Медитация это состояние
внутренней сосредоточенности,
созерцания для достижения
духовного прозрения.
- ПАТАНДЖАЛИ
ЗАЧЕМ ЭТОТ ТЕКСТ?
Сегодня на рынке оздоровительных услуг (психотренинги, йогические, личностные практики) - наиболее востребована «медитация». Руководств и литературы на эту тему предостаточно. Рынок насыщен, но при внимательном знакомстве с данной литературой, а главное, видя результаты на тренингах и семинарах, возникает легкое недоумение, что делают эти люди, честно выполняющие рекомендации по практике медитации? Если они добиваются состояния «медитации», то надо понимать, чем оно характеризуется. Предположим, мы достигаем результата в виде психологического состояния «медитация». Но если мы думаем, что это автоматически ведёт к духовному просветлению, то это совсем не так. Возможность вызывать состояние медитации и пребывать в нём - главное условие для дальнейшей работы по развитию и познанию себя.
Главная трудность для европейцев
в достижении состояния медитации осознать,
что она относится к категории чувств
и подчиняется тем же правилам и законам,
по которым существуют все наши чувства.
На тренингах мы часто слышим указания, которые довольно затруднительно понять,
а тем более выполнить.
«Сконцентрируйтесь» для европейца звучит как призыв к действию, надо напрячься и принять вид окаменелости из раскопок. В китайской традиции этот термин означает: определите поле вашего внимания и ограничьте его вашим волевым усилием. Если сказать проще, то при помощи вашей воли удерживайте поле вашей заинтересованности (внимания). Что такое «воля»? Этот термин требует дополнительного толкования, и мы его разберём.
«Направьте свое внимание на…» дальше определяется, куда нужно его направить (дыхание, точка, философское понятие). Но что такое «направьте»? какова технология этого процесса? как удержать этот процесс и управлять им? И если «я» сконцентрируюсь, то напрягусь и тем самым заблокирую область чувств?
Следующий термин «расслабьтесь». Для европейца это означает «растекание» до состояния почти падения, но как тогда быть с «волей»? В традиции тайцзи «расслабление» - это чувство сбалансированности вашего тела, при котором нет главенствующего приоритета между передней и задней, левой и правой сторонами тела. В этом состоянии, внутренняя ось тела строго вертикальна, что позволяет энергии сверху (под силой тяжести) опускаться вниз до стоп, а энергии снизу (под действием силы отталкивания) подниматься вверх. Всё это вместе создает условия для правильной циркуляции энергии в человеке, что проявляется в виде состояния гармонии и баланса.
Очевидно, что если мы выполняем рекомендации, понимая смысл происходящего, тогда в результате приходим в состоянии внутренней сосредоточенности и созерцания, то есть достигаем состояния «медитации». Но происходит ли это в реальной жизни?
Ещё несколько популярных клише.
«Сядьте прямо» - что это означает? какова роль поясницы? угол наклона корпуса, как расположена голова? как удержать позу? какие возможны варианты?
«Остановите или наблюдайте свой поток мыслей» звучит вполне разумно. Но при этом надо уметь дышать, держать позу, быть в состоянии баланса, гармонии и внутренней сосредоточенности. Как это всё совместить?
«Соединитесь мысленно с...» чаще всего предлагаются какие-нибудь созвездия. Как вы себе это представляете, вы карту звездного неба, наверное, на ночь смотрите?
Ну и, конечно, путешествие по своим внутренностям. «Улыбнитесь своим...» дальше идет перечисление для студентов медиков. Не так часто встретишь людей знающих расположение селезенки и печени и где вообще легкие.
То есть, если мы говорим о результате, вероятно,
начинать следует со смысла, что я делаю, как, зачем,
какими средствами я могу достичь этого, и за какое время.
КАК ПРАКТИК ОРИЕНТИРУЕТСЯ В МИРЕ И В СЕБЕ?
Для людей, находящихся на пути саморазвития, необходимо иметь систему описания самого себя, своего функционирования и устройства окружающего нас мира. То как мы воспринимаем окружающий мир и себя в нем, является основным моментом в самопознании. Мы привыкли, что наше описание мира базируется на научном подходе, и главная трудность это осознать те категории и понятия, которыми оперируют йога, цигун, нэйгун и тайцзи. Все эти энергетические потоки, каналы, точки, даньтяни не вписываются в привычный научный подход. Это фиксирует нас в привычных мерках и привычных понятиях, а значит в жестко ориентированном и установленном описании мира.
Сразу оговоримся, что здесь и далее мы будем пользоваться
даосской системой описания мира
и его базовыми концепциями инь-ян, равновесия и 5-ти процессов.
О них достаточно информации в открытых источниках.
Нам пригодится некоторая терминология. Итак, под следующими словами мы понимаем:
Поле - это пространственно-временная, информационная, энергетическая и силовая характеристика любых материальных объектов, обладающая изменчивостью в пространстве и свойством накапливать и сохранять информацию о своём объекте, увеличивая потенциал (глубину) по всем своим параметрам во времени.
Поток - это ориентированное движение энергии, структуры внутри поля.
Сознание - это вся совокупность информации обо всех процессах в пространственно-временном континууме Земли и Вселенной.
Какой бы практикой мы ни занимались,
мы всегда действуем, чувствуем и существуем в сознании
(существуют личное сознание, о сознание рода, племени,
народа, страны, планеты Земля и так далее).
Поскольку мы применяем определения поля и сознания, в основном, относительно человека,
то позвольте для простоты определить поле сознания
как пространственно-временную и информационную характеристику
всех людей Земли.
Дух - это психическая способность, что побуждает к действию, начало, определяющее поведения и действия человека. Человеческий дух выражает идею и намерение в сознании, а сознание определяет дух.
Внимание - избирательная направленность ментального и чувственного восприятия в поле сознания от модели субъекта к модели объекта.
Намерение - это идея действия человека; его миссия, которую он реализует в течение своей жизни.
Воля - это направленный, ориентированный намерением дух, воплощённый в энергии и действии.
Сосредоточение - это фокусировка внимания на объекте. Фокус возникает в поле нашего внимания при направленном волевом усилии.
Структура человека и его тело в терминах даосского «алхимического процесса» образована «тремя драгоценностями»:
1) ощущения-чувства,
2) дыхание-энергия,
3) дух.
Каждая из них обладает параметрами:
1) веществом (сутью, идеей),
2) качеством,
3) силой.
Мы существуем, чувствуем, живем в поле сознания с опорой на тройственную систему, симметрии в асимметрии (инь-ян и равновесие). Смысл нашего развития в понимании взаимных переходов инь и ян и нахождения между ними динамического равновесия для управления и уравновешивания 5-ти процессов, которые организуют нашу жизнь и определяют перемены в ней и природе.
Поле сознания одного человека условно можно разложить на последовательный ряд, который проживается им от абстрактного ощущения до конкретного действия:
1) различимые ощущения >>>
2) ощутимые переживания >>>
3) переживаемые образы >>>
4) образуемые понятия >>>
5) понятые смыслы >>>
6) осмысленные действия.
Это поле мы наполняем дыханием-энергией, направляем духом, удерживаем волей и фокусируем вниманием.
Даосская система насчитывает 5+1 ощущений (чувств), включая дыхание. Для последователей научного подхода можно добавить, что наших чувств насчитывается не менее 18. Считается, что так называемые «правильные» или достоверные ощущения от 5-ти органов чувств возможны только при «правильном» или управляемом дыхании человека. Схема 5+1 подразумевает, что дыхание - это движущая сила всех 5-ти чувств. Дыхание считается наиболее тонким и выходит за пределы осознания нормального человека. При помощи управляемого дыхания, утончая и изменяя его, мы приходим к более глубоким аспектам остальных 5-ти ощущений, к преобразованным, тонким оттенкам всех чувств, а через них к осознанности тела и одухотворенности человека. В китайской традиции в дыхании живет душа. С точки зрения алхимии тела, душа это средство, орудие духа. Соответственно, с одной стороны, дыхание управляет 5-ю чувствами под руководством духа и является способом общения внешнего мира и духа человека. С другой, дыхание - это инструмент для преобразования и утончения 5-ти чувств и ощущений. А также средство доставки энергии к различным участкам тела.
В этом понятийном поле,
Медитация - это осознанное и управляемое сосредоточение всех чувств,
включая дыхание, удерживаемое вашей волей.
Это сосредоточение создаёт новое комплексное чувство,
состоящее из всех 5-ти и дыхания.
Развивая комплексное чувство через эту практику,
вы создаете условия для стабильности, ясности восприятия и безмятежности ума
(медитативного состояния).
Так как мы находимся в постоянном потоке внешних и внутренних изменений, то чтобы удерживать себя в нём, мы должны знать свою внутреннюю точку равновесия (внутренний центр) в каждом из 5+1 чувств. Поэтому понятие осознанность определяется как способность удерживать себя целостным в постоянном потоке перемен и изменений, находясь центре.
Для входа в состояние медитации и его удержания, нужна дополнительная энергия, поскольку оно требует бóльших ресурсов, чем повседневный опыт. Энергию мы можем получить только посредством правильного дыхания, и для этого мы пользуемся различными темпами и ритмами дыхания.
Энергетическая система человека состоит из 3-х даньтяней, ключевых энергетических центра, принимающих перерабатывающих и распределяющих дыхание-энергию. Нижний даньтянь получает, производит и накапливает неструктурированную энергию, средний вырабатывает из нее различные виды сил, которыми мы и пользуемся в обычной жизни, верхний перерабатывает энергию для снабжения нашего ума и процесса мышления. Верхний центр считается управляющим, и зачастую потребляет наибольшую долю всей энергии человека в сравнении с другими энергетическими центрами.
В традициях даосского описания человека технология получения и выработки энергии базируется на принципе «шара». То есть сами даньтяни представляются нам в виде шаров, вращение которых в различных плоскостях с разными скоростями, даёт возможность принимать перерабатывать и распределять энергию.
КАКИЕ УСЛОВИЯ НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ, ЧТОБЫ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ?
Целью всех практик по саморазвитию является научение осознанному ряду правильных, последовательных действий для достижения баланса, ясности и безмятежной чистоты духа.
С точки зрения сознания, на первом этапе мы учимся направлять и фокусировать своё внимание на ощущениях посредством управляемого дыхания. Процесс дыхания начинается с выдоха (опустошения), а затем со вдохом начинают новое движение, управляемое через различные темпы и ритмы. Удерживать своё внимание на дыхании возможно лишь при помощи усилия воли. Практикуя управляемое дыхание, изменяя его характеристики, качество, силу и вещество, мы преобразуем его в вещество воли (воля, в свою очередь, имеет собственные характеристики силы, качества и вещества). Это изменение приводят в движение весь цикл называемый «алхимическим преобразованием» внутренней энергии человека, называемой духом (который также характеризуется силой, веществом и качеством духа).
Важным условием успешности с позиции сознания
является соблюдение последовательности действий, то есть:
1) определение поля вашего внимания и его осознание >>>
2) фокусировка внимания на ощущениях при помощи дыхания >>>
3) удержание и направление внимания при помощи воли >>>
4) точечное восприятие задачи практики в поле фокусировки
(например: задача - счет выдохов или вдохов) >>>
5) однонаправленная медитация на задаче практики.
С точки зрения тела, медитация получится если вы:
1) держите вертикальную ось тела от макушки до копчика;
2) восстановите соосность всех суставов и костей;
3) держите баланс в натяжении всего тела: в передней-задней частях тела, левом-правом, верхом-низом, макушкой-копчиком и всего остального объёма;
4) располагаете стопы верно, если вы стоите (на 9 полных и одной пустой точке);
5) отслеживаете натянутость (округлость) поясницы;
6) правильно и равномерно дышите (даосское дыхание: вдох соответствует сжатию и опусканию по передней стороне тела, выдох - расширению и подъёму по задней поверхности тела);
7) поддерживаете мягкий расфокусированный взгляд под углом 45 градусов;
8) воспринимаете тело как единую неделимую структуру;
9) воспринимаете три даньтяня и «шар» как энергетическую основу тела;
10) воспринимаете тело как единицу временного импульса изменений и перемен (циркуляция ци по 12-ти каналам, их фоновые и звуковые характеристики). В высшем аспекте тело воспринимается, ощущается и проявляется, осознавая себя как вещество чувств и ощущений.
ЧТО СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
А теперь идём на коврик и начинаем практику.
1.(вход и намерение)
Садимся в семичленную позу или любую другую, которая вам не мешает, но выполняет условия входа в медитацию с позиции тела. Входим в условия практики с позиции сознания.
Уясняем для себя, что всё, что мы делаем - осознаём своё «здесь и сейчас», мы не пытаемся подавлять эмоции и мысли, мы не отдыхаем и не выдумываем себе сверхспособности. Установив это намерение, переходим к практике осознанности.
2.(практика трех кругов внимания; круг первый)
Самоидентификация себя и места. Представьте себе (лучше смотреть как бы сверху) то место, где вы живете (город, деревню). Этот образ должен быть конкретным и точно ориентирован в пространстве. В вашем сознании вам следует обозначить те здания улицы дома, которые делают ваше место узнаваемым и адресным. Это будет самым большим полем вашего внимания. Если вы сможете почувствовать масштаб вашего места, его вибрации (звуковые и энергетические) его ритм, цветовую гамму, запах, вкус - словом то, что делает это место узнаваемым для вас, то это облегчит все последующие действия.
3.(второй круг внимания)
Найдите в городе ваш дом. Выделите его в общем объеме города, как центр вашего внимания и сосредоточения.
4.(третий круг внимания)
Удерживая внимание, своим волевым усилием перенеситесь в свою квартиру и почувствуйте или увидьте себя, сидящим на коврике в комнате. Точно почувствует все ваши вещи, запах и цвет стен, мебель, цвет вашего коврика и то, во что вы одеты. Вот мы и пришли к себе «здесь и сейчас».
Обратим внимание на дыхание, изменилось ли оно? Изменилось ли состояние ума?
5.(практика циркуляции энергии)
Сидя в позе, округлим поясницу, выстроим вертикальную ось тела по линии макушка-промежность, обозначим три центра нашего тела, верхний (область головы), средний (область середины груди) и нижний (в области низа живота и таза). Для большей наглядности, осознанно выполним в уме, включение центров, как бы последовательно зажигая их (начните сверху). Обратите внимание на яркость света и цвета центров и как они будут меняться в зависимости от изменений вашего дыхания и состояния.
Следующее действие будет связано с нижним центром и создаст циркуляцию энергии. Положите руки ладонями на живот. По принципу даосского дыхания, сделайте три цикла по 60 выдохов (всего 180). Считайте выдохи.
Не останавливаясь, начните новое действие вращение шара. Начинаем с прямого вращения 30 раз, затем проделайте 30 обратных вращений. В результате этих практик, возможно, возникнет ощущение шара внизу живота, но не стоит себя обманывать, если это не так.
После этого, когда созданы условия для циркуляции энергии в теле, мы можем перейти к Малому кругу циркуляции энергии. Один цикл равен 9-ти кругам. Наше внимание сосредоточено на прохождении дыхания и удерживании этого процесса волевым усилием.
Количество циклов должно быть достаточным для получения ощутимого результата. Результатом считается состояние сосредоточенности, внутреннего созерцания, сбалансированности, ясности и безмятежности ума.
Не ограничивайте себя временными рамками в первое время, но затем чётко отслеживайте потраченное время и мониторьте все процессы, доступные вашему восприятию.
6.(окончание практики)
Для того чтобы выйти из практики и сохранить полученный результат, нам надо выполнить технику собирания энергии. Для этого положите руки на нижний центр и массируйте его круговыми движениями, сначала по часовой стрелке, а затем против.
Массаж надо делать до появления ощутимого тепла и состояния комфортности. Затем положите руки сзади на область почек и выполните такие же действия.
Не давите, старайтесь чуть касаться, это усилит вашу чувствительность.
Под термином «массировать» следует понимать тактильное ощущение, которое возникает у вас от едва заметного касания руками. Достаточно просто положить руки и мысленно делать круговые движения, эффект в этом случае бывает гораздо ощутимее, чем при касании. Если вы правильно выполнили всю практику, то ваша чувствительность в этот момент гораздо выше, чем в начале, и вы более восприимчивы к тонким аспектам чувств (вибрации, колебания), наоборот, все резкие и мышечные действия разрушают сложившиеся равновесие и гармонию, и нарушают плавное течение энергии в каналах тела. Действия рук в таком «массаже» обычно сравнивают с легким дыханием, которое глубоко проникает в вашу телесную структуру.
7.(анализ)
Теперь мы можем приступить к анализу произошедшего или не произошедшего с нами. Мы помним о том намерении, с которым мы приступили к практике. Появление в нас чувства и состояния внутренней сосредоточенности, созерцания, сбалансированности, ясности и безмятежности ума это характеристики «медитации». Обмануться возможно, если быть озабоченным результатом, неправильно выполнять практику. Но если ваше дыхание стало ровным и еле заметным, если вы ощущаете себя как объёмную форму, если ваше тело не чувствует привычного напряжения между левым и правым, если вас не тянет вперед или назад, - то есть если ваши ощущения изменились в сравнении с начальной фазой, значит вы оказались в измененном состоянии, которое мы можем назвать медитативным. Дальнейшие шаги, которые могут быть предприняты из этого состояния, требуют другой практики и тщательного пояснения.
8.(выход)
Заключительный шаг требует особого внимания и волевого усилия. Надо не потерять достигнутое состояние и вместе с тем, вернуться к обыденной жизни в социум. Эта практика также носит название «трёх кругов внимания» и полностью повторяет то, что мы делали в начале, но в обратной последовательности.
Мы начинаем с осознания себя, сидящим на коврике, в этом месте и в этой одежде (первый круг). Для того чтобы запустить процесс, начните с практики дыхания и счёта, удерживая в сознании своё местоположение и задачу.
Далее увидьте в уме свой дом (второй круг внимания). Все действия, связанные с восприятием вашего дома, выполняйте с той же наполненностью чувств, как и в начале практики. Теперь мы должны увидеть (в уме) сверху свой город с вашим домом. Но теперь вместо ухода в себя, в свой внутренний мир, почувствуйте себя в нем. Во всех аспектах этого города с его ритмом, дыханием, цветом, запахом - словом наполните его жизнью и увидьте себя в нем (третий круг внимания).
Затем мысленно представьте себя в своей квартире, на своем месте, но теперь сохраняя ритм дыхания и сосредоточенность, точно осознайте, а еще лучше, как бы увидьте себя со стороны, и выполните технику проведения энергии сверху вниз, до нижнего центра. На этом практика заканчивается, медленно встаньте и выполните несколько растягивающих движений. Можно выполнить легкий охлопывающий массаж всего тела.
Техники, используемые в этой практике медитации:
Упражнение «Определение вертикальных и горизонтальных осей тела»
Упражнение «Соосность частей тела»
Упражнение «Структурность тела»
Упражнение «Три круга внимания»
Упражнение «Даосское дыхание»
Упражнение «Проведение Ци»
Упражнение «Вращение шара Ци»
Упражнение «Малая циркуляция Ци»
Если у вас есть вопросы, или появилось желание поделиться результатами опыта,
мы будем очень рады вашим комментариям и письмам. Удачи всем.
Намастэ.