный подход", и бешеная актуальность проблемы. Мечта исследователя, в общем.
Можно разработать и издать доступную и наглядную брошюрку с ликбезом по теме информационных манипуляций и критического анализа информации. Так сказать, "для школьников, студентов, и всех, кто не хочет оставаться в дураках".
Можно организовать жж-сообщество, посвященное вопросам информационных искажений, конкретным манипуляциям и методикам защиты от них. Собирать там досье на особо ловких и популярных специалистов по запудриванию мозгов, разбирать практические ситуации, креативить и распространять доходчивые картинки по теме, для самых тупых и мало читающих.
Много можно было бы сделать полезного в этой сфере...
Но всегда нужна либо кучка свободного времени, либо команда активных единомышленников. Увы. Нет ни того, ни другого.
Однако, если не брать в расчет скоординированные проекты, даже каждый из нас способен делать на этом поле хотя бы какие-то повседневные мелочи. Каждый способен периодически доносить до окружающих необходимость использования критического мышления в работе с любыми информационными источниками, в любых средах. Ибо положение дел, при котором даже вполне образованные граждане выдают перлы в духе "телевизор все врёт, и только в блогах распространяется честная информация" - выглядит совершенно удручающе.
Надо расхлебывать это море тьмы.
Хотя бы по капле.
PS. В комментариях к этому посту очень хотелось бы увидеть ссылки на ваши (коли своих нет, то можно и на чужие) материалы по затронутым темам. СМИ, пропаганда, манипуляции с фактами, логические уловки, критическое мышление, и всё-всё, что с этим связано. Соберем, так сказать, маленькую библиотечку по теме. Любые тематические соображения и предложения - тоже пишите, не стесняйтесь.