СырПещерТур-2018: Денисова пещера, Искровская пещера

Jul 04, 2018 22:15

Денисова пещера - место очень крутое, очень важное по меркам всего человечества и цивилизации, я давно туда хотела - прикоснуться к истокам, в прошлый раз немного не доехали, в этот наконец-то свершилось.

С дороги пещеру не видно, она существенно выше, надо ориентироваться на указатель - сразу за ним площадка, где можно припарковаться. Дальше топаем по тропинке наверх.

Вот она! Летом в пещере работают экскурсоводы из Солонешенского музея, мы удачно приехали как раз к началу экскурсии, длится она 40 минут, и за эти 40 минут в полумраке пещеры ты реально погружаешься куда-то в первобытные времена.

Денисова пещера образовалась 800 тысяч лет назад. Вода постепенно вымывала породу, образуя полость с двумя внутренними тупиковыми галереями и тремя внешними отверстиями (верхним, центральным входом и правой полостью). Благодаря верхнему отверстию центральная, обширная и удобная часть грота была освещена; кроме того, оно обеспечивало прекрасную дымовую тягу. Грот всегда был хорошим естественным убежищем для человека и животных.

На фотографии выше видно это верхнее отверстие - прямо над человеком в красном. Судя по всему, археологи пытались закрыть его какими-то рамами с плёнкой (?), но сейчас они выглядят не лучшим образом.

Но атмосфера там классная! И дышится легко. Экскурсовод сказала, что дети в пещерах обычно нервничают и скандалят, но Максу даже понравилось, постоянно трогал эти мокрые стены.

Снова вид вверх.

А это правый выход - раньше он был сквозным, но во время землетрясения его завалило.

По алтайски пещера называется Аю-Таш - медвежья гора, медвежий камень (дословный перевод), берлога - смысловой перевод. По древней легенде, здесь «…жил черный шаман, который, однажды разозлившись на местных жителей, наслал дождь, который шел не переставая несколько лет. Расстроенные люди обратились за помощью к доброму белому шаману, который изгнал злодея, а все дожди скатал в один комок и превратил его в камень, спрятав в толще Денисовой пещеры». Пещера давно и хорошо известна как местным жителям, так и широкому кругу туристов и спелеологов. Сведения о Денисовой пещере встречаются уже в изданиях XIX в. О пещере упоминал Н. К. Рерих, который посетил ее в 1926 г. во время экспедиции по Алтаю. Искусствовед Л. В. Шапошникова полагает, что художник использовал сделанный у пещеры этюд в одной из своих картин.

Я была уверена, кстати, что история про шамана - это про Усть-Канскую пещеру, но экскурсовод это моё мнение опровергла. А судя по надписям на потолке, люди лазили туда и в 1908 и в 1911, оставляли свой след.

Тогда, однако, пещера была существенно ниже. Эта зеленая линия - нулевой уровень, отмеченный археологами. Ниже - раскопано.

Про раскопки вообще чрезвычайно интересно!

При раскопках пещеры выявлено более 20 культурных слоёв различных эпох. Собрано более 80 000 экспонатов, которые хранятся в музеях Новосибирска, Бийска, в школьных музеях Чёрного Ануя и Солонешного. Это орудия труда, предметы вооружения, украшения, останки животных и растений. К настоящему времени в отложениях центрального зала обнаружены останки не менее 117 видов плейстоценовых животных (корсак, степной хорь, малый пещерный медведь, пещерная гиена, шерстистый носорог, плейстоценовый осёл, як, первобытный бизон, дзерен, сайга, архар, дикая лошадь, красный волк, марал), а также тундротаёжных видов (песец, горностай). В пещере был найден отполированный и отшлифованный браслет из редкого камня хлоритолита, меняющего цвет в зависимости от освещения. Ближайшее местонахождение хлоритолита находится примерно в 200 км от Денисовой пещеры. При раскопках в 11-м слое (возраст 50 тыс. лет) было обнаружено семь костяных игл с просверленным ушком, по виду практически не отличающихся от современных портняжных. Для их хранения использовались футляры из трубчатых костей птиц. Благодаря раскопкам выяснилось, что тысячи лет назад предгорья Алтая были зоной широколиственных лесов: здесь росли дуб, граб, манчжурский орех и даже северные виды бамбука.

Сам основной раскоп сейчас закрыт настилом, археологи только начинают сезон и пока восстанавливают свой лагерь, который тоже сильно пострадал от наводнения.

Археологические слои.

Про все слои и культуры можно прочитать, например, в википедии. Но вот про находки ещё чуть-чуть.

В культурных слоях начальной стадии верхнего палеолита Денисовой пещеры найдены миниатюрные иглы с просверленным ушком, острия-проколки, пронизки с симметричными рядами глубоких кольцевых нарезок, бусины и кольца из бивня мамонта, подвески из зубов марала и лисицы, плоские бусины-колечки из окаменевшей скорлупы яиц страуса, раковины пресноводных моллюсков с просверленным отверстием в основании, подвески из мягкого поделочного камня, кольцо из белого мрамора и браслет из темно-зелёного хлоритолита. Трасологическое и технологическое изучение каменных украшений показало, что при их изготовлении использовались шлифовка на абразивах, полировка кожей и шкурой, а также уникальные для палеолитического времени технологии - скоростное станковое сверление и внутренняя расточка инструментом в виде рашпиля.

Скорлупа страусиных яиц (а первобытные страусы водились тогда в пустыне Гоби за 2000 км от Денисовой пещеры), представляете! (Хотя и мелькнула мысль, что это мог быть просто закопанный позже клад, но уж наверное археологи проверили возраст своих находок.)

В общем, на основании всего этого уже можно было предположить неладное: ну не делали неандертальцы в то время шикарные браслеты! И эти сомнения развеяли новые находки - в пещере впервые был обнаружен новый вид человека, который потом назвали человек денисовский.

«Мы были уверены, что здесь обитал homo sapiens c фантастически передовой для своего времени культурой. Но в 2008 году в том же 11 слое мы нашли первые человеческие кости - ногтевую фалангу мизинца девочки лет семи. Когда наши коллеги из Института Макса Планка расшифровали ее геном, стало ясно, что мы имеем дело с новой разновидностью человека». Проф. М.В. Шуньков

В 2008 году в пещере в слое № 11 была найдена последняя фаланга мизинца 9-летней девочки (образец Denisova 3), жившей 48-50 тысяч лет назад. Из найденной фаланги удалось извлечь ДНК, последовательности которой позволили установить, что останки принадлежат виду людей, представляющему особую ветвь в эволюции рода Homo отличному и от неандертальцев, и от современных людей. Этот вид получил название денисовский человек. Термолюминесцентное датирование слоя № 22 показало, что его возраст составляет 170 тысяч лет. Сравнение ядерной ДНК трёх зубов из слоя № 11 (Denisova 3, Denisova 4) и одного зуба из слоя № 22 (Denisova 8) показало, что в пещере задолго до девочки жили другие денисовцы, а две эти группы разделяет как минимум 65 тыс. лет.

"Мы можем говорить о непрерывности развития культуры, и что эта форма человека не появилась между 30 и 40 тыс. лет назад на Алтае, а обитала там, начиная с периода 250-300 тыс. лет до нашей эры. Останки более архаичного вида сочетаются с более прогрессивной материальной культурой". Проф. М.В. Шуньков.

Не совсем понятно, сколько всё-таки лет было той девочке и почему от неё остался только палец: есть мнение, что девочка вошла в пещеру в неурочный час (люди и звери делили пещеру по сезонам), и её слопала какая-то гиена, а часть фаланги куда-то закатилась, а я предположила, что девочка сунула палец в щель скалы, и его пришлось ампутировать - моя версия более щадящая, но Рома её осмеял.

Это, насколько я поняла, даты раскопок. В этой части пещеры темнота почти полная, но у нас были фонарики.

Эти выемки оставили скифы, а тюрки оставили огромное количество наконечников стрел, потому что прежде чем войти в пещеру они выпускали в неё стрелу, чтобы убить её духа.

В общем, было очень круто, даже дети слушали как завороженные.

Потом Макс всё-таки начал попискивать, и мы пошли греться на улицу.

Незабудки у входа и цветущая жимолость повсюду.

Яна в ржачных носках на фоне бокового входа.

И мы с Максиком у выхода.

Сувениры нас не особенно заинтересовали, мы оплатили экскурсию и поехали дальше.

Принциально проехали около километра до стелы республики Алтай, заехали за неё, покричали: "Ура, мы в Горном Алтае!" и назад. В кадре кусочек лагеря археологов - он очень старый и фактурный, я бы там погуляла.

По пути обнаружился парк "Колыбель человечества", но мы им не соблазнились, может быть, и зря. Ведь, как гласит сайт, на который я ссылаюсь, «Одно из начал ноосферы находится здесь, в долине Ануя», а я что-то прям запала на долину Ануя)

В тех же краях находится ещё одна археологическая изюмина - стоянка хомо эректусов Карама.

Многослойная стоянка Карама в долине реки Ануй - раннепалеолитическая стоянка на Алтае, древнейшее место обитания первобытного человека на территории России.

Долину Ануя называют прародиной человечества, и свидетельством тому служат сенсационные находки одной из древнейших на Евразийском континенте открытой стоянки Карама, перевернувшей многие научные представления. Найденные здесь орудия датируются возрастом 600-800 тысяч лет. Уникальность стоянки заключается в многослойности - наслоении древних горизонтов, содержащих летопись всей палеолитической эпохи первобытного общества.

Раннепалеолитическая галечная индустрия Карамы свидетельствует о заселении территории Алтая популяциями Homo erectus, пришедшими с первой миграционной волной из Африки. Галечные орудия из 12 слоя стоянки Карама на Алтае схожи с олдувайскими находками. Проведённые палеоботанические исследования свидетельствуют, что процесс первоначального заселения человеком Алтая проходил в благоприятных климатических условиях. Обитатели стоянки занимались охотой и собирательством. Основными объектами охоты были главным образом мелкие и средние млекопитающие, кроме этого, обитатели Карамы промышляли сбором падали. После холодного максимума ранние гоминиды либо ушли из Карамы в более тёплые края, либо вымерли, не сумев адаптироваться к изменившимся ландшафтно-климатическим условиям.

Нам называли миллион лет. МИЛЛИОН! Я не могу этого представить. А 600-800 тысяч что ли могу?))))

Когда ехали назад, видели и пещеру в селе Искра, но там, откуда её видно, к ней не попасть - Ануй стоит на страже почти всех своих пещер. Что мы знем про неё?

Пещера Искра расположена на правом берегу реки Ануй, на высоте 11 м над уровнем течения. Пещера горизонтальная - ширина входовой части - 4,7 м, высота свода - до 2,5 м. Первые археологические раскопки в пещере проведены в 1993 г. В толще пещерных отложений выявлены слои и артефакты, относящиеся к разным историческим периодам от эпохи верхнего палеолита до эпохи Средневековья. (То есть тоже всё есть, но, похоже, особо не копали, кто знает, что она там таит?)

Мы же, конечно, решили туда пробраться через верх, а заодно покорить небольшую вершину с двумя березками - одна стоит, другая упала, которую было хорошо видно с дороги, и после обеда вышли в путь.

Прямо от "Искры" штурманули в лоб холм и вылезли на чьи-то огороженные пастбища. Слегка напрягались в ожидании, что местные начнут палить по нам как по злостным похитителям баранов, но перескакивали через изгороди вполне бодро)

Вид на село и мост через Ануй.

Будачиха уже в дымке, о чём это говорит?

О том, что вот-вот начнет накрапывать дождик.

Вид в сторону республики Алтай.

Наша вершинка, уже почти близко, хотя...

Ещё идти и идти.

Моросит дождик, но пока это только радует: освежает на ходу и сильнее пахнет почти альпийскими травами. И везде цветущая жимолость - практически сакура!

Вид в сторону Новосибирска)

Две березки немного не вошли в кадр))

Жождь пошел сильнее, да и траверсом подниматься легче, решили идти в лес.

Какие счастливые лица)) Ну я-то точно счастлива, хоть и взмокла под седлом)

Лезли по лесу, любовались дикими ирисами, адонисами, ветреницами, огоньками - такая красота! Но фотоаппарат уже ехал у Ромы в рюкзаке. Ура! Вершина! Эта парочка хитрая, палки себе добыли, а мне только дрына со слингом не хватало))

Дождь льёт уже прям нормально, Рома страдает, что не взял треккинговые ботинки, а значит к пещере мы не идём - спускаться по крутому в скользкой обуви над бурной рекой никому не советую)

Добыла фотоаппарат - уииии!

Если пойти по хребтику, можно подняться и повыше, но не сильно.

"Искра" как на ладони.

Цветочки!

Пещера напротив того островка, но не в этот раз.

Потом бежали вниз, скользили и падали (Яна), я вопила от радости, что я в горах, потом вопила от холода, когда мы вышли на открытое место и подул ветер, Рома застегнул мне дождевик на спине, Макс уснул под ним, мы снова штурмовали изгороди, бежали на базу и потом выжимали всё, включая трусы))

Было классно! Итого, счёт Сыр-Пещер по итогам первого дня 1:1+0,5, засчитаю Искровскую пещеру за половинку))

что я узнала, другие места, россия, в кадре, алтай, янкины фотки, фото макса, мы - семья